Окружающий мир. Горные экосистемы. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме: горные экосистемы разработан в соответствиии с ФГОС с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода и направлен на развитие УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.85 КБ
Файл самоанализ20.32 КБ
Файл individualnye_kartochki.docx57.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Горные экосистемы.

Цель:  познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Задачи:

  1. Развивать бережное отношение растениям и животным, и природе в целом.
  2. Развивать умение работать в группах, парах.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственных связи.

Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний (10мин)































II. Постановка проблемы, целеполагание

  • На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов? (Природные зоны.)
  • Расположите  названия природных зон с севера на юг в кармашки (ледяные пустыни, тундры, тайга и лиственные леса, степи, пустыни, тропические пустыни, тропические леса).
  • Как можно назвать эту схему, этот порядок расположения природных зон (зональность)
  • От чего зависит природная зональность? (от природных условий – количества солнечных лучей, от распределения солнечного тепла)
  • Найдите  природную зону по описанию. По каким ключевым словам определили? (степь, тундра, ледяные пустыни, тайга)
  • Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)
  • Какой вывод можно сделать? (каждая природная зона имеет свои природные условия, к которым приспосабливаются обитающие в ней растения и животные)
  • Как можно одним словом назвать такое взаимодействие неживой и живой природы, где все обитатели чувствуют себя комфортно? (Экосистема.)
  • Какова цель данного этапа работы с материалом о природных зонах? (Повторить природные зоны,  возможно связано с новой темой)
  • Диалог Лены и Миши. Есть на земле участки, где можно сразу встретить все природные зоны? Кто прав? (это можно наблюдать на возвышенностях, чем выше, тем холоднее, и природные зоны могут располагаться сверху вниз, как с севера на юг нашей планеты)
  • О чём мы будем сегодня говорить? Какое умение сейчас развивали? Нужно ли в жизни?
  • Кто догадался, какая тема урока? (Горные экосистемы)
  • Сравним с учебником. Как понимаете? (не просто природные зоны гор, а еще и взаимосвязи живой и неживой природы внутри этих зон)
  • Какова цель урока? (изучить горные экосистемы)
    познакомиться  -  горными системами (высотные пояса)
    объяснить – расположение горных систем
    рассмотреть – растительный и животный мир гор

  • Выберите из предложенных наиболее подходящий план урока, объясните почему.
  1. Природные условия
  2. Особенности природных систем гор
  3. Особенности растений
  4. Особенности животных

  1. Распределение природных систем гор
  2. Природные условия, климат
  3. Особенности растений
  4. Особенности животных

  1. Особенности растений
  2. Особенности животных
  3. Распределение природных систем гор
  4. Природные условия, климат

  •  Какова цель данного этапа работы? (научиться  планировать свою деятельность) Нужно ли  в жизни?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

  1. Природные условия.
  • У вас есть листочек юного наблюдателя. Походу изучения темы вы можете, как всегда, свои мысли и выводы записывать на этот листочек и вклеить в нашу тетрадочку.
  • Какими пометками можно пользоваться? (схем. рисунок, знаки, символы, ключевые слова) 
  • Слайд. Где холоднее? (На вершине)
  • Где теплее всего: у подошвы горы или на вершине?
    (Где ровная поверхность – у подошвы) 
  • Почему вы так уверены? Откуда вы получали такую информацию? (Из личного опыта, из других источников информации)
  • Но ведь, чем ближе к солнцу, тем должно быть теплее. Как вы это объясните? (солнце нагревает не воздух, а горизонтальную поверхность, чем больше площадь, тем сильнее она нагревается)
  • Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается)
  • Сравните с учебником. Оказывается, что воздух, прогреваемый над обширными равнинами,  более плотный и не поднимается на большую высоту. Горы выходят в слои менее плотного воздуха. Тепла от нагреваемой поверхности вершин не хватает, чтобы прогреть воздух над ней, а воздушные массы постоянно относят нагретый от поверхности воздух, сменяя его холодным.
  • Запишите вывод на листочек.

