Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 3 класс
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Пуштаева Татьяна Николаевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_kl.doc189 КБ

    Предварительный просмотр:

               Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе требований ФГОС  начального общего образования,  УМК «Школа России». Рабочая программа рассчитана 68 часов согласно базисному учебному плану  по 2 урока в неделю.

    .

    Учебник А.А. Плешаков . Окружающий мир, учебник для 3 класса.- М.: Просвещение

    Дополнительная литература  А.А.Плешаков.  Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса.  М.: Просвещение

    А.А.Плешаков.  Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир,  3 класс»

    М.: Просвещение

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Цели курса

    Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

    • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

    Задачи курса:

    • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
    • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
    • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
    • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

    Основные содержательные линии курса:

    • обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
    • изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
    • формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
    • изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
    • получение элементарных экономических знаний;
    • формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

    Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

    Виды и формы организации учебного процесса

    • Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
    • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

    Проверка и оценка усвоения программы

    Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Обучающиеся должны знать:

    • что человек – часть природы и общества;
    • понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
    • основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
    • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
    • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
    • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
    • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
    • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;
    • потребности людей; товары и услуги;
    • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
    • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

    Обучающиеся должны уметь:

    • распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;
    • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
    • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
    • выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
    • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
    • владеть элементарными приёмами чтения карты;
    • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

    Период обучения

    Количество часов

    Диагностический  и практический материал

    1 четверть

    18 часов

    Практических работ – 6; экскурсий – 1;

    опытов – 3; проверочных работ - 2

    2 четверть

    14 часов

    Практических работ – 3; проверочных работ - 1

    3 четверть

    20 часов

    Практических работ – 3; экскурсий – 1; проверочных работ - 2

    4 четверть

    16 часов

    Практических работ – 1; проверочных работ - 2

    Итого:

    68 часов

    (2 часа в неделю)

    Практических работ – 13; экскурсий – 2; опытов – 3; проверочных работ - 7

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    1

    Что такое окружающий  мир?

    4

    2

    Природа

    21

    3

    Человек и природа

    8

    4

    Младший школьник

    10

    5

    Чему учит экономика?

    15

    6

    Путешествия по городам и странам

    10

    Итого:

    68

    Что такое окружающий  мир?– 4 часов

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

    Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.

    Природа – 21 часов

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

    Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

     «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

    Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.

    Человек и природа –8часов

    Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

    Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств  (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

    Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

    Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

    Младший школьник – 10 часов

    Как действовать  при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

    Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.

    Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

    Чему учит экономика – 15 часов

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

    Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

    Путешествие по городам и странам - 10 часов

    Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)

    Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

    Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    № урока

    Вид работы

    По теме

    7

    Проверочная работа № 1

    Что такое окружающий  мир?

    13

    Проверочная работа № 2

    Превращения и круговорот воды

    27

    Проверочная работа № 3

     Природа

    35

    Проверочная работа № 4

    Человек и природа

    43

    Проверочная работа № 5

    Младший школьник

    54

    Проверочная работа № 6

    Чему учит экономика?

    67

    Проверочная работа № 7

    Что мы узнали и чему научились за год?


    п\п

    Наименование раздела

    Тема урока

    Количество часов

    Тип

    урока

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовленности

    учащихся

    Вид

    контроля

    Домашнее  задание

    Дата проведения

    план

    факт

    1

    Что такое окружающий мир

    Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы

    1

    Комбинированный

    Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

    Учащиеся должны знать\понимать:
    – название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
    – государственную символику России

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 10–12,

    с. 12–15*

    2

    Человек. Разумное существо

    1

    Изучение нового материала

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 10–14

    3

    Общество

    1

    Изучение нового материала

    Фронтальный

    С. 16–20,

    с. 20–21*

    4

    Мир глазами эколога

    1

    Комбинированный

    Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 22–26, сообщение*

    5

    Природа

    Природа в опасности. Охрана природы

    1

    Комбинированный

    Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

    Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде

    Фронтальный;  индивидуальный (тест)

    С. 27–30


    6

    Тела, вещества, частицы

    1

    Изучение нового материала

    Соль, сахар как примеры твердых веществ.

    Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко

    сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

    (на дорогах, водоемах, в школе).

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

    Фронтальный

    С. 34–37,

    с. 38*

    7

    Разнообразие веществ

    1

    Изучение нового материала

    Фронтальный

    С. 39–43, задание № 2,

    с. 43*

    8

    Воздух и его охрана. Состав, свойства

    1

    Изучение нового материала

    Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 44–48

    9

    Вода и жизнь

    1

    Комбинированный

    Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды

    Учащиеся должны знать/понимать:
    – основные свойства воды.
    – общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
    Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 49–52, задание № 2,

    с. 52*

    10

    Превращения

    и круговорот воды

    1

    Изучение нового материала

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 53–56, задание № 2,

    с. 56*


    11

    Берегите воду

    1

    Комбинированный

    решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

    Фронтальный;  индивидуальный (тест)

    С. 57–61, задание 1, с. 60*

    12

    Как разрушаются камни

    1

    Изучение нового материала

    Формы земной поверхности

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 62–64, задание 2, с. 62*

    13

    Что такое

    почва

    1

    Изучение нового материала

    Почва, ее значение для живой природы

    в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 65–68,

    с. 69–70*

    14

    Разнообразие растений

    1

    Комбинированный

    Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

    Учащиеся должны уметь:

    приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

    – раскрывать особенности их внешнего вида

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 71–75, рисунок*

    15

    Солнце, растения и мы с вами

    1

    Комбинированный

    С. 76–79, схе-
    ма, с. 77

    16

    Размножение

    и развитие растений

    1

    Изучение нового материала

    Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

    Учащиеся должны уметь:
    – использовать знания и умения для ухода за растениями;

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 80–83, рассказ*, задание 3, с. 83

    17

    Охрана

    растений

    1

    Комбинированный

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

    – определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

    С. 84–87, рассказ «Бе- регите растения!»

    18

    Разнообразие животных

    1

    Комбинированный

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

    уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 89–95, задание 2, с. 95

    19

    Кто что ест. Цепи питания

    1

    Изучение нового материала

    С. 96–99, модель це- пи питания*

    20

    Невидимая сеть и невидимые пирамиды

    1

    Изучение нового материала

    Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

    уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 100–104, схемы цепи питания*

    21

    Размножение

    и развитие

    животных

    1

    Изучение нового материала

    С. 105–106, сообщение*, задание,
    с. 106

    22

    Птицы и звери

    1

    Комбинированный

    познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

    С. 106–11, рассказ «Берегите животных!», задание 3, с.116

    23

    Охрана

    животных

    1

    Комбинированный

    Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 112–116,

    с. 116–117*

    24

    В царстве

    грибов

    1

    Изучение нового материала

    Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 118–122,

    с. 123*

    25

    Великий

    круговорот жизни

    1

    Изучение нового материала

    Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

    и животными

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 124–126, модель

    (№ 2,

    с. 126)*

    26

    Человек

    и природа

    Организм

    человека

    1

    Изучение нового материала

    Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,

    Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 128–130,

    с. 131*

    27

    Как мы воспринимаем окружающий мир

    1

    Комбинированный

    дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

    Фронтальный

    С. 132–135, за- дание 3,

    с. 135*

    28

    Надежная защита организма

    1

    Комбинированный

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 136–139, за- дание 3,

    с. 139*

    29

    Опора тела

    и движение

    1

    Изучение нового материала

    Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

    Фронтальный

    С. 140–142,

    с. 142–143*

    30

    Наше питание

    1

    Комбинированный

    Система органов, их роль в жизнедеятельности организма

    Учащиеся должны знать/понимать:
    – правила сохранения и укрепления здоровья;
    – использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 144–147

    31

    О дыхании,

    о движении крови

    1

    Изучение нового материала

    Система органов

    С. 148–149

    32

    Закаляй свой организм

    1

    Комбинированный

    Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

    Фронтальный

    С. 151–153

    33

    Здоровый образ жизни. Обобщение

    1

    Комбинированный

    Фронтальный;  индивидуальный (тест)

    С. 154–157

    34–35

    Младший школьник

    Огонь, вода

    и газ

    2

    Комбинированный

    Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

    Учащиеся должны знать/понимать:
    – основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах,

    в школе);
    – использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 4–7, задание № 2 «План эвакуации»

    36

    Чтобы путь был счастливым

    1

    Комбинированный

    С. 8–13

    37–38

    Дорожные

    знаки

    2

    Комбинированный

    Правила безопасного поведения на дорогах

    Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 14–17, задание № 2,

    с. 17*


    39

    Опасные места

    1

    Комбинированный

    Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года

    Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 18–22, № 2,

    с. 22*

    40–

    41

    О молниях, змеях, собаках и прочем

    2

    Комбинированный

    С. 23–28, сообщение*,

    № 2,

    с. 28

    42–

    43

    Экологическая безопасность

    2

    Комбинированный

    Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 29–34, № 2,

    с. 34*

    44

    Чему учит экономика

    Для чего нужна экономика?

    1

    Изучение нового материала

    Экономика

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

    Фронтальный

    С. 36–39, № 2,

    с. 39*

    45

    Три кита экономики*

    1

    Изучение нового материала

    Фронтальный

    С. 40–47, № 3,

    с. 47*

    46–47

    Полезные ископаемые

    2

    Изучение нового материала

    Полезные

    ископаемые

    Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 48–52, сообщение № 3,

    с. 52*


    48

    Растениевод-

    ство

    1

    Изучение нового материала

    Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края

    Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 53–58, с. 58–59*, рисунок*

    49

    Животноводство

    1

    Изучение нового материала

    Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

    Индивидуальный

    С. 60–63, рисунок*

    50–51

    Какая бывает промышленность?

    2

    Изучение нового материала

    Промышленность

    Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 64–67, сообщение*,

    с. 67,

    № 3


    552

    Что такое деньги?

    1

    Изучение нового материала

    Деньги

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 68–72, № 3,

    с. 71*

    53

    Государственный бюджет

    1

    Изучение нового материала

    Бюджет

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 73–76, № 4,

    с. 76*

    54–55

    Семейный бюджет

    2

    Изучение нового материала

    Семья – первый коллектив ребенка

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 77–80, № 3,

    с. 80*

    56–57

    Экономика

    и экология

    2

    Изучение нового материала

    Правила поведения в природе

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 81–86

    58

    Обобщение. Чему учит экономика

    1

    Комбинированный

    Экономика

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

    Фронтальный;  индивидуальный


    59–

    60

    Общество

    Золотое кольцо России

    2

    Изучение нового материала

    Москва – столица России.

    Города России. Санкт-Петербург

    Учащиеся должны знать\понимать:
    – название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
    – показывать на карте границы России,

    некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
    – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

    Фронтальный;  индивидуальный

    С. 88–93,

    с. 94–99, сообщение,

    № 3,

    с. 99*

    61

    Земля – планета жизни

    Наши ближайшие соседи*

    1

    Изучение нового материала

    Страны и народы

    мира

    С. 100–109, карта

    62

    На севере

    Европы

    1

    С. 110–119, карта

    63

    Что такое Бенилюкс?*

    1

    Изучение нового материала

    Страны и народы

    мира

    поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

    Фронтальный

    С. 120–126, карта

    64

    В центре

    Европы

    1

    Изучение нового материала

    Учащиеся должны

    уметь:

    – показывать на карте изученные страны мира;

    Фронтальный; индивидуальный

    С. 127–133, карта


    65

    Путешествие по Франции

    и Великобритании

    1

    Изучение нового материала

    – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

    – использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

    С. 134–143, карта, № 1,

    с. 143*

    66

    На юге Европы

    1

    Изучение нового материала

    С. 144–150, карта,

    № 4,

    с. 150*

    67

    По знаменитым местам мира*

    1

    Изучение нового материала

    С. 151–155, карта

    68

    Обобщение. Путешествие по городам

    и странам

    1

    Повторение, обобщение изученного

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

    Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

    В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

    Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

    Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

    Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

    Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 3 класс

    Развернутое тематическое планирование по окружающему миру  УМК «Школа России» 3 класс...