Дидактические игры по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру

Дидактические игры по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_okruzhayushchemu_miru.docx388.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по окружающему миру

Курочкина С.Е.

Комплект игр предназначен для использования на уроках окружающего мира. Дидактические интерактивные игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Среда школы должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.

Цель дидактических игр: повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счёт использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов. Комплект игр предназначен для использования на уроках окружающего мира. Дидактические интерактивные игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Среда школы должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.

Цель дидактических игр: повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счёт использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов.

В комплект входят игры:

  1. Животные леса и тундры.
  2. Перелётные и зимующие птицы.
  3. Птицы наших лесов.
  4. Растения леса.
  5. Узнай ягоды.
  6. Дикие и домашние животные.
  7. Викторина. Игра - футбол. Кто это?
  8. «Парочки». Насекомые
  9. «По порядку».
  10. «12 месяцев».
  11.  «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон.
  12. «Что напутал художник» Исправь ошибки.
  13. «Объедини виды транспорта»
  14. «Живая – неживая»
  15. «На полянке» ( кто больше узнает и назовет грибов)
  16. «Радуга- дуга»
  17.  «Жучки и паучки»
  18.  «Вершки и корешки».

Описание игр

«Узнай ягоды»

Цель: закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов.

На экране мелькают картинки с изображением ягод. Необходимо кликнуть мышкой по картинке, они перестанут мелькать. Внизу появятся три слова-название ягод. Необходимо выбрать слово, соответствующее изображению. Если название ягоды выбрано, верно, то на слове появляется зелёная метка в виде галочки, если нет - красный крестик.

«Животные леса и тундры»

(Сортировщик изображений)

Цель: уметь различать животных леса и тундры.

Дан ряд изображений различных животных. Задача – переместить картинки в две колонки: животные леса и животные тундры.

«Перелётные и зимующие птицы»

(Водоворот)

Цель: учить различать перелётных и зимующих птиц.

Даны изображения птиц. Необходимо переместить изображение птицы в нужный водоворот с названием: перелётные или зимующие птицы. Если изображение подобрано, верно, то птица попадёт в водоворот, а если нет, то картинка останется на месте.

«Птицы наших лесов»

(Анаграмма)

Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Птицы наших лесов»

На экране буквы. Переставляя буквы местами, надо добиться того, чтобы получилось слово - название птицы. Игрок нажимает на слово «старт» и начинает переставлять буквы. Если игроку трудно узнать по буквам слово, он может нажать на кнопку - ключ (clue). На экране появится подсказка-загадка и изображение этой птицы.

Например: на экране буквы – б, р, з, е, а

Ключ – «Полосатая лошадка» https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57626e66a7c24/user_file_57626e66a7c24_1_1.jpeg

«Растения леса»

(Вопрос - ответ)

Цель: систематизировать и углубить знания детей по теме «Растения леса»

Нажимаем старт, на экране появляются прямоугольники, на которых написаны загадки. Читаем загадку, отгадываем. Проверяем себя, щёлкая мышкой по загадке, появляется ответ, сравниваем со своим.

Загадки:

  1. Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой.

Стоит под горой. (Берёза)

  1. Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

  1. Весной зеленела,

Летом загорала,

Осень надела

Красные кораллы. (Рябина)

  1. Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

  1. Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. ( Лиственница)

  1. Летом с нег снег.

Просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

«Кто это?

(футбол-викторина)

Цель: закрепить знания учащихся о животных, растениях, условиях их проживания.

На экране футбольное поле, на котором ворота и буквы.

Ниже ворот зашифровано слово. У этого слова есть первая буква. Необходимо отгадать слово - растение это или животное. Для этого необходимо щёлкнуть мышкой по слову ключ и появится вопрос. Снова щёлкаем по вопросу, он исчезает. Затем ученик из букв составляет нужное слово. Если буква выбрана, верно, то подаётся звуковой сигнал - гол. Если буква неверна, то подаётся команда - промах. На табло можно увидеть результат.

Вопросы:

  1. Кровожадный хищник наших лесов?
  2. Какой гриб носит название хищного лесного зверя?
  3. Какая птица выводит птенцов зимой?
  4. Животное, которое строит дом на реке?
  5. У какой птицы самый длинный язык?
  6. Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
  7. Какое животное почти всё время проводит под землёй?
  8. Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги?
  9. Какая птица в мире самая большая?
  10. Кто спит вниз головой?

 «Дикие и домашние животные»

(Сортировщик изображений)

Цель: учить различать диких и домашних животных

Необходимо разделить животных на две группы.

«Парочки - насекомые»

(игра на внимание)

Цель: развитие внимания учащихся.

На экране 8 карточек под номерами. Игрок открывает две любые карточки, кликая по ним мышкой. Если на них один и тот же рисунок насекомого, карточки исчезают с экрана. Если карточки не сошлись - игрок вновь начинает открывать пару карточек, лучше по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, необходимо играющему запомнить, где какая картинка с насекомым. Игра заканчивается, когда все карточки исчезли с экрана. На табло экрана появляется результат.

Например: поздравляем, у вас 17 попыток, или поздравляем, у вас 6 попыток. Чем меньше попыток, тем лучше.

 «Перелётные и зимующие птицы»

(Водоворот)

Цель: учить различать перелётных и зимующих птиц.

Даны изображения птиц. Необходимо переместить изображение птицы в нужный водоворот с названием: перелётные или зимующие птицы. Если изображение подобрано, верно, то птица попадёт в водоворот, а если нет,

Тест по теме «Организм человека»

Цель: закрепление и углубление теоритических знаний, проверка умения пользоваться полученными знаниями.

Даны 6 вопросов. На каждый вопрос - четыре ответа.

Ученик читает вопрос, выбирает ответ. Если ответ верен, то на ответе появляется зелёная метка. Если ответ неверен - то на ответе появляется красный крестик. Когда ответ найден верный, на экране появляется слово «следующий» Нажимаем на это слово, появляется второй вопрос и четыре ответа.

Вопросы:

  1. Какой орган не относится к системе пищеварения? (сердце, кишечник, желудок, пищевод)
  2. Какой орган относится к системе кровообращения? (почки, лёгкие, сердце, мозг)
  3. К какой системе органов относится мозг? ( к пищеварительной, к кровеносной, к нервной, к органам дыхания)
  4. Какая система органов управляет деятельностью организма? ( нервная, пищеварительная, кровеносная, органов дыхания)
  5. Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода? (скелет, кожа, живот, мышцы)
  6. Какие органы относятся к системе пищеварения? ( желудок и пищевод, сердце и сосуды, скелет и мышцы, спинной мозг и нервы)

«Парочки - насекомые»

(игра на внимание)

Цель: развитие внимательности учащихся.

На экране 8 карточек под номерами. Игрок открывает две любые карточки, кликая по ним мышкой. Если на них один и тот же рисунок насекомого, карточки исчезают с экрана. Если карточки не сошлись - игрок вновь начинает открывать пару карточек, лучше по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, необходимо играющему запомнить, где какая картинка с насекомым. Игра заканчивается, когда все карточки исчезли с экрана. На табло экрана появляется результат.

Например: поздравляем, у вас 17 попыток, или поздравляем, у вас 6 попыток. Чем меньше

 «По порядку».

Задачи: 

Закрепить и классифицировать  знания  детей о днях недели. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: 

Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку  как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни  недели.

 «12 месяцев» 

Задачи: 

Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе . 

Оборудование: 

Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

 «Откуда письмо?» Рассеянный почтальон. 

Задачи:  Сформировать представления учащихся  о живой природе разных континентов.  Развивать умение распределять  представителей живой природы и фауны  по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Оборудование: 

Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной  страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент)  или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

 «Что напутал художник» Исправь ошибки.

Задачи: 

Закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей.
Нужно исправить картинки.

 «Объедини виды транспорта» 

Задачи: 

Сформировать представление учащихся о видах транспорта. Учить классифицировать и находить общие признаки. Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания. Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек ).
Задание можно дать поделив детей на 4 команды. Команде дают карточки с разными видами транспорта.  Ученики должны из имеющихся карточек выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда должна выбрать наземный транспорт, другая выбирает водный, третья- железнодорожный, а четвертая - воздушный.   Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

«Живая – неживая»

Задачи:

Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе. Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: 

Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

«На полянке»  ( кто больше узнает и назовет грибов)

Задачи:

Закрепить полученные знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать умения анализировать, делать выводы. Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов.На партах карточки – грибы.
Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.

«Радуга- дуга»

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

Соотнеси загадку с отгадкой.

На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.

 «Жучки и паучки» (  дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)

 «Вершки и корешки».

Задачи:

Познакомить с разнообразием растений . Развивать умение анализировать, сравнивать Развивать интерес к природе.

Оборудование:

У детей листы формата А4 ( по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот кто быстро и правильно справится с заданием.

«Расставь подписи к картинкам»

https://allsoft.ru/Screens/mig/2015/03/06/2038647.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по окружающему миру для 2 класса по системе "Школа 2100"

Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам  программы 2  класса системы Школа 2100". Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ....

Дидактический материал по окружающему миру для 3 класса по системе "Школа 2100"

Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам  программы 3  класса системы Школа 2100". Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ....

Дидактический материал по окружающему миру для 4 класса по системе "Школа 2100"

Дидактический материал представлен в форме опросов к основным темам  программы 4  класса системы Школа 2100". Данная разработка поможет в организации фронтальных и письменных работ....

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Дидактические игры по окружающему миру для начальной школы

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь...

Дидактические игры по окружающему миру

Дидактические игры.Окружающий мир....

Дидактические игры по окружающему миру для младших школьников

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира...