Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шамбина Зинаида Борисовна

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится на свой материк, соберет всю необходимую информацию и поделится своими знаниями с другими путешественниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок -игра31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  Класс 2

  УМК Школа России

  Предмет Окружающий мир

  Тип урока изучение нового материала

Тема

  Тема урока Путешествие по планете. Путешествие по материкам

  Цель урока: создать условия для знакомства с океанами и материками Земли

  Задачи

Планируемые результаты

 Предметные:

Знать: понятия «физическая           карта мира», «материк», «океан»

  Понимать: особенности каждого    

материка и океана нашей планеты

 Уметь: читать карту, объяснять    

значение терминов «материк», «океан»

 Применять: находить и показывать

на карте мира материки и океаны

Анализировать: извлекать важную информацию о материках из разных источников

Синтез: обобщать полученные знания.

  Оценка: контролировать и                

оценивать свою работу и ее результат.

 Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные: развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, анализировать иллюстрации;

Коммуникативные: работать в группе, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, оценивать свои достижения на уроке

 Личностные:

Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

 Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир 2 класс, 2 часть», наглядный материал (презентация), раздаточный материал

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация к деятельности

Перед началом урока каждый ученик при входе получает квадрат определенного цвета: белый, синий, зеленый, желтый, красный. Таким образом, они делятся на 5 групп (парты заранее сдвинуты и на каждой стоит табличка со своим цветом).

- Здравствуйте, ребята!  

- Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал. Садитесь.

  • Приветствуют учителя.

  • Проверяют рабочее место, затем присаживаются на места.

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, новые впечатления. Какими они будут, большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас. Но у каждого они будут свои. Я желаю всем успехов и удачи!

-Мы продолжаем наши путешествие и сегодня мы отправляемся в него с пятью

 экипажами. Вспомните, какие путешествия мы уже

 совершили, не выходя из класса.

-Давайте немного вспомним ваши путешествия. Отвечаем на вопросы по поднятой руке.

Столица нашей Родины?

Главная площадь Москвы?

Имя основателя Санкт-Петербурга?

На какой реке стоит наш город?

Как называется наша страна?

Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

-Молодцы! Прочитайте слова, написанные на доске (звезды, карта, материки, океаны, глобус, планеты, Луна).

-Разделите их на группы:

1) уменьшенное изображение Земли;(подсказка: на чём изобразили люди Землю? Где мы можем рассмотреть Землю? Найти города, реки?)

2) небесные тела (А какие тела можем мы наблюдать в небе? )

      -Какие слова не вошли ни в одну из этих групп?

-Правильно, сегодня мы с вами на уроке будем разговаривать о материках и океанах. Научимся показывать их на карте.

  • Путешествие по Москве, по Санкт-Петербургу
  • Дети отвечают по поднятой руке

Москва

Красная площадь

Царь Петр Первый

Стоит на реке Неве

Россия

Карта

  • Один из учеников читает вслух эти слова. Высказывают свои предположения по поднятой руке.

  • Учащиеся отвечают на вопросы.
  1. Организация познавательной деятельности.

 Вспомните, с какой картой мы уже познакомились?

- Что такое карта?

- Что значит уметь читать карту?

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по земному шару. Первым совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан. Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара. (Показываю путь на глобусе)

- В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять: карту или глобус? Почему?

- Посмотрите на карту и глобус. Что на них изображено?  На какие 2 группы можно разделить увиденное и почему?

- А чего больше?

- Кто знает, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой?

- А как называются огромные водные просторы?

Покрыто океанами

Три четверти Земли.

Глубокие, огромные,

Соленые они.

На планете нашей

Океанов пять,

Их легко на карте сможем отыскать.

- Какие океаны вы знаете?

-Кто может показать 5 океанов мира на карте? (Презентация)

Самый большой и самый глубокий океан на Земле - Тихий океан. (Презентация) Такое странное называние дал самому   большому океану португальский путешественник Фернан Магеллан. Он четыре месяца странствовал по этому океану и его не настиг ни один шторм. Но Магеллану просто повезло, потому что Тихий океан – самый бурный.   Вот интересный факт, что три из четырех цунами на нашей планете образуются именно в Тихом океане.

-Ребята, а вы знаете, что такое цунами? (Океанические волны, возникающие в результате подводного извержения вулканов или подводного землетрясения)

Второй по площади океан – Атлантический. (Презентация). Он раскинулся с севера на юг. В этом океане образуются самые большие волны, размером с трехэтажный дом.

Самый теплый – Индийский океан, (Презентация) вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко. Получил он такое название из-за того, что древние мореплаватели хотели попасть в Индию, переплыв через этот океан.

У Северного полюса находится четвертый океан, почти вся его поверхность покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Поэтому и получил океан свое название Северный Ледовитый. (Презентация)

Самым малоизученным и, пожалуй, самым интересным с точки зрения науки является Южный или Антарктический океан. (Презентация) До 2000 года понятие «Южный океан» было условным - так ученые называли часть мирового океана.

Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

-Океаны на карте обозначены …… (дети) цветом.

-Самый большой океан?

-В каком океане образуются самые большие волны?

-Самый теплый океан?

