Урок окружающего мира по теме: "Экологическая безопасность" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Работа на уроке организованна по группам с использованием ноутбуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологическая безопасность»

3 класс УМК «Школа России» Плешаков А.А. Мир вокруг нас

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»; дети осознают, что природа – наш общий дом; осознают необходимость соблюдать правила личной экологической безопасности; у учащихся сформируются личностные, коммуникативные, регулятивные умения учебной деятельности.

Оборудование:

У учителя: мультимедийная доска, проектор, ноутбук с презентацией №1, бытовой фильтр, гречневая и пшённая крупа для опыта, картинка для рефлексии.

 У учащихся: ноутбуки на партах с презентацией №2 - 1 группа, №3 – 2 группа, №4 – 3 группа, №5 – 4 группа, учебник, схема кластеров, фломастеры, маркеры, клей, картинки для рефлексии. 

Форма работы: групповая.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается…  Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.  Слайд №1

- Чем взаимосвязаны между собой понятия «Земля» и «жизнь»?

- Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». К сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Давайте мы поздороваемся с нашей планетой: «Здравствуй, планета Земля! Здравствуйте, люди! Здравствуйте, леса и горы! Здравствуйте, птицы и звери!» Слайд №2

  - Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, были бы хоть не много счастливы.

2. Объявление темы урока.

- Перед вами человек. Счастлив ли он? (Нет) Почему? (Его подстерегает в нашем доме разная опасность) Слайд №3

 - Что нужно помнить, чтобы в нашем доме не случилось беды? (Соблюдать правила безопасности)

 - Давайте вместе сегодня на уроке, по кирпичику построим наш дом безопасности, чтобы человек стал счастливым. Чего нет в нашем доме?  (В нашем доме нет фундамента, а без этого дом не будет прочным. Мы к концу урока должны составить несколько  правил безопасности)

_ Посмотрите на схему и скажите, о какой безопасности мы будем говорить сегодня на уроке? (Экологической) Почему вы так решили? (Предположения детей) Слайд №4

- Как звучит сегодняшняя тема урока? («Экологическая безопасность») На своих ноутбуках нажмите на компьютере кнопку «пробел» -  1 раз.  Что бы вы хотели узнать на уроке?

 - А что такое, по вашему мнению, экологическая безопасность? (Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды)

3. Актуализация знаний.

Метод «Интервью».

- Я работник Экологической службы и моя задача для начало нашей работы взять у вас интервью. Разрешите мне задать несколько вопросов.

- Что такое экология? (наука о доме)

- Кто такой эколог? (Это человек, который занимается проблемами экологии)

- Посмотрите на лицо нашей Земли. Здорова ли он? (Человек загрязняет воздух, почву, воду) Слайд №5

- Может ли человек при этом оставаться здоровым? (Нет, но он может себя защитить и обезопасить)

- Сегодня наша работа будет организована по группам. Давайте с вами вспомним правила работы в группе. Слайд №6

4. Работа с цепью загрязнения.

- Загрязняющие вещества движутся по цепочке.  Ее обычно называют цепью загрязнения. На своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз . У каждого в группе изображена своя цепь загрязнения. Составьте её правильно и расскажите нам, как человек попал в больницу.  4 группа прочитает разговор детей, выберет верное утверждение  и скажет нам, кто из ребят прав, доказывая свои предположения.

(Высказывание детей) Слайд №7,8,9,10

- Миллиарды лет существовала природа без людей. Человек – часть природы.  И если мы не изменим, отношение к ней, то в будущем мы, люди, можем исчезнуть и произойдёт экологическая катастрофа. Слайд №11

- Конечно, главное для общества – не допускать загрязнение окружающей среды, охранять воздух, воду и почву. И для этого очень много делается. Но полностью решить эту задачу пока не удаётся. Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать правила личной экологической безопасности. 

5. Самостоятельная работа в группах. Слайд №12

 - Я приглашаю вас стать участниками  Экологической службы. Давайте попробуем составить кластеры и вывести правила личной экологической безопасности.

Слайд №13

1 группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха, ведь мы не можем закрыть заводы, запретит работать машинам.  На своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз. Ваша служба называется «Небесный патруль».

- 2 группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. На своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз. Вы группа - «Чистая капля».

- 3 группа - на своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз. Вы будете «Врачами – экологами» и дадите рекомендации, как защитить себя от загрязненных продуктов питания.

 -  4 группа – на своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз. Вы - «Служба надзора», которая попробует рассказать нам интересные факты по теме всей сегодняшней теме.

- Все группы на своих ноутбуках нажмите на «пробел» 1 раз. Перед вами план работы, по которому вы будете сейчас работать. Всё необходимое для работы у вас есть на ваших столах.

