Конспект урока "План и карта".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Татарова Елена Васильевна

В данном материале представлен конспект урока для 2 класса по окружающему миру по образовательной системе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Образовательная программа: «Школа «2100»

Тема: «План и карта»

Цель урока:

  1. познакомить  обучающихся с понятиями “план”, “карта”, “масштаб”;
  2. формировать навыки и умения чтения плана и карты;
  3. развивать практические умения составления плана местности, пространственное и логическое мышление,   умение искать выход из проблемной ситуации, развивать монологическую речь, развивать навык работы в сотрудничестве;
  4. прививать интерес к предмету при помощи ПК, с использованием Интернета.

Минимакс: в конце урока обучающиеся должны уметь составлять план, иметь представления о масштабе.

Оборудование: нетбуки, проектор, видеофильм, ноутбук, конверты для проектной деятельности с условными обозначениями, таблицы, ватманы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Дети разбиваются  на группы (выбирают билет, рассаживаются в соответствии с выбранным билетом, на то место, где расположен  самолет такого же цвета, который они выбрали).

Ужасно интересно,

все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старания,

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Мы можем отправиться в путь, если наше настроение позитивное. Давайте с вами условимся, что если на нашем пути следования будут встречаться трудности, то мы не будем огорчаться, а только помогать друг другу.

Совместное «открытие» знаний  (работа в группах)

Сегодня мы отправимся  с вами в путешествие на самолете.

- Мы начинаем наше путешествие!

- Представьте себе, что вы находитесь в самолете. Билет - это пропуск, на борт самолета.

Я – пилот, вы – пассажиры.

(видео фрагмент снимка Спартановки  с высоты полета самолета)

- Сейчас мы с вами пролетаем на высоте 300 м. Видим удивительные места: красивейшую реку, еще маленькую речку, ГЭС, самый длинный дом,  деревянная церковь, дамба.  Наш самолет совершает посадку. Куда же мы  приземлились?






- Совершенно верно, все ответы правильны. Это и Волгоградская область, город Волгоград, Тракторозаводский район, Спартановка. Но самое точное – Спартановка.

Какие  объекты помогли вам сделать вывод, что это Спартановка?




- Мы остановились в аэропорту – МОУ СОШ №45.

Представьте, что  мы не знаем, где находимся. Что нам поможет определить место положения?

- Да, действительно, если мы не знаем, где находимся. Нужно воспользоваться картой.

- Как вы думаете, что такое карта?






Действительно,

карта – изображение предметов на поверхности Земли.


 - У вас есть нэтбуки. Предлагаю вам  воспользоваться ими и найти  район Спартановки на картах Yandex  или  Google.

(Повторение правил техники безопасности с ПК.)

- Мы работаем в группах. Выберите  понравившееся место, где вы хотели бы побывать в районе Спартановка. Не забываем, место отправления – МОУ СОШ №45.

- Найдите на картах Yandex  или  Google выбранные вами места.





- Как вы определили, что именно эти места выбраны вами на картах?


- Когда мы летели на самолете,   то видели объекты, снимки этих объектов с космоса перенесли на карты, и теперь мы с вами можем четко определить то место, которое нам нужно. Для создания бумажных карт люди еще в древности договорились использовать условные обозначения.


- Мы будем сейчас создать проект плана, того места в районе Спартановка, которого вы выбрали.

-Как мы можем  перенести, то место на карте, которое вы выбрали, на бумагу?

- При этом, что  у нас получиться на листе бумаги?

- Да, действительно,  изображение местности называют планом. Он позволяет изобразить небольшой участок  местности, которая нам необходима для исследования или проложения маршрута.  

План – это уменьшенное изображение Земли и предметов на ней.

- Возникает вопрос: как перенести большие объекты на план?

Реальные объекты очень большие и не смогут разместиться на листе бумаги.

 Проблема: Каким же образом мы можем изобразить эти объекты?


- При чтении карты в поисковых системах мы приближали и удаляли объекты и в этом нам помогал масштаб.  

Как вы думаете, что такое масштаб?

- Что нам в этом может помочь, чтобы мы могли прочитать нанесенные нами объекты?





- Воспользуемся картами Google и посмотрим  масштаб вашего места с реальными размерами. Отчего же он зависит?

Самостоятельное применение знаний (работа в группах)


-Давайте определим, какой масштаб мы выбираем с вами?

