Конспект урока по Окружающему миру. 2 класс. Программа 'Школа 2100'. 'Россия - наша родина'.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Остапий Галина Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rossiya_-_nasha_rodina._ostapiy_g.a.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Урок окружающего мира во 2 классе.

                                                                         ОС «Школа 2100»

                                                                       Учитель Остапий Галина Алексеевна

Тема:  Россия – Наша Родина
Цель урока:
создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.

Задачи:

1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.

-Познакомить с природой своей страны,  жителями и их достижениями.

-Познакомить с символами России;

-Углубить и уточнить представление о Родине – России;

-Научить использовать карты для получения информации.

 2-я линия развития - уметь определять свое отношение к миру.

-Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

         

 -воспитывать чувство гордости за свою страну.

 Тип урока:  открытие нового знания по учебнику  Окружающий мир  «Наша планета «Земля».  2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский , А.С.Раутин.

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.


Ресурсы урока:  физическая  карта России ,карта природных зон России, политическая карта; учебник, карточки для работы в  группах; толковый словарь, энциклопедии. Презентация к уроку со слайдами иллюстраций памятников архитектуры России, предметов русских народных промыслов, гербы городов, страны, флаг страны, портреты известных людей России.

II.Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Сегодня  мы с вами вновь отправляемся путешествовать по нашей планете.

Вперёд за новыми открытиями!

Актуализация знаний

1)Работа в группах .

- Повторите правила работы в группе.

1. Уважай своих товарищей.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай.

Сигналы, которые помогают нам в работе:

«Просим помощи» - поднята рука

«Мы готовы» - взяться за руки и поднять вверх.

По описанию узнайте, о какой стране идёт речь в рассказе? Покажите, на  каком материке расположена эта страна?

1гр.- Эта страна на островах. Главный город этой страны – Лондон. Её жители любят футбол. А время они сверяют с главными часами страны на башне Биг-Бен. В этой стране писательница  Джоан  Роулинг придумала самого знаменитого волшебника Гарри Поттера. И народная сказка про трёх поросят тоже здесь родилась.

2 гр.- Столица этой страны – Токио. Это страна восходящего солнца. Она расположена на островах, на краю Тихого океана. Её жители первыми встречают начало нового дня. В стране много гор и вулканов, а вот полей мало. Национальные блюда готовят из даров моря. Народ очень изобретателен. Их компьютеры, телевизоры, автомобили известны во всём мире.

3 гр.- В эту страну издавна стремились купцы. Эта страна пряностей. Народ очень давно научился делать ткани из хлопка и сахар из сахарного тростника. Они изобрели шахматы и впервые стали изображать цифры привычными для нас знаками. По улицам столицы Нью-Дели свободно гуляют коровы и обезьяны. Религия этого народа не позволяет им обижать животных.

- В какой части света находится Великобритания?

Политическая карта на доске.

-Столица?

-В какой части света находится Китай?

- Столица?

-В какой части света находится Индия?

- Столица?

Дети обсуждают задание в группе.

Работают с картой

Великобритания.

Япония.

Индия.

Работа    учащихся у доски.(индивидуальная работа)

Выполнение задания.

Сообщения учащихся

  • Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группеи следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе

  • Предметные УУД:

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать свои выводы.

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных энциклопедиях;

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других

Постановка проблемы .

(Медведь-игрушка)

                            (Толковый словарь  у детей на столах)

Формулирование темы урока.

Открытие нового знания

Самостоятельное применение знаний

Итог урока..

Рефлексия.

Резерв

-Поднимите руку те, кто знает, символом какой страны является медведь?

 Медведь - символ России. Это  знают практически во всем мире. Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы . Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он герой народных сказок.

- Всё ли вы знаете о стране, в которой живёте?

- А нужно ли вам   это знать? Зачем?

- Что означает  слово “Родина”?  

-Подберите слова с корнем -род- близкими по значению к слову – родина. (родить, родители, родной, родник, родичи, родинка, народ, родственник…)

-Посмотрите, ребята, какие добрые, тёплые, родные слова оказались близкими слову родина.

Слайд 2

- ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

- Сформулируйте тему урока.

Слайд 1,3,4,5

  1. Знакомство с символами

- Какие символы России вы знаете?

- Россия, как и любое  другое  государство

имеет свои государственные символы: герб, гимн,  флаг. Главным городом нашей страны – столицей является Москва, а главой нашего государства - президент.

  1. Работа в группах

Среди предложенных  вариантов найти :

1гр –найти флаг РФ

2гр.-Найти герб  РФ

3гр.- выбрать столицу, президента.

       

Слайд 6,7 - проверка

3.Сообщения о символах России 

Слайд 8,9

Флаг

В настоящее время  (неофициально) белый цвет символизирует мир, чистоту, совершенство; синий - веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд  10

        Герб

Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверинитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Слайд 11

Гимн

Гимн – это торжественная  хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный   гимн исполняют  в   особо  торжественных  случаях.

- Назовите столицу нашей Родины?

Слайд 12,13

- А Красная площадь – что это?

