Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Резакова Анна Анатольевна

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6  часов резервного времени отводится для  проведения экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

Пояснительная записка.

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6  часов резервного времени отводится для  проведения экскурсий.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.  

Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту  и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.

Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений   детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа  и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок  в этом возрасте -  первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...

Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего   мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому,  что доступно непосредственному чувственному  опыту людей.

Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы  и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.

Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.

Блок – модуль № 5  дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Требования к знаниям,  умениям    и навыкам обучающихся

 к концу 1 класса

К концу учебного года учащиеся должны знать: 

-  солнце, его форма; луна и звезды;

-  камни и их разнообразие;

-  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

-  части растений;

          -  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

          -  признаки живой и неживой природы;

          -  основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

          -  виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;

-  разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,        

-  правила безопасного обращения с электроприборами;

-  свойства снега и льда;    

-  признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

-  правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

-  как охранять окружающую среду от загрязнения;

-  времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения; -  правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;  

-  различные виды профессий;

-  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

-  правила поведения на природе;

-  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

        -  правила личной гигиены;

        -  значение сна в жизни человека;

                   -  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

        -  о роли космоса в жизни человека;

        -  о роли экологии в жизни людей;

К концу учебного года учащиеся должны уметь: 

-  различать объекты живой и неживой природы;

          -  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы);  

-  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

          -  объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;    

-  различать водоемы; части реки;

          -  выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

             -  различать время и времена года; изученные растения и животные;

          -  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

            -  объяснять причину возникновения дождя и ветра;

          -  различать цвета радуги, звук и свет;                          

-  различать изученные группы растений и животных;

          -  различать  изученные виды транспорта;

          -  выполнять правила личной гигиены;

          -  соблюдать правила поведения в природе;

          -  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Содержание программы

Введение (9 часов)

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы; правила безопасности в пути.

Что и кто? (18 часов)

Практические работы: знакомство с разнообразием камней;  знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 часов)

Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (9 часов)

Почему и зачем? (17 часов)

Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

Заключение (1 час)

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

I четверть (18 часов)

Введение  (9 часов)

1-2

Задавайте вопросы!

2

3

Наша школа (экскурсия)

1

4-5

Мир вокруг нас, его многообразие

2

6

Дорога от дома до школы (экскурсия). Правила безопасности в пути

1

7

Экскурсия в школьный парк

1

8

Экскурсия по родному селу

1

9

Экскурсия в школьный музей

1

Что и кто? (18 часов).

10-11


Что можно увидеть на небе днем и ночью.

2

12

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит. Кремень. Известняк. П.р «Знакомство с разнообразием камней»

1

13-14

Что растет на подоконнике и клумбе? П. р. «Знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя»

2

15

Что это за листья?  П. Р. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям»

1

16

Что такое хвоинки? П. р. «сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам)»

17

Что общего у разных растений?

1

18

Кто такие насекомые и рыбы?

1

II четверть (14 часов)

19

Кто такие насекомые и рыбы?

1

20-21

Кто такие птицы и звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

2

22

Что такое зоопарк?

1

23-24

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. П. р. «Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним»

2

25

Что вокруг нас может быть опасным?

1

26

Что мы знаем о нашей стране и своем селе?.

1

27

На что похожа наша планета? П. р. « Знакомство с глобусом»

1

Как, откуда и куда? (12 часов)

28

 Куда текут реки? Пресная и солёная вода..

1

29

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

1

30

Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. П. р. «Сборка простейшей электрической цепи»

1

31

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд? П. р. «Изучение свойств снега и льда»

1

32

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

2

III четверть (18 часов)

33

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

1

34

Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. П. р. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями»

1

35

Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. П. р. «Изготовление простейшей кормушки для птиц»

1

36

Как путешествует письмо?

1

37

Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания.

1

38

Откуда берется и куда девается бытовой мусор ?

1

39

Откуда в снежках грязь?

1

Где и когда? (9 часов)

40

Когда придет суббота? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее.

1

41

Когда наступит лето? Времена года

1

42

Где живут белые медведи?

1

43

Где живут слоны?

1

44

Где зимуют птицы?

1

45

Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров?

1

46

Когда появилась одежда? Одежда людей в прошлом и теперь.

1

47

Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

1

48

Когда ты станешь взрослым? Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать?

1

Почему и зачем? (18 часов)

49

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1

50

Почему на Луне не живут люди?

1

IV четверть (16 часов)

51

Почему идёт дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

1

52

Почему звенит звонок? Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

1

53

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

1

54

Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

1

55

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1

56

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

57

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

58

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? П. р. «Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)»

1

59

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

1

60

Зачем строят корабли? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

1

61

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

1

62

Почему поезда такие длинные? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

1

63

Зачем нужны самолеты? Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.

1

64

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

Заключение. Как мы находили ответы на свои вопросы?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...