Главные вкладки

    Дидактические игры по окружающему миру для начальной школы
    учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме

    Клюканова Евгения Владимировна

    Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

          В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

    Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

    Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

    Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

     Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                               

    Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

          В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

    Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

    Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

    Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

     Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.

                                                                 БАНК ИГР

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

    С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

    МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.

                          

    КТО  ГДЕ  ЖИВЁТ?

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

    Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

    КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В  ГОСТИ?

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

    На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д. Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей   и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

    КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

    На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха.  Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

    КТО НА  КОГО ПОХОЖ?

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.        

    На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

    КТО ЭТО?

    ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

    1-й вариант: Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

    2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то  влево, то вправо, при этом приговаривая:

                                                 

                                                     Ровным  шагом и подскоком

             Мы идем в руке рука.

                                                     Вы скажите – мы покажем.

            Сделайте…вот так!

    После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт  (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

    В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

    КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

    Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

    В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее  внимательных детей.

                                   

    ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать признаки деления  животных на домашних и

    диких, знать отдельных  представителей  обеих  групп.

    ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:  Учитель показывает  изображение  животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для  усложнения  игры можно  использовать загадки.

    НАЗОВИ  ДЕТЁНЫШЕЙ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать  названия детёнышей домашних и диких животных.

    ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет  детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

    РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.        

    В игре участвуют две команды.

    Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн

                 ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

                                                                                                                                             

                       

    ВРЕМЕНА ГОДА.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

    ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора                            маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

                               

    КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

            

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

    ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды . Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

    Кто поляны белит белым                                                                                  Шагает  красавица,

    И на стенках пишет мелом,                                                                                  Легко земли касается,

    Шьёт пуховые перины,                                                                                    Идёт на поле, на реку

    Разукрасил все витрины?                                                                                   И по снежку и по цветку.

    Наступили холода,                                                                                                 Липа цветёт,

    Обернулась в лёд вода        ,                                                                                         Рожь колосится,

    Перестал медведь реветь:                                                                                   Золотится пшеница.

    В спячку впал в бору медведь.                                                                              Кто скажет, кто знает,

    Кто скажет, кто знает,                                                                                                Когда это бывает?

    Когда это бывает?

    Я раскрываю почки,                                                                                                Я соткано из зноя

    В зелёные листочки,                                                                                                 Несу тепло с собою

    Деревья одеваю,                                                                                                 Я реки согреваю,

    Посевы поливаю.                                                                                                «Купайтесь!» - приглашаю.

    Утром мы во двор идём,                                                                                   Несу я урожаи,

    Листья сыплются дождём.                                                                                   Поля вновь засеваю,

    Кто скажет, кто знает,                                                                                                 Птиц к югу отправляю,

    Когда это бывает?                                                                                                 Деревья раздеваю.

    Выигрывает команда, у которой  больше  всего  очков.

            

    БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

    Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

    Дети. Так не бывает.

    Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

    В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

    Падают жёлтые листья, дети  впервые пошли в школу.

    Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и  т.д.

            

    ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: «    Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

    В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

    Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года.

                         

    МИР  РАСТЕНИЙ.

                            

    НАЙДИ ДЕРЕВО.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет,  форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

    НАЙДИ ПАРУ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о лиственных деревьях.

    ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

    Правильно  составленная  пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

    НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время  осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям  листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения( причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево  или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек , которые правильно выполнили задание.

    ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты.      ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки ,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

    ПОСАДИМ ОГОРОД.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

    ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов ).

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Дети делятся на две равные по количеству  игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых  изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя . Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

    ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Закрепление знаний об овощах .

    ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей  или картинки с их изображением.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

    1-й вариант .Педагог делит детей на две группы. Одной   из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

    2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке  бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

    Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей ) или сам педагог.

    КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

    ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль , морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны ( например , огурец, кабачки и др.).

    УРОЖАЙ.

    ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол , а  кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

    Выигрывает тот ,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

            

    ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

    По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

    Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

    По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду ? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

    ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:  закрепить знания садовых и лесных растений.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

    По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

    ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

    Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают ,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы .о которых говорилось.

            

    СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

    ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они  съедобные , то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные , то дети не хлопают в ладоши.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

    Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

    Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

    Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

    Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

    Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

    Дидактические игры по окружающему миру

    Дидактические игры по окружающему миру....

    Дидактические игры по окружающему миру

    Дидактические игры.Окружающий мир....