План работы для службы «Небесного патруля»

  1. Изучить теоретический материал учебника на с. 31-32.
  2. Дополните кластер, который лежит у вас на столе.
  3. С помощью фломастер, карандашей сделайте схематические рисунки.
  4. Подумайте, как интересно вы сможете рассказать о своей работе.
  5. Своё выступление начните со слов: «Мы работники службы «Небесный патруль» хотим помочь вам обезопасить своё здоровье…»

План работы для службы «Чистая капля»

  1. Изучить теоретический материал учебника на с. 32
  2. Дополните кластер, который лежит у вас на столе.
  3. Внутри каждой капли дополните схематические рисунки. Если вы ещё что-то можете рассказать дорисуйте схему.
  4. Подумайте, как интересно вы сможете рассказать о своей работе.
  5. Своё выступление начните со слов: «Мы работники службы «Чистая капля» хотим помочь вам обезопасить своё здоровье…»

План работы для службы «Врачи-экологи» («Корзина идей»)

  1. Изучить теоретический материал учебника на с. 33
  2. Дополните кластер, который лежит у вас на столе.
  3. В корзине на яблоках сделайте схематические рисунки
  4. Подумайте, как интересно вы сможете рассказать о своей работе.
  5. Своё выступление начните со слов: «Мы «Врачи-экологи» хотим помочь вам обезопасить своё здоровье…»

План работы для «Службы надзора»

  1. Изучить интересные факты, взятые из энциклопедии.
  2. Распределить к какой службе вы можете добавить интересную информацию.
  3. Приклеить листочки с информацией к эмблемам: тучка – для службы «Небесный патруль», капля – для службы «Чистая капля», листик – для «Врачей-экологов».
  4. После выступления каждой группы вы будете добавлять интересные факты,  начиная со слов:  «А вы знаете, что…….»

6.Защита работы 1 группы «Небесный патруль»  Слайд №14

  1. группа дополняет интересные факты по теме, прикрепляя к кластеру.

1) Среди сибирских городов самый загрязненный воздух отмечен в Кызыле, Новокузнецке, Черногорске (Хакасия),  и в городах Красноярского края (Ачинск, Красноярск  и Норильск).

2) 90% простудных и инфекционных заболеваний приобретаются через воздух, внутри помещений!

3) Растения не только усваивают накапливающийся в воздухе углекислый газ и выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ. Так, комнатное растение хлорофитум очищает воздух лучше, чем технические устройства. Оно используется для очистки воздуха в космических кораблях. 

7. Защита работы 2 группы «Чистая капля» Слайд №15

4 группа дополняет интересные факты по теме, прикрепляя к кластеру.

1) Человек должен выпивать в среднем около 2 л воды за сутки. Таковы рекомендации специалистов.

2) Вода - наиболее распространенное на Земле вещество. Ее количество достигает 1018 тонн, и она покрывает приблизительно четыре пятых земной поверхности.

3) Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой.

- Расскажите принцип работы бытового фильтра. Что содержится в картридже?

8. Защита работы 3 группы «Врачи-экологи» Слайд №16

4 группа дополняет интересные факты по теме, прикрепляя к кластеру.

1)    Почему в  магазине фрукты хранятся так долго? Оказывается, их обрабатывают - дифенилом. Этот химикат очень вреден нашему организму, но он позволяет фруктам выглядеть  "моложе своих лет".

2)      Фрукты, купленные в магазине,  обязательно надо промыть пищевой содой.

3) На одном квадратном сантиметре человеческой кожи постоянно проживают 100 тысяч бактерий.

- Мы уже знаете, что обязательно надо мыть пред едой, мыть фрукты и овощи, а скажите надо ли мыть крупы, прежде чем поставить их варить. Давайте проведём небольшой опыт. (Заливаем водой гречневую и пшённую крупу. Наблюдаем, что вода стала грязной. Дети делают вывод.)

9. Итог работ.

- Почему кластеры мы так расположили? (Потому что качество продуктов зависит от воды и воздуха )

- По итогам нашей работы появился наш дом безопасности. Если человек будет соблюдать все эти правила, он будет здоровым и счастливым. А  чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться все человечество и Земля будет счастливой вместе с нами. Слайд №17

- Планета улыбается, она обрадовалась, т.к. поняла, что у нее появились защитники, которые вылечат ее и превратят в цветущий сад. Слайд №18

10. Рефлексия «Дерево успеха».

 - Ваш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги на «Дереве успехов» Это не простое дерево. Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева яблоко.

- Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.

- Если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить.

Слайд №19

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс

1. Класс: 32. Предмет: окружающий мирТема: Экологическая безопасность3. Этап обучения по данной теме: основной4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.Задачи: Познавательные:· А...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Экологический календарь" 2 класс УМК Перспектива

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Экологический календарь" 2 класс УМК   Перспектива...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Экологический календарь» - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование экологического сознания; составление экологического календаря.УМК: «Перспектива», учебник «Окружающий мир...