-Почему Северный Ледовитый океан получил такое название?

- Какой цвет ещё присутствует на карте?

Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты.

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. (Презентация)

В путешествие мы ведь отправились пятью экипажами. Чтобы как можно быстрее узнать об этих материках, каждая группа отправится на свой материк, соберет всю необходимую информацию и поделится своими знаниями с другими путешественниками. Экипажей у нас пять, а материков 6, поэтому о Северной и Южной Америке будет рассказывать одна команда.

  •  С картой России
  • Уменьшенное изображение земной

 поверхности на плоскости с помощью

 условных знаков

  • Понимать условные обозначения

  • Ответы детей

-Удобнее взять карту, потому что удобнее пользоваться во время путешествия.

-Суша и вода

-Воды

-Материки

-Океаны

  • Дети отвечают по поднятой руке

Один из учеников выходит к презентации и показывает океаны.

  • Учащиеся слушают информацию учителя

-Синим

-Тихий океан

-В Атлантическом океане

-Индийский океан

-Почти вся поверхность океана покрыта толстыми крепкими льдами.

-Зеленый, желты, коричневый, белый

4. Физминутка

-Перед тем как нам отправиться на материки, мы с вами немного разомнемся. Встаньте, пожалуйста, тихонечко со своих мест, поиграем в игру. Если я назову материк, вы должны присесть, если назову океан, вы должны подпрыгнуть. (Евразия, Атлантический, Индийский, Африка, Австралия, Северный Ледовитый, Антарктида, Южная Америка, Тихий, Южный, Северная Америка).

 -Молодцы, тихонечко присядьте на свои места.

5.        Продолжение работы по теме:

 - Давайте вспомним правила совместной работы в группе.

Интерактивная доска:

Зачитайте, пожалуйста, вслух правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

- Не забудьте распределить обязанности в группе. Вам поможет памятка (на

 презентации памятка и на каждый стол раздается памятка). Я вам даю минуту, чтобы распределить обязанности и рядом с каждой должностью написать свои

 имена.

-На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект «Составление своей карты». Откройте, пожалуйста, конверт с цифрой 1, в нем находится пазл, вам нужно его собрать, чтобы узнать на какой материк вы отправляетесь.

-Собрали? Встаньте, пожалуйста, руководители и озвучьте названия своих  материков.

-Молодцы, ваша задача, пользуясь информацией в учебнике на страницах 118-123 и информационными листами в конверте2, подготовить сообщение о своем материке. Выбирайте самую нужную и интересную информацию на ваш взгляд. Также в конверте лежат разные картинки с достопримечательностями или животными, изучив информацию о материке, выберите подходящую для вас картинку. На это задание я вам даю 8 минут. 

-Время закончилось, начнем наши выступления. От каждого экипажа по очереди выходит докладчик приклеивает правильно к карте полушарий свой материк, выбранную картинку и рассказывает о нем. А остальные внимательно слушают, позже я вам буду задавать вопросы по всем материкам.

-Молодцы, посмотрите на нашу карту полушарий, на ней все материки, вы хорошо справились с заданием. А теперь узнаем насколько внимательно вы слушали своих

 коллег.

-Сколько всего материков?

- Назовите все материки.

- Какой материк самый большой?

- Самый маленький?

- Самый жаркий?

- Самый холодный?

-Хорошо. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу.

  • Один ученик читает вслух правила работы в группе.

  • Обсуждают и распределяют обязанности в группе.

  • Учащиеся собирают пазлы

  • Руководители озвучивают свой материк

  • Дети выполняют работу в группах.

  • Доклады детей.

  • Учащиеся отвечают на вопросы.

6.Домашнее задание

Составить рассказ «Материк моей мечты».

-Ребята, на листе А4 опишите материк своей мечты, объединив понравившиеся свойства разных материков (погода, животные, растения). Придумайте название своему материку. Внизу нарисуйте материк той формы, которой захотите, чтобы он был.

  • Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7. Рефлексия

(Экран с незаконченными предложениями)

Сегодня я узнал (а)…

Я научился (ась)…

У меня получилось…

Было интересно…

-Ребята, по желанию выберете фразу, закончите ее самостоятельно, записав в тетрадь. (Несколько человек могут озвучить вслух)

- Так уж повелось, что после каждого путешествия принято привозить подарки. И в память о нашем путешествии я хочу, чтобы у вас тоже остались подарки. Примите обитателей водоёмов и суши. (Дети получают картинки с изображением животных, встречаемых на уроке).

-Спасибо за урок. Я желаю Вам новых интересных путешествий! Не забудьте всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по материкам». УМК "Школа России"

Тема урока: «Путешествие по материкам». Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и матери...

Технологическая карта урока окружающего мира «Путешествие по материкам» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о понятиях «материк» и «части света»; умения показывать материки, знать их названия, особенности каждого из них.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.Задачи урокаДидактические:формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;поз...

Технологическая карта урока окружающего мира - "Путешествие по материкам (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Путешествие по материкам»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления у...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". Задачи урока:1 Вывести  новые понятиями "океан", "матери...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема урока: «Путешествие по планете»

Знакомство обучающихся с понятием «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли....