рабочие программы по программе Перспективная начальная школа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Дымова Галина Александровна

рабочая программа по окружающему миру 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

от 30.08.11 г.Протокол №1

руководитель МО

________/А.А.Сальникова/

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом  МБОУ СОШ №51 г.Липецка

от 31.08.11 протокол №1

Руководитель МС

__________/Н.Д.Покачалова/


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 51

___________/С.В.Бедрова

Приказ от 01.09.11 г. № 204

Рабочая учебная программа

_____________по окружающему миру____________

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения )

на ступени начального общего образования, 2 класс

(ступень образования, класс)

2011 – 2012 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе

Программы «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы (авторы О.Н.Федотова, С.А.Трафимова)_________________________

(наименование программы)

Программу составила

Дымова Галина Александровна, стаж работы 9 лет, первая квалификационная  категория______________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная  категория)

Липецк

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основные учебно-воспитательные задачи курса «Окружающий мир» приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
  • проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • Примерной программы начального общего образования по окружающему миру;
  • Федерального перечня учебников ;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Положения МОУ СОШ №51 г.Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ №51 г.Липецка протокол от 29.12.2009 г. №4, утверждено приказом по МОУ СОШ №51 г. Липецка от 29.12.2009 г. № 298);
  • Учебного плана МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2011-2012 учебный год.

           Рабочая программа также составлена на основе авторской программы по о окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой- М.: Академкнига, 2011 г.

        Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту начального общего образования по окружающему миру, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа построена таким образом, что знания последующего года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их (реализация принципов непрерывного развития каждого ребенка и прочности знаний).

Программа предназначена для изучения окружающего мира во 2 классе, составлена на 65 часов в год (из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Учебным планом  МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2011-2012 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

         Рабочая программа не изменялась, она полностью соответствует авторской программе.

Основной формой организации образовательного  процесса во 2 классе является урок.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках окружающего мира используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (проверочные работы, практические работы,  тестирование, срезы и др.)

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

         Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  • различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
  • взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
  • влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
  • группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
  • назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  • сравнивать характерные для животных способы питания;
  • характеризовать роль грибов в жизни человека;
  • ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  • наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • учиться работать со справочной литературой
  • определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
  • представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
  • понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  • характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  • называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  • иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  • знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  • рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
  • режим труда и отдыха, физкультура);
  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
  • принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день

   Победы, День города и т.д.

  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
  • называть своих ближайших родственников;
  • знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского  Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  • называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  • узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Реализация рабочей программы по окружающему миру во 2 классе осуществляется на основе использования:

  1. Учебника: Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир).     2 класс: В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
  2. Хрестоматии: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: — М.: Академкнига /Учебник

Учебник в двух частях разработан в соответствии с концепцией "Перспективная начальная школа" 

 Цель книги -  раскрыть  программное содержание интегрированного курса образовательной области "Человек и окружающий мир". Вторая часть учебника позволяет сформировать начальные представления школьников о Земле как планете жизни, о разнообразии животного мира, о человеке как части природы, его жизни в социальной среде. Предложен дополнительный материал для организации внеклассных занятий в рамках школьного клуба. 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(65 часов)

  1. Источники информации об окружающем нас мире (5 часов)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

уметь:

  • работать с оглавлением и справочниками учебника;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:

  • нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
  1. Планеты и звезды (12 часов)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • форму Земли;
  • глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;
  • смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  • смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  • Солнце — ближайшая к Земле звезда;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • название нашей планеты;

уметь:

  • различать объекты неживой и живой природы;
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:

  • демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
  • демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  1. Живая природа Земли (33 часа)

Живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  • дикорастущие и культурные растения своей местности;
  • сельскохозяйственные растения своей местности;
  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  • группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • об особенностях диких и домашних животных;
  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  • о значении природы для здоровья и жизни человека;

уметь:

  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу  России (не менее 2-3);
  • приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  • называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • ухода за комнатными растениями;
  • ухода за домашними животными;
  • узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  1. Человек разумный (6 часов)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

уметь:

•   называть своих ближайших родственников;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  1. Младший школьник и семья (4 часа)

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

 В результате изучения темы обучающийся должен

 знать / понимать:

  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  • основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  • правила безопасного поведения в природе;

уметь:

  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  • работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того ,чтобы

  • соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  1. Родная страна — Россия (10 часов)

Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме

В результате изучения темы обучающийся должен

знать / понимать:

  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;

уметь:

  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Номер урока

Дата

Тема

1

18

11.11

Практическая работа: свойства воздуха и воды

2

26

16.12

Проверочная работа по теме: «Разнообразие растений».

3

48

22.03

Проверочная работа по теме: Разнообразие животных.

4

50

29.03

Административный срез знаний по теме: Живая и неживая природа

5

54

19.04

Практическая работа: Составление режима дня.

6

61

11.05

Практическая работа: Составление генеалогического древа (родословной семьи

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения обучающиеся должны знать/понимать:

•        различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

  • название нашей планеты;
  • форму Земли;
  • глобус — модель Земли, ось Земли — воображаемая линия;
  • смена дня и ночи — следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  • смена времен года — следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  • Солнце — ближайшая к Земле звезда;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  • группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  • дикорастущие и культурные растения своей местности;
  • сельскохозяйственные растения своей местности;
  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  • группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • об особенностях диких и домашних животных;
  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  • о значении природы для здоровья и жизни человека;
  • об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  • основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • правила безопасного поведения в природе.

Уметь:

  • работать с оглавлением и справочниками учебника;
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу  России (не менее 2-3);
  • приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  • называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • называть своих ближайших родственников;
  • описать портрет своего друга;
  • проводить простейшие опыты;
  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  • работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того , чтобы:

  • демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;
  • демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;
  • нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;
  • ухода за комнатными растениями;
  • ухода за домашними животными;
  • соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

ЛИТЕРАТУРА

  • Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  • Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  • Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир).     2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига /Учебник.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс:   Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата прохождения темы

1

Окружающий нас мир – живая и неживая природа

1

2.09

2

Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края»

1

8.09

3

Основные источники информации об окружающем нас мире

1

9.09

4

Урок-экскурсия в школьную библиотеку «Книги – наши друзья»

1

15.09

5

Использование различных источников информации при изучении окружающего мира.

1

16.09

6

Источники информации, необходимые для изучения объектов окружающего мира.

1

22.09

7

Земля. Глобус - модель земного шара. Суточное вращение Земли

1

23.09

8

Звезды и созвездия

1

29.09

9

Путеводная звезда.

1

30.09

10

Планеты Солнечной системы

1

13.10

11

Движение земли вокруг солнца

1

14.10

12

Взаимосвязь живой и неживой природы

1

20.10

13

Условия жизни на планете Земля

1

21.10

14

Определение свойств воздуха.

1

27.10

15

Определение свойств воды.

1

28.10

16

Роль воды и воздуха в природе и жизни человека.

1

3.11

17

Состояние веществ.

1

10.11

19

Условия, необходимые для развития растений.

1

24.11

20

Корень, стебель, лист растения

1

25.11

21

Дыхание и питание растений

1

1.12

22

Разнообразие растений Земли

1

2.12

23

Папоротники, мхи, водоросли.

1

8.12

24

Растения Красной книги России.

1

9.12

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений»

1

15.12

26

Проверочная работа по теме: «Разнообразие растений».

1

16.12

27

Культурные  растения

1

22.12

28

Дикорастущие растения

1

23.12

29

Выращивание культурных растений.

1

29.12

30

Значение  культурных растений в жизни человека.

1

30.12

31

Какие части растений используют люди.

1

12.01

32

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно.

1

13.01

33

Отчего зависит урожай зерновых.

1

19.01

34

Садовые растения родного края

1

20.01

35

Сколько живут растения.

1

26.01

36

Размножение растений своими частями

1

27.01

37

Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека

1

2.02

38

Разнообразие грибов

1

3.02

39

Разнообразие животных Земли

1

9.02

40

Насекомые

1

10.02

41

Рыбы

1

16.02

42

Земноводные

1

17.02

43

Пресмыкающиеся

1

1.03

44

Птицы

1

2.03

45

Звери

1

9.03

46

Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи с окружающей средой

1

15.03

47

Значение диких и домашних животных в жизни человека

1

16.03

48

Животные красной книги России. Охраняемые животные родного края  Проверочная работа по теме: Разнообразие животных.

1

22.03

49

Заповедники и заказники родного края

1

23.03

50

Административный срез знаний по теме: Живая и неживая природа

1

29.03

51

Человек – часть природ

1

30.03

52

Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

1

5.04

53

Человек - существо социальное, член общества. Различные профессии человека.

1

6.04

54

Здоровье человека. Условия жизни, влияющие на здоровье человека. Питание и здоровье. Режим питания. Режим дня и его значение Практическая работа: Составление режима дня.

1

19.04

55

Правила личной гигиены

1

20.04

56

Охрана и укрепление здоровья. Личная гигиена и помощь при простудных заболеваниях.

1

26.04

57

Правила безопасного поведения на улице и дома

1

27.04

58

Россия - наша Родина. Я - гражданин России

3.05

59

Москва - столица России. История Московского Кремля

1

4.05

60

Родной город: название, основные предприятия города, достопримечательности

1

10.05

61

Семья. Значение семьи в жизни каждого человека

Практическая работа: Составление генеалогического древа (родословной семьи

1

11.05

62

Государственные праздники и памятные даты

1

17.05

63

Государственный праздник - День Победы

1

18.05

64

Государственный праздник - День Конституции

1

24.05

65

Обобщение «Мы и окружающий мир»

1

25.05

Итого количество часов за учебный год

65ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. по русскому языку (Н.А.Чуракова,...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....

рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочие программы по курсу "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Технология" разработаны на основе авторских программ по УМК "Перспективная начальная школа" на четыр...

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа

рабочая программа 3 класс  перспективная начальная школа...