Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Глазырин Данил Михайлович

"Экологическая безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Экологическая безопасность"41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №148                                                                                                                                                                               Учитель: Утарбекова Д.К

Класс: 3 «Д»                                                                                                                                                                          Студент: Глазырин Данил,43 гр.

                                                                                                                                             .

Кабинет:214

Дата: 24.02.17                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                             

Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: «Экологическая безопасность»

Цель деятельности учителя: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье;  научить выполнять правила личной экологической безопасности.

Планируемые результаты:

Личностные: умеют слушать собеседника, излагают своё мнение и аргументируют  свою точку зрения; - формируют  личностное отношение к экологической проблеме.

Предметные:  узнают: - что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека; - как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды; - некоторые способы защиты от вредных веществ; - термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения».

Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация.

Тип урока: открытие новых знаний

Этап   урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог

2 мин

  Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли готово к уроку.

- Присаживайтесь!

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

– Что может подарить нам природа ещё? (Опасности.)

Приветствовать учителя

Л: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.        

2.Актуализация  опорных знаний.

Метод: словесный, практический.

Прием: повторение правил безопасности

5 мин.

 Сейчас я узнаю, насколько вы усвоили прошлую тему. Ответьте на несколько вопросов

 Как вести себя во время грозы? (нельзя купаться во время грозы;

нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами).

– Как избежать отравления растениями и грибами? (что бы избежать отравления не нужно брать в рот незнакомые растения и грибы, в которые сомневаетесь)

– Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила? (чтобы избежать укусу змеи нужно соблюдать осторожность в лесу, а если она всё-таки укусила, то немедленно обратиться в больницу).

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

После игры с домашними животными нужно помыть руки; когда кошка или собака есть или охраняет детёнышей, её нельзя трогать; нельзя убегать от собаки; встретившись с собакой на улице лучше остановиться и пропустить её; если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.

Отвечать на вопросы

Вспоминать правила

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка и решение учебной задачи

Метод – словесный; практический;

Прием – прослушивание рассказа; подведение к теме урока; постановка цели задач.

2 мин.

Ребята! Послушайте, какой разговор состоялся в одной семье. Папа сидит и читает газету. Мама подходит к нему, держась за голову: - Ох, какая у нас плохая экология! У меня от неё голова разболелась! Папа, отрываясь от газеты, отвечает:

- Да уж, экология у нас совсем никудышная! Вот и в газетах всё время пишут и по телевизору показывают. Надо её исправлять! Рядом на коврике играет сын. Услышав разговор родителей, говорит: - Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или в угол поставят?

А вы знаете, что такое «экология»? ( Ответы детей. Экология – наука, о связях между живыми существами и окружающей средой.)

Что называют «окружающей средой»? ( Ответы детей.) (Всё, что нас окружает, и с чем мы связаны.)

Экология – наука о доме. - Какой дом изучает экология? (Планету Земля)

Значит, о какой безопасности пойдет речь? (экологической)

А какая  же тема сегодняшнего  нашего урока? (Экологическая безопасность)

А какую цель и задачи мы поставим перед собой?

Цель:  познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; научить выполнять правила личной экологической безопасности.

Задачи:

- узнать, что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека;

- узнать, как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды;

-рассмотреть некоторые способы защиты от вредных веществ.

Слушать рассказ

Ставить цель уроки и задачи

Отвечать на вопросы

Регулятивные:

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

4. Решение частных учебных задач

Метод - словесный; практический

Прием – подводящий диалог; ответы на вопросы, работа с учебником, самостоятельная работа с конвертами; работа с иллюстрацией и с понятием цепь.

20 мин.

В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографии Земли).

А вот и другие фотографии. Посмотрите на них

Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (Нет.)

Самостоятельная работа.

– На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить.

1. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. (Да, загрязняется окружающая среда.)

2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д.)

4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

А теперь мы проверим со слайда, правильно ли вы ответили на вопросы.

Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

Откройте учебник на  стр. 31

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло? (мужчина ловил рыбу на загрязнённом водоёме, затем приготовил и съел её, после чего попал в больницу)

– Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (Цепь.)

– Почему её назвали цепь? (Последовательно передаётся от одного к другому.)

Экологическая безопасность.

- Мы  должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

- Что означает этот термин? (это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды)

- Прочитайте определение в учебнике на с. 32.

- Запишите в свою рабочую тетрадь.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Слушать учителя

Участвовать в беседе

Работать с правилами

Слушать учителя и отвечать на вопросы

Работать с конвертами

Работать с иллюстрацией

Работать с понятием «Цепь загрязнения»

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

П: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5. Физминутка

2 мин.

«Мы по лугу прогулялись»

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

Выполнять упражнения.

6. Первичное закрепление

Метод - словесный; практический;

наглядный

Прием – работа по учебнику;

составление правил по учебнику

работа с правилами экологической безопасности; работа в рабочей тетради;

работа с игрой

«Живи, Земля»

10 мин.

А теперь, я  приглашаю вас стать участниками Экологической службы. Давайте попробуем вывести правила личной экологической безопасности.

Работа с учебником стр. 33 - 35.

1 ряд будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха, ведь мы не можем закрыть заводы, запретит работать машинам. Ваша служба называется «Небесный патруль». (стр33)

- 2 ряд поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа - «Чистая капля».( стр34)

- 3 ряд. Вы будете «Врачами - экологами» и дадите рекомендации, как защитить себя от загрязненных продуктов питания.(стр35)

Как же защититься от грязного воздуха?

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

Как же защититься от загрязненной воды?

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

5.Более надёжное средство - вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода.

Как же защититься от некачественных продуктов питания?

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Теперь посмотрите на правила, которые составил я, если у вас чего-то не хватает то запишите это.

- Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу  нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему?

1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде!

 2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленьком пруду. Ёе там столько, что можно руками ловить!

3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила.

4. – А мои грибочки из берёзового лесочка!

5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться.

6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки! ( После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет.)

Игра «Живи, Земля»

Я называю правило, а вы поднимаете жетончики с цветами (красный-если вы не согласны, зеленый-если это правильно и вы согласны).

  • Ломайте ветки деревьев .
  • Убирайте за собой мусор в лесу.
  • Берегите родную землю.
  • Собирайте  букеты из полевых цветов.
  • Ловите птенчиков и детенышей зверей.
  • Подкармливайте  птиц.
  • Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.
  • Сажайте деревья, цветы, делайте  кормушки, скворечники.

- Эти знания важны лично для каждого из вас.

- Как вы думаете  почему?

(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)

Работать по рядам

Составлять правила экологической безопасности

Участвовать в беседе

Работать с правилами

Дополнять правила, которых нет в учебнике

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнения

Производить

проверку

Играть в игру

«Живи, Земля»

Обобщать и делать вывод

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

К: умение излагать свое мнение.

7. Рефлексия

(итог урока)

3 мин.

Что такое экологическая безопасность?

Что такое цепь загрязнения?

А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

Кто принял решение для себя выполнять правила экологической безопасности, поднимите зелёный карандаш, а кто не уверен, что будет выполнять эти правила - красный карандаш, ну , а кто сомневается – желтый карандаш.

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

Желаю вам, ребята

Быть честными, быть верными

И каждый день следить,

Чтобы своей планете

Ничем не навредить!

Подводить итоги урока

Отвечать на вопросы

Р:осуществлять итоговый контроль

Л: самооценка на основе критерия успешности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Технологические карты согласно требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «Г»Тип урока: ОНЗТема урока: «Лесные опасности»Цель: ·        выяснить, какие опасности могут подстере...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...