Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Бараева Ирина Викторовна

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его структура соответствует этапам проблемного урока (по Е. В. Мельниковой), также используются методы проблемного обучения. Стержневым моментом  является не преподнесение готовых знаний, а открытие нового знания вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_2_klass_gornye_ekosistemy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс.

ОС «Школа 2100»

Тема: Горные экосистемы.

        Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира

Познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъема в горы.

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.

Учить бережно относиться к природе.

Минимакс: к  концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, уметь приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса.

Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъеме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.

Оборудование: карта природных зон, рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему; мультимедийная презентация «Горные экосистемы»; фрагмент DVD-фильма «Планета Земля» коллекционного издания ВВС.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент.

 Хочется пожелать нашим гостям увидеть интересный урок, а вам, ребята – как можно больше знаний из него извлечь.

- Прочтите группу слов. Назовите лишнее? Почему?

   Глобус, горизонт, экватор.

        

Лишнее слово горизонт, его нет на глобусе.

карточки

2. Актуализация знаний.

- На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса.

А что расположено внутри тепловых поясов?

-Что называют природными зонами?

- Обитатели природных зон прислали вам письма. Прочтите и назовите, от кого и откуда пришло письмо.

Работа в группах.

1. Я – мохнатый тяжеловесный хищник. От холода меня спасает толстый слой жира и белая шкура с густой тёплой шерстью. Я умею плавать и нырять в ледяной воде.

2. Меня легко узнать по огромным ветвистым рогам. Я люблю лакомиться молодой травкой, нежными листьями осин и берёз. За это люди прозвали меня «лесной коровой».

3. Я – пернатый хищник. Умею прекрасно летать и подолгу парить в восходящих потоках воздуха. С высоты выслеживаю сусликов, мышей и небольших птиц.

Вывод:

- Благодаря этим обитателям нам удалось побывать в изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость.

- Природные зоны

- Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром.

Ответное слово каждой команды:

1   “Природные зоны холодного пояса”.  Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ.

2.  “Леса умеренного пояса”.  Письмо ЛОСЯ.

3.  “Засушливые зоны умеренного пояса”.  Письмо  СТЕПНОГО ОРЛА.

глобус

карточка

Раздать

письма

Слайд__

Слайд__

Слайд__

3. Постановка проблемы.

- Ребята, кто из вас может сказать, почему природные зоны распределяются на планете в такой последовательности?

 

- Ребята, скажите - солнце очень горячее?

- Проведём опыт.

Представим солнце – источник тепла, в виде свечи.

Где теплее? Ближе к свечи или дальше от неё?

- Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

- Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее. Да?

     

-Хорошо. Тогда прокомментируйте данную ситуацию. «Самолёт совершает перелёт на огромной высоте. Стюардесса объявляет пассажирам температуру воздуха за бортом». Как вы думаете, за бортом холодно или тепло?

- Хорошо. А  сейчас рассмотрите картину, назовите что изображено?

- Рассмотрите и опишите её.

- Покажите самое холодное место на картине?

- Правильно я вас поняла, самое холодное место на вершине?

- Не вы ли говорили, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

-Какое противоречие у нас возникает?

-На какой вопрос мы должны ответить?

- Изучение какой экосистемы поможет нам найти ответ?

- Назовите тему урока?

- Солнце, закон природной зональности.

- Да.

-Чем ближе источник тепла, тем жарче.

- Да.

- Да.

- За бортом самолёта холодно

- Гора.

*На вершине горы лежит снег, значит там холодно.

- Вершина горы.

- Да.

-Да

-Вершины гор ближе к источнику тепла, но там холодно.

-Почему на вершине горы холодно?  

- Горной.

-Горные экосистемы.

Слайд__

Зажечь свечу

Слайд__

Слайд__

Записать

вопрос

Открыть тему

4. Открытие нового знания.

- По какому плану будем работать?

1. Блиц-опрос. Вспомним, что мы знаем о горах. Используйте карты на с. 96-97

1. Каким цветом на карте обозначены горы?

2. Горы Азии?

3. Горы Южной Америки?

4. Горы в центре Западной Европы?

5. Горы вдоль берегов Тихого океана?

6. Определи по карте, какие горы выше: Уральские или Кавказа? Почему?

С картой у доски – один ученик, самооценка.

2. Рассказ ученика.

- Чтобы выяснить природные условия горной экосистемы, давайте послушаем мнение тех ребят, кто бывал в горах.

3. Природные условия. Групповая работа.

-   Хотите разобраться, почему на вершине холодно, хотя ближе к солнцу?

 Откройте учебник на стр. 42. Прочтите текст под первой иллюстрацией.  Подумайте над заданием под текстом.