  1. Высотные пояса.
  • Чем выше, тем количество солнечного тепла  в горах меньше, изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природные зоны. Те же самые изменения происходят и в горах.
  • Кто бывал в горах? Что вы наблюдали при подъёме к вершине? (что становится холоднее и растительность меняется: травы, леса, мелкие кустарники, на вершинах снег)
  • Как же располагаются природные зоны в горах?
    Соберите пазлы, узнайте какие природные зоны встречаются в горах
    (ледники, «Альпийские луга», горные леса, горные степи). 
  • Сопоставьте эти картинки с природными зонами, расположенными на равнинной поверхности. Определите порядок  (горные ледники  – ледяные пустыни, альпийские луга – тундра,  горные леса – лесная зона, горные  равнины – степи).
  • Какова цель данного этапа работы? (выяснить, как распределяются горные системы в горах)
  • Какое умение формировали? (умение систематизировать свои знания, сопоставлять, соотносить),  нужно ли  в жизни это умение?
  • Как  же можно назвать одним словом природные зоны гор, горные системы? На стр. 43 найдите название.
  •  Сделайте запись.
  1. Особенности растительного мира.
  • Слайд.
    Раз мы говорим об альпийских лугах, каких участников экосистемы мы там в основном встретим? («Кормильцев».)
    Если сверху вниз спускаться, то почва становится более благородной, встречаются леса. Наверху «кормильцев» меньше, внизу больше. (В лесной зоне их больше.)
  1. Особенности животного мира.
  • Из фильма Живая планета вы можете узнать,  как приспособились животные к жизни в горах.
  • Найдите отличия от животного мира природных зон на равнинах.
    Могут не впадать в спячку, а спуститься в другой высотный пояс.
    У животных появляется густая шерсть, в отличие от таких же видов на равнине.
    Сильные ноги, позволяющие прыгать по горам.
  • Какая цель этапа? Узнать, как животные приспособились к жизни в горах. Оцените себя.
  • О каких горах рассказывает нам фрагмент фильма (Кавказ)
  • Почему? (Самые высокие в России) Эльбрус  5642м.  Какие высотные пояса там можно наблюдать?
  • Какие горы находяться на территории РК? Что о них можно рассказать? (старые, находятся на востоке нашей республики, гора Народная, заповедник, много лесов)
  • Значит,  какой высотный пояс занимает большую часть Уральских гор?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

– Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?

Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.)

А природные условия в этих горах одинаковые? Почему? (Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла.)

ΙV. Рефлексия

Странички энциклопедии.

  • Я приготовила вам странички из энциклопедии. По описанию догадайтесь, о каком растении и животном идёт речь.
  • Какой способ работы хотели бы выбрать? Почему? Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся? Как выбрать отвечающего? Приступим.
  • Определите высотный пояс, в котором оно  обитает.
  • Разместите на доске.
  • Что объединяет всех этих обитателей?
  • Что такое Красная книга?
  • Какое задание мы сейчас выполняли? Для чего? Можем ли мы применять в жизни эти знания? Где? Как?
  • Какие умения развивали?

V. Итог и оценивание.

  • Какую цель ставили на урок? Достигли? С каким новым понятием познакомились?
  • Какой вывод сделали?

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил задание сам или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.

– Кто же сегодня более активен был на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Где и как вы можете применить новое знание?

V. Домашнее задание.

По выбору детей.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира по теме «Горные экосистемы» (образовательная система "Школа 2100",
автор программы Вахрушев А.А.)
 Антоновой Татьяны Алексеевны.

Предмет:  Окружающий  мир (урок – открытие  нового  знания).

Тема урока: Горные экосистемы.

Продолжительность: 1 урок  - 45 минут.

Класс: 2

Характеристика класса:
 В данном классе обучается  26 человек. Уровень подготовки детей выше среднего (качество знаний 100%). Обучающиеся на уроках активны.  
У детей сформированы навыки самостоятельной работы,  работы в парах, группах. У обучающихся преобладает дух сотрудничества. Они умеют  выслушивать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения. В классе выявлена группа лидеров (7 человек), которая всегда стремится помочь товарищам в групповой  и др. работе.

Дидактический, наглядный материал, ТСО:

  • Использование заранее созданной презентации (MS Power Point);
  • Использование учебных интерактивных  модулей пособия «Мир природы»;
  • Использование интерактивной  доски;
  • Использование видеоматериалов «Кавказ».

Аннотация.

Данный урок ориентирован на усвоение новых знаний,  понятия «Высотные пояса». Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного подхода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений  планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать,  анализировать.
Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками детей.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Цель:  познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Задачи:

  1. Развивать бережное отношение растениям и животным, и природе в целом.
  2. Развивать умение работать в группах, парах.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственных связи.

На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия «природные зоны», «природная зональность», «горы».

Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеофрагменты) способствуют формированию у обучающихся  образных представлений, а на их основе – соответствующих понятий.
Для решения поставленных задач рационально выбрана структура урока.   После каждого этапа работы необходимо обсуждать с обучающимися  целесообразность и необходимость выбранного этапа или задания. Кроме того, каждый этап работы предусмотрено отображать в личном листочке открытий, развивая универсальное учебное умение перерабатывать полученную информацию и фиксировать ее при помощи ключевых, опорных слов, схем, символов, знаков и др.

1 этап – Организационный момент. Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень  серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется  умение себя  мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе  закладывается характер  взаимоотношений учителя и класса. 

  2 этапом урока – актуализация знаний учащихся.  Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ и раздаточного материала,  по которым учащиеся систематизировали свои знания и прогнозировали, о чем пойдет речь на уроке,  что развивает интерес к уроку.

  3 этап урока. На этапе постановки проблемы, обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, развивают умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему  и делать выводы.
Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету,   такие задания  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.  
При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая  причинно-следственную связь.

4 этап – открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода (работа с пазлами, схемами, картинками, самостоятельно и в парах). Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, видеофрагмента «Кавказ», а также из опыта своего и других людей.

5 этап – физминутка. Этот этап урока обучающиеся выполняют в виде игры, осознавая значимость этих пауз, с целью сохранения здоровья.

6 этап – рефлексия. На данном этапе закрепляются   аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  В ходе работы использовался  частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений).  Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске.
На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.

Данная структура урока помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Знания учащихся были оценены объективно.

     Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микро коллективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимопроверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

Я считаю, что все поставленные  задачи реализовала, цели достигнуты.



Предварительный просмотр:

ледяные пустыни

ледяные пустыни

ледяные пустыни

тундра

тундра

тундра

тайга

тайга

тайга

степь

степь

степь

пустыни

пустыни

пустыни

лиственные леса

лиственные леса

лиственные леса

 План № 1.

  1. Природные условия
  2. Особенности природных систем гор
  3. Особенности растительного мира
  4. Особенности животного мира

План № 2.

  1. Особенности природных систем гор
  2. Природные условия
  3. Особенности растительного мира
  4. Особенности животного мира

План № 3.

  1. Особенности растительного мира
  2. Особенности животного мира
  3. Природные условия
  4. Особенности природных систем гор


План № 1.

  1. Природные условия
  2. Особенности природных систем гор
  3. Особенности растительного мира
  4. Особенности животного мира

План № 2.

  1. Особенности природных систем гор
  2. Природные условия
  3. Особенности растительного мира
  4. Особенности животного мира


План № 3.

  1. Особенности растительного мира
  2. Особенности животного мира
  3. Природные условия
  4. Особенности природных систем гор


Горные экосистемы.

  1. Природные условия

  •  
  •  
  •  

  1. Особенности природных систем гор

_________  пояса

  •  
  •  
  •  
  •  

  1. Особенности растительного мира

  •  
  •  


  1. Особенности животного мира

  •  
  •  



Горные экосистемы.

  1. Природные условия

  •  
  •  
  •  

  1. Особенности природных систем гор

_________  пояса

  •  
  •  
  •  
  •  

  1. Особенности растительного мира

  •  
  •  


  1. Особенности животного мира

  •  
  •  



Эта природная зона  располагается в холодном поясе. Лето здесь длится всего один месяц. Первые проталины покрыты мхами и лишайниками. А деревья не вырастают более полуметра. Поэтому животным в таких условиях выжить нелегко. Один из главных обитателей этой зоны – северный олень (тундра).

А в этой природной зоне, расположенной в умеренном поясе, хорошо различаются времена года. Суровая холодная зима и теплое, но не продолжительное  лето.  Растения хорошо приспособились к природным условиям этой зоны. Они произрастают ярусами, а вместо листьев имеют иголки, способные пережить суровые зимние морозы (тайга).

Для этой природной зоны характерно жаркое засушливое лето. Весной, когда чернозёмные почвы напитаны снеговой влагой, травянистые растения цветут и зеленеют, покрывая землю сплошным ковром. Их  корни сплетаются  и образуют дернину. Деревьям здесь выжить нелегко. Животные же приспособились к таким условиям. Они строят себе жилище под землёй или в густой траве. Многие ведут ночной образ жизни (степь).






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру Горные экосистемы, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный матриал по окружающему миру во 2 классе по программе 2100 к уроку по теме "Горные экосистемы"....

Урок по окружающему миру. Горные экосистемы.

Совруменные образовательные технологии: игра "Что? Где? Когда?", работа в группах, парах, Использование ИКТ....

Урок окружающего мира "Горные экосистемы" 2 класс.

"Горные экосистемы", урок по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...