Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

    Резакова Анна Анатольевна

    Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6  часов резервного времени отводится для  проведения экскурсий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по окружающему миру

    1 класс

    Пояснительная записка.

    Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6  часов резервного времени отводится для  проведения экскурсий.

    Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.  

    Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту  и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.

    Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений   детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.

    В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа  и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок  в этом возрасте -  первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...

    Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

    Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего   мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому,  что доступно непосредственному чувственному  опыту людей.

    Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы  и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.

    Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.

    Блок – модуль № 5  дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

    Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

    Требования к знаниям,  умениям    и навыкам обучающихся

     к концу 1 класса

    К концу учебного года учащиеся должны знать: 

    -  солнце, его форма; луна и звезды;

    -  камни и их разнообразие;

    -  дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

    -  части растений;

              -  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

              -  признаки живой и неживой природы;

              -  основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;

              -  виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;

    -  разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,        

    -  правила безопасного обращения с электроприборами;

    -  свойства снега и льда;    

    -  признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

    -  правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

    -  как охранять окружающую среду от загрязнения;

    -  времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения; -  правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;  

    -  различные виды профессий;

    -  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;

    -  правила поведения на природе;

    -  разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

            -  правила личной гигиены;

            -  значение сна в жизни человека;

                       -  назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

            -  о роли космоса в жизни человека;

            -  о роли экологии в жизни людей;

    К концу учебного года учащиеся должны уметь: 

    -  различать объекты живой и неживой природы;

              -  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы);  

    -  вести наблюдения в природе под руководством  учителя;

              -  объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;    

    -  различать водоемы; части реки;

              -  выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

                 -  различать время и времена года; изученные растения и животные;

              -  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

                -  объяснять причину возникновения дождя и ветра;

              -  различать цвета радуги, звук и свет;                          

    -  различать изученные группы растений и животных;

              -  различать  изученные виды транспорта;

              -  выполнять правила личной гигиены;

              -  соблюдать правила поведения в природе;

              -  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

    Содержание программы

    Введение (9 часов)

    Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы; правила безопасности в пути.

    Что и кто? (18 часов)

    Практические работы: знакомство с разнообразием камней;  знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

    Как, откуда и куда? (12 часов)

    Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

    Где и когда? (9 часов)

    Почему и зачем? (17 часов)

    Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

    Заключение (1 час)

    Календарно – тематическое планирование

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Примечание

    I четверть (18 часов)

    Введение  (9 часов)

    1-2

    Задавайте вопросы!

    2

    3

    Наша школа (экскурсия)

    1

    4-5

    Мир вокруг нас, его многообразие

    2

    6

    Дорога от дома до школы (экскурсия). Правила безопасности в пути

    1

    7

    Экскурсия в школьный парк

    1

    8

    Экскурсия по родному селу

    1

    9

    Экскурсия в школьный музей

    1

    Что и кто? (18 часов).

    10-11


    Что можно увидеть на небе днем и ночью.

    2

    12

    Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит. Кремень. Известняк. П.р «Знакомство с разнообразием камней»

    1

    13-14

    Что растет на подоконнике и клумбе? П. р. «Знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя»

    2

    15

    Что это за листья?  П. Р. «Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям»

    1

    16

    Что такое хвоинки? П. р. «сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам)»

    17

    Что общего у разных растений?

    1

    18

    Кто такие насекомые и рыбы?

    1

    II четверть (14 часов)

    19

    Кто такие насекомые и рыбы?

    1

    20-21

    Кто такие птицы и звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

    2

    22

    Что такое зоопарк?

    1

    23-24

    Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. П. р. «Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним»

    2

    25

    Что вокруг нас может быть опасным?

    1

    26

    Что мы знаем о нашей стране и своем селе?.

    1

    27

    На что похожа наша планета? П. р. « Знакомство с глобусом»

    1

    Как, откуда и куда? (12 часов)

    28

     Куда текут реки? Пресная и солёная вода..

    1

    29

    Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

    1

    30

    Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. П. р. «Сборка простейшей электрической цепи»

    1

    31

    Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд? П. р. «Изучение свойств снега и льда»

    1

    32

    Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

    2

    III четверть (18 часов)

    33

    Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов.

    1

    34

    Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. П. р. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями»

    1

    35

    Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. П. р. «Изготовление простейшей кормушки для птиц»

    1

    36

    Как путешествует письмо?

    1

    37

    Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания.

    1

    38

    Откуда берется и куда девается бытовой мусор ?

    1

    39

    Откуда в снежках грязь?

    1

    Где и когда? (9 часов)

    40

    Когда придет суббота? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее.

    1

    41

    Когда наступит лето? Времена года

    1

    42

    Где живут белые медведи?

    1

    43

    Где живут слоны?

    1

    44

    Где зимуют птицы?

    1

    45

    Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как учёные изучают динозавров?

    1

    46

    Когда появилась одежда? Одежда людей в прошлом и теперь.

    1

    47

    Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

    1

    48

    Когда ты станешь взрослым? Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать?

    1

    Почему и зачем? (18 часов)

    49

    Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

    1

    50

    Почему на Луне не живут люди?

    1

    IV четверть (16 часов)

    51

    Почему идёт дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

    1

    52

    Почему звенит звонок? Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

    1

    53

    Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

    1

    54

    Почему их так назвали? Объяснение названий растений и животных. Что эти названия «рассказывают» о своих хозяевах?

    1

    55

    Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

    1

    56

    Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

    1

    57

    Почему нужно есть много овощей и фруктов?

    1

    58

    Почему нужно чистить зубы и мыть руки? П. р. «Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)»

    1

    59

    Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

    1

    60

    Зачем строят корабли? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

    1

    61

    Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

    1

    62

    Почему поезда такие длинные? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

    1

    63

    Зачем нужны самолеты? Назначение самолётов. Устройство самолёта. Самолёты в прошлом и теперь.

    1

    64

    Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

    1

    65

    Почему мы часто слышим слово «экология»?

    1

    66

    Заключение. Как мы находили ответы на свои вопросы?

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

    Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

    Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

    рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ

    Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....