Обсудите ответ в группах:

Вопросы на карточках:

1 группа. Почему земля нагревается быстрее, чем воздух?

2 группа. Кому из ребят теплее?

3 группа. Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? А где холоднее? Почему?

- Так какой можно сделать вывод?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

Физминутка.

4. Высотные пояса. Работа в парах.

-Горные склоны получают неодинаковое количество тепла. При подъёме в горы природа меняется. В высоких горах, не сходя с места, можно увидеть и тундру, и степь, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определённой высоте и  образуют высотные пояса.

Соберите мозайку высотных поясов.

Работаем в парах. Проверка на с. 43

- На склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга. Они пестрят крупными, яркими цветами и называются альпийскими лугами.

- В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах. У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Распределите в каждый высотный пояс его обитателей.

- Однако на вершинах гор могут жить очень немногие растения и животные. Давайте познакомимся  с яркими представителями горной экосистемы.

Задание для групп слушателей: отметить как растения и животные приспособились к жизни в горах.

1. Эдельвейс.

2. Горечавка

Проверка и обобщение: Растениям очень трудно жить среди скал. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы.

1. Кондор

2. Як

3. Архар

4. Лама Гуанако

Проверка и обобщение.

Высокогорный климат очень суров. Животные и растения, обитающие там, должны приспосабливаться и к малому количеству кислорода, и к холодным, сухим условиям, и к ветрам.

Чтобы пережить зиму, животным необязательно впадать в спячку, они спускаются в высотный пояс, где теплее и больше корма. Это переселение называется кочеванием.

6. Просмотр видеофильма. Охота снежного барса.

Физминутка.

1.Природные условия в горах.

2. Растительность

3. Животные.

Коричневым

Тибет, Гималаи, Тянь-Шань

Анды

Альпы

Кордильеры

Кавказ г. Эльбрус 5642 м – 4 место в мире

В сентябре мы всей семьёй путешествовали по Приэльбрусью. В горах наши глаза с трудом привыкали к солнечному свету. Даже за 20 минут можно получить солнечный ожог. Чем выше мы поднимались, тем холоднее становилось. Дул сильный обжигающий ветер. Мы надели тёплую одежду: куртки, шапки, перчатки. В горах тяжело дышать, потому что, чем выше поднимаешься в горы, тем меньше кислорода.

∙Дети выполняют задание.

1 группа.

- Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха.

2 группа.

 - Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.

- Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а теплый песок его не греет.

3 группа.

- Теплее всего, где ровная поверхность – у подошвы, а холоднее на вершине.

- Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха становится холоднее, понижается.

- Да

- Ребята работают с плакатом «Горные экосистемы»

У доски 1 ученик, самооценка

Степи: суслики, сурки.

Леса: медведь, сосна, клёст.

Тундры: куропатка, беркут, мхи.

Сообщения детей.

Ползучие стебли с корнями, пушинки на стеблях, рост группой, длинные корни.

Длинная густая шерсть или перья, особые копыта, кочевание, мощные крылья, частое дыхание.

План

Слайд__

Слайд__

Слайд__

Слайд__

Джомолунгма (Эверест)

1 место в мире, 8848 м.

Слайд__

Слайд__

Слайд__

работа с учебником

Карточки

Плакат

Карточки: названия высотных поясов

Учебник с. 43

карточка

картинки животных и растений

Слайд__

Слайд__

Слайд__

с текстом

Слайд__

Слайд__

Слайд__

Слайд__

Слайд__

с текстом

5. Применение нового знания.

1. Используя полученные знания, выполним задание в тетради с. 52 №5. Работаем в парах. Определите место обитания животных, покажите на карте.

2. Стр. 51 №4. Где можно найти снег в Африке?

3. Дополнительно. Стр. 51 №2. Работа в парах.

4. А могут ли горы представлять опасность для людей? О каких природных катастрофах вы слышали?

Любознательные ребята могут подробнее узнать о природных катастрофах в горах на с. 46-47.

Обсуждение задания.

Рабочая тетрадь, с. 52 №5

Слайд__

6. Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Где и как вы можете применить новое знание?

- Кто сегодня был более активен на уроке? Оценивание.

- Как работал ты?

7. Информация о домашнем задании.

Сообщение о понравившемся горном животном или растении.

Информационные ресурсы.

  1. Окружающий мир «Наша планета Земля». 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Под ред. А.А. Вахрушева. М.: Баласс,2012.
  2. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. М., 2006.
  3. http://www.school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс программа " Школа 2100", тема "Растения-производители"

В приложенном файле содержится конпект по окружающему миру для учащихся 3 классов по программе "Школа 2100". Тема урока "Растения-производители"....