- Красная площадь – главная площадь Москвы и символ России.

Слайд 14

Город, в котором мы живём.

Слайд15

Президент-глава нашего государства

- Люди – главное богатство нашей страны.

        -Какие народы населяют Россию?

Слайд 16, Слайд 17

-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят  на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

  Россия – многонациональная страна.

- Все мы являемся гражданами России.

-Что значит быть гражданином?

- Быть гражданином России – значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением.

  1. Где расположена Россия

Работа в группах с картой.( учебник)  

Задания для групп

1)-В каком полушарии находится? На каком материке? (с. 96-99)

- Что можно сказать о размерах  России в сравнении с другими странами? (Наша страна самая великая в мире - она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом - уже утро. Если кто – нибудь  захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось  бы не меньше года.)

Слайд 18

2)-На каких природных зонах расположена Россия.

- Как вы считаете , богат ли растительный и животный мир России?.

3)-Назовите и покажите горы, которые находятся на территории нашей страны.

-Проверка.

- Чтобы указать, где что находится в нашей стране, её делят на части.

- Европейская часть России, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Слайд 19-25

 Физкультминутка

6, Люди - главная гордость нашей страна.

- А вы любите свою страну?

- Кем  может  гордиться наша страна?

  -Люди - главная гордость нашей страны. 

- Каких известных людей нашей страны вы знаете?

-Почему они являются гордостью нашей страна?

  • -М,В Ломоносов – великий русский учёный.
  • -М.И.Кутузов – великий полководец
  • Ю.А.Гагарин – первый космонавт
  • П.И.Чайковский – великий композитор.
  • А.С.Пушкин – поэт.
  • Пётр Великий – государственный деятель.

- Чем ещё гордится Россия?

Страна издавна славилась своими мастерами.

Слайды 26-35.

- Ребята, а какие ещё символы России вы знаете?

- Берёза— символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Символ  природы.

-  Давайте посмотрим на прекрасные уголки родной природы.

7. Природа России.

       --Что вы можете сказать  о природе нашей страны?

- Что вы можете сделать для сохранения красоты родной природы?

  1. Рабочая тетрадь с.69 №1

- У вас есть задание  в тетради.

- обведите границу Российской Федерации Красным карандашом.

- отметьте на карте столицу нашей Родины.

-Раскрасьте российский флаг

Взаимопроверка парами

- У кого всё правильно поставьте – 5, а у кого есть ошибки – исправляйте.

Слайд 36

- Прочитайте пословицу.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Как вы её понимаете? ( Не жалеть сил, т.е.  приносить пользу  Родине,  людям, а жизни не жалеть, т.е. защищать  от врагов.)

- Почему слово написано с большой буквы? (Родина – это страна...)

- А встречали ли вы это слово с маленькой буквы?

- В каком случае  оно употребляется с маленькой буквы? (у каждого человека есть своя малая родина, это город, край, где он родился)

- А где вы родились?

- Попробуйте предположить, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке? (о малой родине)

«Дополни высказывания», «Дай определения».

Слайд  37,38

Вывод урока.

Слайд 39

Домашнее задание:

1.  В какой части России ты живёшь? Расскажи о ней по плану. Стр. 87

Творческое задание по желанию.(на слайде)

Слайд 40

2. Оцени свою работу на уроке. Самооценка.(Смайлики)

Продолжи предложения

Я узнал…….

Я смог…….

Мне удалось…….

Мне хотелось бы…..

-Молодцы!

Слайд 41

Кроссворд  (коллективно)

Ключевое слово «Россия».

  • Государственный символ.
  • Царица русских рек
  • Главный город, в котором находится правительство
  • Столица Российской Федерации
  • Торжественная хвалебная песня
  • Материк, на котором расположена Россия

России.

- Нет

- Это наша Родина

Чтение статьи «Толкового словаря»

Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово “род” обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был навещен богу Роду.

Учащиеся формулируют тему  и цели урока.

Работа в группе.

Учащиеся высказывают предположения.

- Российская федерация

Москва.

- самостоятельное чтение статьи учебника с.8 2 (В какой стране мы живём)

Работа с учебником с.82

Учащиеся высказывают свою точку зрения

Работа с учебником с.84(Люди – главное богатство нашей страны).

Работа в группе по предложенным вопросам.

Работа с картой.

В восточном полушарии.

Материк Евразия, части света Европа и Азия.

Работа с картой. С. 105-107

С.114-115

Работа с картой.

Ответы учащихся

Учебник с.85-87

Ответы учащихся.

Работа с учебником с.85-8

Ответы учащихся.

дневники

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Рефлексия по использованию нового знания.

Рефлексия по использованию нового знания.

 

  • Познавательные   УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать , что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться,  совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Регулятивные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний:

  • Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных энциклопедиях;

Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

  • Личностные УУД

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе.

  • Предметные УУД:

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны.

  • Регулятивные УУД:

-Действовать по плану, решая проблему

  • Познавательные  УУД:

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, карту)

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

  • Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устную речь.

 - Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Регулятивные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы