Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Пуштаева Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_kl.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

           Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса разработана на основе требований ФГОС  начального общего образования,  УМК «Школа России». Рабочая программа рассчитана 68 часов согласно базисному учебному плану  по 2 урока в неделю.

.

Учебник А.А. Плешаков . Окружающий мир, учебник для 3 класса.- М.: Просвещение

Дополнительная литература  А.А.Плешаков.  Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса.  М.: Просвещение

А.А.Плешаков.  Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир,  3 класс»

М.: Просвещение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  • Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  • Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  • Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Основные содержательные линии курса:

  • обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
  • изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
  • формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
  • изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
  • получение элементарных экономических знаний;
  • формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

Виды и формы организации учебного процесса

  • Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Проверка и оценка усвоения программы

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающиеся должны знать:

  • что человек – часть природы и общества;
  • понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приёмами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический  и практический материал

1 четверть

18 часов

Практических работ – 6; экскурсий – 1;

опытов – 3; проверочных работ - 2

2 четверть

14 часов

Практических работ – 3; проверочных работ - 1

3 четверть

20 часов

Практических работ – 3; экскурсий – 1; проверочных работ - 2

4 четверть

16 часов

Практических работ – 1; проверочных работ - 2

Итого:

68 часов

(2 часа в неделю)

Практических работ – 13; экскурсий – 2; опытов – 3; проверочных работ - 7

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Что такое окружающий  мир?

4

2

Природа

21

3

Человек и природа

8

4

Младший школьник

10

5

Чему учит экономика?

15

6

Путешествия по городам и странам

10

Итого:

68

Что такое окружающий  мир?– 4 часов

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.

Природа – 21 часов

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.

Человек и природа –8часов

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств  (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

Младший школьник – 10 часов

Как действовать  при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика – 15 часов

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам - 10 часов

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

По теме

7

Проверочная работа № 1

Что такое окружающий  мир?

13

Проверочная работа № 2

Превращения и круговорот воды

27

Проверочная работа № 3

 Природа

35

Проверочная работа № 4

Человек и природа

43

Проверочная работа № 5

Младший школьник

54

Проверочная работа № 6

Чему учит экономика?

67

Проверочная работа № 7

Что мы узнали и чему научились за год?


п\п

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Домашнее  задание

Дата проведения

план

факт

1

Что такое окружающий мир

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы

1

Комбинированный

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно

Учащиеся должны знать\понимать:
– название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России

Фронтальный;  индивидуальный

С. 10–12,

с. 12–15*

2

Человек. Разумное существо

1

Изучение нового материала

Фронтальный;  индивидуальный

С. 10–14

3

Общество

1

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 16–20,

с. 20–21*

4

Мир глазами эколога

1

Комбинированный

Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

Фронтальный;  индивидуальный

С. 22–26, сообщение*

5

Природа

Природа в опасности. Охрана природы

1

Комбинированный

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

С. 27–30


6

Тела, вещества, частицы

1

Изучение нового материала

Соль, сахар как примеры твердых веществ.

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко

сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека

(на дорогах, водоемах, в школе).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

Фронтальный

С. 34–37,

с. 38*

7

Разнообразие веществ

1

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 39–43, задание № 2,

с. 43*

8

Воздух и его охрана. Состав, свойства

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха

Фронтальный;  индивидуальный

С. 44–48

9

Вода и жизнь

1

Комбинированный

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные свойства воды.
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

Фронтальный; индивидуальный

С. 49–52, задание № 2,

с. 52*

10

Превращения

и круговорот воды

1

Изучение нового материала

Фронтальный;  индивидуальный

С. 53–56, задание № 2,

с. 56*


11

Берегите воду

1

Комбинированный

решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения.

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

С. 57–61, задание 1, с. 60*

12

Как разрушаются камни

1

Изучение нового материала

Формы земной поверхности

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 62–64, задание 2, с. 62*

13

Что такое

почва

1

Изучение нового материала

Почва, ее значение для живой природы

в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

С. 65–68,

с. 69–70*

14

Разнообразие растений

1

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3);

– раскрывать особенности их внешнего вида

Фронтальный; индивидуальный

С. 71–75, рисунок*

15

Солнце, растения и мы с вами

1

Комбинированный

С. 76–79, схе-
ма, с. 77

16

Размножение

и развитие растений

1

Изучение нового материала

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

Фронтальный; индивидуальный

С. 80–83, рассказ*, задание 3, с. 83

17

Охрана

растений

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

– определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

С. 84–87, рассказ «Бе- регите растения!»

18

Разнообразие животных

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

Фронтальный; индивидуальный

С. 89–95, задание 2, с. 95

19

Кто что ест. Цепи питания

1

Изучение нового материала

С. 96–99, модель це- пи питания*

20

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Фронтальный; индивидуальный

С. 100–104, схемы цепи питания*

21

Размножение

и развитие

животных

1

Изучение нового материала

С. 105–106, сообщение*, задание,
с. 106

22

Птицы и звери

1

Комбинированный

познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

С. 106–11, рассказ «Берегите животных!», задание 3, с.116

23

Охрана

животных

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

Фронтальный;  индивидуальный

С. 112–116,

с. 116–117*

24

В царстве

грибов

1

Изучение нового материала

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный;  индивидуальный

С. 118–122,

с. 123*

25

Великий

круговорот жизни

1

Изучение нового материала

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями

и животными

Фронтальный;  индивидуальный

С. 124–126, модель

(№ 2,

с. 126)*

26

Человек

и природа

Организм

человека

1

Изучение нового материала

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 128–130,

с. 131*

27

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

Комбинированный

дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный

С. 132–135, за- дание 3,

с. 135*

28

Надежная защита организма

1

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный

С. 136–139, за- дание 3,

с. 139*

29

Опора тела

и движение

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

С. 140–142,

с. 142–143*

30

Наше питание

1

Комбинированный

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма

Учащиеся должны знать/понимать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 144–147

31

О дыхании,

о движении крови

1

Изучение нового материала

Система органов

С. 148–149

32

Закаляй свой организм

1

Комбинированный

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный

С. 151–153

33

Здоровый образ жизни. Обобщение

1

Комбинированный

Фронтальный;  индивидуальный (тест)

С. 154–157

34–35

Младший школьник

Огонь, вода

и газ

2

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах,

в школе);
– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

Фронтальный;  индивидуальный

С. 4–7, задание № 2 «План эвакуации»

36

Чтобы путь был счастливым

1

Комбинированный

С. 8–13

37–38

Дорожные

знаки

2

Комбинированный

Правила безопасного поведения на дорогах

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 14–17, задание № 2,

с. 17*


39

Опасные места

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Фронтальный; индивидуальный

С. 18–22, № 2,

с. 22*

40–

41

О молниях, змеях, собаках и прочем

2

Комбинированный

С. 23–28, сообщение*,

№ 2,

с. 28

42–

43

Экологическая безопасность

2

Комбинированный

Учащиеся должны знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный;  индивидуальный

С. 29–34, № 2,

с. 34*

44

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика?

1

Изучение нового материала

Экономика

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный

С. 36–39, № 2,

с. 39*

45

Три кита экономики*

1

Изучение нового материала

Фронтальный

С. 40–47, № 3,

с. 47*

46–47

Полезные ископаемые

2

Изучение нового материала

Полезные

ископаемые

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтальный;  индивидуальный

С. 48–52, сообщение № 3,

с. 52*


48

Растениевод-

ство

1

Изучение нового материала

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Фронтальный;  индивидуальный

С. 53–58, с. 58–59*, рисунок*

49

Животноводство

1

Изучение нового материала

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Индивидуальный

С. 60–63, рисунок*

50–51

Какая бывает промышленность?

2

Изучение нового материала

Промышленность

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Фронтальный;  индивидуальный

С. 64–67, сообщение*,

с. 67,

№ 3


552

Что такое деньги?

1

Изучение нового материала

Деньги

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

С. 68–72, № 3,

с. 71*

53

Государственный бюджет

1

Изучение нового материала

Бюджет

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный

С. 73–76, № 4,

с. 76*

54–55

Семейный бюджет

2

Изучение нового материала

Семья – первый коллектив ребенка

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Фронтальный;  индивидуальный

С. 77–80, № 3,

с. 80*

56–57

Экономика

и экология

2

Изучение нового материала

Правила поведения в природе

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Фронтальный; индивидуальный

С. 81–86

58

Обобщение. Чему учит экономика

1

Комбинированный

Экономика

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальный;  индивидуальный


59–

60

Общество

Золотое кольцо России

2

Изучение нового материала

Москва – столица России.

Города России. Санкт-Петербург

Учащиеся должны знать\понимать:
– название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– показывать на карте границы России,

некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города);
– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

Фронтальный;  индивидуальный

С. 88–93,

с. 94–99, сообщение,

№ 3,

с. 99*

61

Земля – планета жизни

Наши ближайшие соседи*

1

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

С. 100–109, карта

62

На севере

Европы

1

С. 110–119, карта

63

Что такое Бенилюкс?*

1

Изучение нового материала

Страны и народы

мира

поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Фронтальный

С. 120–126, карта

64

В центре

Европы

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны

уметь:

– показывать на карте изученные страны мира;

Фронтальный; индивидуальный

С. 127–133, карта


65

Путешествие по Франции

и Великобритании

1

Изучение нового материала

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

С. 134–143, карта, № 1,

с. 143*

66

На юге Европы

1

Изучение нового материала

С. 144–150, карта,

№ 4,

с. 150*

67

По знаменитым местам мира*

1

Изучение нового материала

С. 151–155, карта

68

Обобщение. Путешествие по городам

и странам

1

Повторение, обобщение изученного

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по окружающему миру  УМК «Школа России» 3 класс...