методическое пособие "Модель для учёта внеучебных достижений учащихся "Наше Солнышко"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс) по теме

Усова Ольга Юрьевна

Модель "Наше Солнышко" позволяет педагогу учитывать унеучебные достижения учащихся. Модель "наше Солнышко"  разработана для детей начальной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_nashe_solnyshko_dlya_nsportal_.docx390.41 КБ

Предварительный просмотр:

Модель «Наше Солнышко».

Автор: Усова Ольга Юрьевна.

« В каждом человеке есть Солнце,

                                                                только дайте ему светить».

Сократ.

Краткое описание модели.

Модель «Наше Солнышко» позволяет учитывать достижения ребят в их внеучебной деятельности. Данная модель применялась на занятиях по экологии по программе «Первые шаги в экологию» в группах продлённого дня начальной школы.

Для начала педагог изготавливает «Солнышко» - большой жёлтый круг, который можно прикрепить к ватману, стене, стенду или доске. Солнышко должно быть таким, чтобы на нём  можно было поместить достижения всех ребят ( в конкретном случае была группа из 15 человек) за  учебной год.

Достижения ученика – это лучик. Один лучик даётся либо за крупное достижение (участие в конкурсах, олимпиадах, театральных постановках), либо за несколько (например, 3) небольших достижений – рисунки, поделки, инициативу и другие «добрые дела». Небольшие достижения, из которых состоят лучики – это солнечные зайчики (жёлтые жетончики). И на лучиках, и на солнечных зайчиках пишут фамилию, имя и  достижения ребёнка (например, Вербицкий Максим. Победа  в конкурсе «Наши верные друзья» ).

По мере увеличения достижений ребят, растёт и «Наше Солнышко» (педагог прикрепляет к нему  лучики).

В конце учебного года выбирают главного астронома - у кого больше всех лучиков. Ему предоставляют почётное право быть ведущим на демонстрации «Солнышка», например, перед родителями, другими группами, учителями.

Выбор модели обоснован стремлением детей младшего школьного возраста к сотрудничеству (общее «Солнышко) , а также широким применением  в начальной школе игровой деятельности (игровой характер - состязание на роль главного астронома, желание добиться лучшего результата, продемонстрировать свои достижения).

Цель: выявление достижений учащихся на занятиях в кружке «Экология» в начальной школе с последующей их обработкой и формированием представлений об индивидуальных способностях и личных качествах каждого ребёнка.

 Данная технология помогает учитывать достижения ребят в виде активных форм участия в какой-либо деятельности. Получение  достижений в развитии познавательной, эмоциональной, волевой сферах осуществляется за счёт применения разных  методов и форм, например, беседа, анкетирование и др.

Обработка данных позволяет выявить наиболее активных детей, узнать в какой деятельности проявилась большая активность ребёнка, задуматься почему именно так (например, участие только в индивидуальных формах –  возможно проблемы в коллективе – необщителен, замкнут, не умеет сотрудничать или же  отдаёт предпочтение индивидуальным формам, чтобы наиболее ярко выразить себя.). Для этого необходимо провести анкетирование, опрос детей. Примерные вопросы анкеты:

1. Мне больше нравится участвовать в коллективных мероприятиях потому что...

2. Мне больше нравятся индивидуальные задания т. к. ...  

3. Мне легко было участвовать в мероприятиях и получать лучики.

4. Победы дались мне не совсем просто, самым трудным для меня было ...

5. Самым большим достижение из всех я считаю...

6. Самый трудный мой лучик за ...

Данная модель позволяет проследить в каких сферах деятельности  проявил себя ребёнок, есть ли у него какие -  либо таланты, старался ли он участвовать в крупных мероприятиях или же собирал «лучики» за «маленькие» достижения. После получения данных целесообразно обработать их в виде таблицы, диаграммы.

Модель «Наше Солнышко»  предполагает использование следующих методов и форм на разных этапах её осуществления:

    1 этап – «Постановка цели»: Рассказ и объяснение педагога о «Нашем Солнышке» как отражении личных достижений  ребят, из которых складывается один большой успех всей группы. На данном этапе происходит демонстрация «Солнышка»,  показ лучиков и солнечных зайчиков, объяснение их получения, рассказ о главном астрономе  и его почётной роли. Это всё проходит в форме беседы педагога  с учащимися.

Также целесообразно провести анкетирование. Примерные вопросы:

  1. Мне понравился проект «Наше Солнышко», я постараюсь активно участвовать в нём...
  2. Я не хочу пока участвовать в данном проекте или затрудняюсь ответить...
  3. О моих достижениях и достижениях других ребят интересно будет узнать (кому)...
  4. С помощью «Солнышка» я смогу... (показать себя, узнать больше  о своих товарищах).

   

    2 этап – «Рост нашего Солнышка». На данном этапе педагог фиксирует достижения детей, выдаёт лучики и прикрепляет их к Солнышку. Достижения ребят можно выявлять с помощью метода  игровой деятельности, метода проектов, коллективных творческих дел, проведения конкурсов, соревнований, смотров, узнавать о них в ходе беседы, анкетирования, опроса, наблюдения, интервьюирования.