-Определимся с условными обозначениями.

- Вам розданы конверты, в которых лежит таблица и  самые наиболее известные условные обозначения (на самоклеющейся бумаге), которые вам нужно вклеить в таблицу.

Работа в группах.






- Мы с вами все определили за исключением чего? Что мы забыли?

Проблема:- Как отметить на плане дорогу?


- Итак, мы с вами узнали, что такое карта и план.



- Мы сейчас в аэропорту и нам нужно отправиться в путешествие по Спартановке.

- Выберите вид транспорта.


- У каждой группы есть ватман – предполагаемая местность, условные обозначения и средство передвижения, которое вы выбрали.

Работа в группах по созданию проекта (10 мин).


- Работа завершена, у вас получился свой проект по созданию плана. Мы с вами знаем, что  каждый проект необходимо защитить. Предлагаю перейти к защите проектов.



- Каким образом вам помогли знания о плане и о карте для реализации и создания проекта.


Подведение итогов.

- Спасибо, за представленные проекты.

Что нового мы узнали, чему научились?


Какой вид работы понравился больше всего?


Для путешествия между городами  достаточно ли только плана местности?

Значит на следующем уроке  нам предстоит узнать, что нам еще может помочь в дальних путешествиях?


При выходе сдаем обратные билеты. Просьба, на обратной стороне билета оценить свою работу в группе:

- красный - не справился, было трудно;

- желтый – был готов, но не всегда получалось;

- зеленый – получилось все, работал успешно;

И показать настроение ☺.


4. Домашнее задание.

В рабочей тетради страница 25 задание №1. Прочитать в учебнике определения масштаба, плана.



Рассаживаются в соответствии с выбранным билетом, на то место, где расположен  самолет такого же цвета, который они выбрали.

























Просмотр видеофильма.







Варианты ответов: Волгоград, Волгоградская область, Тракторозаводский район, Спартановка.









- Это Спартановка, потому что  основные опознавательные объекты – река Волга и маленькая речка Мечетка, ГЭС,  дамба, деревянная церковь, школа №45.




- Картой местности, картой в Интернете.




Карта

 - это изображение предметов на поверхности,

- это объекты нанесенные на бумагу,

- изображение предметов на поверхности Земли.







Дети работают с картами в Yandex  или  Google.






Спорт -клуб «Луч»,

МУЗ ДЮЦ,

Подростковой клуб «Радуга»,

Физкультурно-оздоровительный комплекс.


Места отмечены значками, помечены ссылками.









Условные обозначения (знаки).  








Нарисовать его на листе бумаги.


Изображение местности.








Читают на странице 78 учебника.



Нарисовать объекты.




Объекты уменьшить.







Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане.

Это условная мера.



Он зависит от приближения мышки к выбранному объекту. Чем сильнее мы приближаем объект, тем масштаб меньше.



В 1см 10м





Самостоятельная работа в группах по заполнению таблицы:

Объект

Условное обозначение

Лужа


Дом


Дерево


Куст


Река


мост







- Мы забыли про дорогу.


- Дорогу будем отмечать черной жирной линией.

Карта и план - изображение предметов на поверхности Земли.





- В путешествие можно отправиться на автомобиле, велосипеде, пешком и т. д.




Самостоятельная работа предполагает результат.


Дети представляют план выбранного места и маршрут своего путешествия на предпочитаемом транспорте.





Знания о масштабе, умения использовать и читать условные знаки.







Мы  с вами научились изображать план выбранной местности с помощью условных обозначений.

Составление плана.



Недостаточно.



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "План, конспект и технологическая карта урока"

Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока  для реализации ФГОС....

Конспект урока (технологическая карта)"Берегите воду! 3 класс "Окружающий мир"УМК Школа России

Конспект урока ( технологическая карта) "Берегите воду!"по окружающему миру в 3 классе в соответствии с ФГОС....

конспекты и технологические карты уроков

Этот материал содержит подробные конспекты уроков изучения нового материала...

Здоровьесберегающие технологии (презентации, конспекты уроков, технологические карты, сообщения)

Здоровьесберегающие технологии отображены в конспекте урока технологии по теме "Работа с бумагой"...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Конспект,презентация,технологическая карта открытого урока по литературному чтению по произведению В.Г. Сутеева "Под грибом"

Конспект  урока по литературному чтению Под грибом" В.Г. Сутеевва с применением  ИКТ....

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....