     3 этап – «Выявление причин». Выявления причин, а также способы их решения осуществляются на всём протяжении реализации данной модели.   Педагог выявляет  причины неактивности ребёнка, его мотивы участия в различных видах деятельности, его отношение к проводимым мероприятиям, а также его предложения по улучшению данной модели.

    4 этап – «Выбор астронома и подведение итогов».

    5 этап «Представление «Нашего Солнышка» родителям, учителям и др. Представление можно организовать в виде праздника, интервьюирования, докладов, театрализованного выступления, чаепития и т. д.

     6 этап - «Обработка данных». Обработка данных осуществляется при помощи следующих методов: анализ, описание, построение диаграмм, таблиц, графиков.

Например, таблица «Творческая активность учащихся».

Педагог считает «лучики» у каждого ребёнка, полученные за творческие мероприятия. Затем выбирает критерии, исходя из полученных данных, например, 5 лучиков -  высокая активность, 4-2 — средняя, 1- 0 -низкая.

После этого педагог строит таблицу:

№ п/п

Высокая творческая  активность

Средняя творческая активность

Низкая творческая активность

Примечание

1

Иванов

2

Петров

Много пропусков по уважительной причине

Анализ полученных данных строится на получении данных анкетирования, тестов, бесед, проводимых на предыдущих этапах.

Используя данные таблицы, при организации последующие занятий, педагог может быстро формировать творческие группы с «лидерами», оказывающими помощь в различных заданиях малоактивным детям.

Модель «Наше Солнышко» основана на концепции  личностно ориентированного образования (В. В.Сериков).

В основу модели личностно ориентированного образования, разработанной     В.В. Сериковым, положена теория личности  

С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность - это не набор заданных качеств, а способность человека "быть личностью", то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе. Модель «Наше Солнышко» подразумевает проявление  детьми активности в творчестве, осуществления выбора деятельности, защиты своего мнения.  

Исходным пунктом концепции является представление о личности как о цели

и факторе образовательного процесса, об особой природе и механизмах формирования личностного опыта в процессе обучения. Не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса становится определяющим замыслом, ведущей идеей этой концепции. Образование, ориентированное на личность, достигает своей цели в такой степени, в какой создает ситуацию востребования личности, сил её саморазвития.

Феномен "востребованности" проявляет гуманистическую сущность любой

деятельности, имеющей отношение к человеку. Если педагог  востребует, производя педагогические действия то, что действительно личностно, принадлежит отдельному ученику и составляет его личную ценность, значимо для ребенка, то в этом случае воспитание основывается на личностных ценностях. Состояться человеку как личности помогает педагог,

востребующий его личностное понимание жизни, проявляющий его смысловые значения, актуализирующий ребенка во всех его личностных проявлениях, придавая им общественно значимую важность. Состоявшаяся личность в постоянстве установок на ценностные ориентации органически сочетает не только "независимость", но и обязательную зависимость от трех глобальных условий жизни человеческого сообщества: мир, труд, охрана окружающей среды.

Исходя из данной личностно ориентированной концепции, модель «Наше Солнышко»  подразумевает помощь педагога в творческих начинаниях детей, осуществление совместной деятельности педагога и ребят, старание педагога востребовать личностные проявления ребёнка. Триада «Мир, труд, охрана окружающей среды» проходит через весь процесс обучения по программе «Первые шаги в экологию». А модель «Наше Солнышко» позволяет выявить результаты и подчеркнуть взаимодействие всех трёх компонентов: жизнь, взаимодействие  в мире, труд: обучение, участие в акциях, конкурсах и т. д. неразрывно связаны с  охраной окружающей среды.

Основное внимание в концепции В.В. Серикова уделено педагогической технологии создания личностно ориентированных ситуаций. Предлагаемая технология основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.    Модель

 «Наше Солнышко» включает в себя данную триаду "Задача — диалог - игра", которая  образует в ней базовый технологический комплекс,создающий ценностно - смысловое поле межсубъектного общения в личностно ориентированном образовательном процессе.

 Модель «Наше Солнышко» внедрена в практику обучения детей по программе «Первые шаги в экологию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бально-рейтинговая система оценивания внеучебных достижений учащихся

1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2. Изменения в самооценке от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....

Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»

Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет ...

«Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)»

Выступление на тему : "Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)"...

Преемственность внеучебных достижений и учебной деятельности в начальной школе.

Взаимосвязь и учёт внеучебных достижений в начальной школе....

Технология проведения "Уроков свободного выбора", как форма учета внеучебных достижений обучающихся

Описание технологии, позволяющей учитывать внеучебные достижения обучающихся на уровнен начальной школы (из опыта работы)....

Модель учёта внеучебных достижений учащихся.

Опыт работы по учёту внеучебной деятельности учащихся....

Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""

"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...