Разработка урока "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Стурчак Виктория Викторовна

Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных. Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия диких животных от домашних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dikie_i_domashnie_zhivotnye.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Дикие и домашние животные»

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных. Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия. Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.

Задачи: 

  • расширить представления учащихся о диких и домашних животных,
  • учить выделять существенные признаки;
  • развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:.

  • учебник «Наш мир» 2 класс, часть 2 (О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова.)
  • компьютер, колонки, проектор.
  • Кроссворд каждому учащемуся

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок, он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке все трудиться.
Будем мы послушны и внимательны
И урок наш будет замечательным.

II. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

Учитель загадывает загадки, дети отгадывают загадки (Слайд 2)

Я умею часто мыться
Не водой, а язычком.
Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком.
(Кот)

Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая.
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка.
(Лиса)

Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица.
(Белка)

К "своим" ласкается,
На "чужих" ругается.
В своём теремочке
Сидит на цепочке.
(Собака)

Сзади крючок,
Спереди пятачок.
(Свинья)

Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц) 

Великан в бору живёт.
Он сладкоежка - любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать, да на полгода. (
Медведь)

Рыжий молокозавод день жуёт,
И ночь жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
(Корова)

Кто рано встаёт,
Детям спать не даёт?
(Петух)

- Как сказать одним словом, кто это? (Слайд 3)
- На какие группы можно распределить? (дикие и домашние)
- Какие из них дикие? Какие домашние? (два ученика разделяют животных на 2 группы)
- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока.
(Слайд 4)

Продолжите фразу:

- Думаю, что на уроке я узнаю…
-Я хочу узнать….

III. Изучение нового материала

Выявление отличий диких и домашних животных.

1) Рассказ учителя: «Кто такие дикие животные.» (Слайд 5)

Большинство животных проживают в лесах. Они получили название "дикие звери". Многие из них - это опасные животные, хищники, объекты охоты и разведения. Но всех их объединяет одна цель - выживание, за которую они постоянно борются. Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные - сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. К диким животным, обитающим в наших лесах, относятся - белка, волк, медведь, лось, дикий кабан, заяц и многие другие.

На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с его целенаправленным уничтожением в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на среду обитания. Поэтому главной целью человечества является охрана зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные книги всех государств. (Слайд 6)

2) Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе» о том, как появились первые домашние животные. (Слайд 7)

Беседа с учащимися после просмотра мультфильма:

- о чем был просмотренный вами мультфильм?

- как появились первые домашние животные?

- для чего они были нужны человеку?

Вывод учителя: Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а волчата привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Домашних животных становилось больше. Человек уже не мог жить без домашних друзей и помощников. (Слайд 8)

Итак, домашние животные - это животные, которых разводят люди и используют в своём хозяйстве. Люди кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об них. Домашние животные любят своих хозяев. И приносят им огромную пользу (Слайд 9).

Выступления детей, которые приготовили небольшие сообщения о домашних животных. Рассказы детей. (свинья, кролик, лошадь, корова, собака)

Свинья

По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень походят на диких. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние.

Свиньи прекрасно ориентируются даже на незнакомой местности. Свинью брали с собой в лодку, и если возвращались домой в туманную погоду, выпускали животное за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за ней.

Кролик

Одного кролика можно держать в квартире, только ему будет скучно. Кролики очень чистоплотны, и при хорошем уходе запаха и грязи от зверька не будет. Кролик – животное очень подвижное и любознательное. Всякий предмет ему нужно не просто обнюхать, но и попробовать на зуб. Поэтому всё – одежду, обувь, книги, висячие провода и бытовую химию – придётся убирать подальше. Мебель обычно зверьки не трогают, а вот обои приходятся им по вкусу. К ободранным по всей комнате обоям нужно быть готовыми. Чтобы кролик не грыз лишнего, ему нужно давать побольше деревянных чурочек и веточек. А вообще – кролик очень хороший товарищ, ласковый и общительный.

Лошади

60 миллионов лет назад жила на земле первобытная лошадь – существо ростом с небольшую собаку. Табуны диких лошадей населяли степи Земли. Теперь почти все дикие лошади вымерли. Остался только один вид – лошадь Пржевальского, но её можно встретить лишь в зоопарках мира. В настоящее время насчитывается более 100 различных пород. Это и скакуны, и тяжеловозы, и декоративные лошадки – пони. В последние десятилетия в разведении возникло увлечение мини-пони. Отдельные представители этих пород достигают в высоту всего 38 см и, стоя под брюхом у дога, едва достают кончиками ушей до тела огромной собаки.

Корова

Всем нам с детства известно животное, которое дает нам молоко, мясо, творог, масло, сметану и другие очень полезные продукты. Во многих странах корова является божественным символом. Не одно тысячелетие корова живет рядом с человеком. Так же выяснено много интересных фактов, например эти животные неравнодушны к музыке, они распознают ее даже по ритму. Для того что бы корова дала как можно больше молока ей необходимо обеспечить спокойную обстановку, сухую и теплую подстилку.

Собака

 Предком современной собаки считается волк и некоторые виды шакалов. На сегодняшний день существует множество пород собак, которые значительно отличаются друг от друга и внешностью, и характером. Взрослых собак, не содержащихся во дворе или открытом вольере, рекомендуется выгуливать минимум два (а желательно три), раза в день. Для собаки должно быть отведено место для отдыха, спокойное и по возможности изолированное, без сквозняков. Собака прекрасный друг для каждого человека. 

Вывод учителя: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»

 А. Экзюпери (слайд)

IV. Физкультминутка (животные) 

Стоит в лесу избушка.

Дети смыкают руки над головой “домиком”

А в ней живёт Петрушка.

Большой палец правой руки к носу, а левый – к мизинцу правой.

К нему идёт зверюшка

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Дети подпрыгивают три раза и поворачивают корпус вправо и влево

Олени,

Дети изображают рога.

Носороги,

Кулачки к носу.

Медведи из берлоги

Дети переваливаются, изображая медведей.

Приходят друг за дружкой

Дети шагают на месте.

Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Косули и еноты,

Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти

Ежи

Дети растопыривают пальцы, показывая иголки.

И бегемоты

Округлив руки перед собой, изображают толщину.

Идут после охоты
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

Малиновка, овсянка,

Дети машут руками, изображая крылья

Живая обезьянка

Изображают пляшущую обезьянку.

У всех одно и то же:
Попрыгать – поиграть.

Повторяют прыжки и повороты.

V.  Закрепление изученного материала. Классификация животных.

Дети работают в парах. На экран выведены названия животных (Слайд11.) Задача детей распределить их в группы. Следующая задача – разгадать кроссворд она тему «Домашние животные» (см. Приложения).

VI. Итог урока

– На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

– Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими?

 - Чем отличаются дикие и домашние животные?

– Могут ли дикие животные стать домашними, а домашние – дикими?

VII. Домашнее задание

Нарисовать рисунки своих домашних любимцев. Индивидуальные задания-сообщения к следующему уроку.

  1. Распределите животных в два столбика (домашние и дикие животные).

косуля

лиса

свинья

медведь

кролик

рысь

страус

слон

тигр

бобр

пчела

верблюд

овца

крот

гусь

индюк

олень

лошадь

котёнок

лось

оса

собака

корова

теленок

Образец выполненной детской работы

Дикие животные

Домашние животные

Косуля

Кролик

Медведь

Овца

Тигр

Лошадь

Лось

Собака

Оса

Свинья

Олень

Пчела

Лиса

Гусь

Рысь

Котенок

Бобр

Корова

Крот

Индюк

слон

Теленок

Верблюд

  1. Разгадай кроссворд «Домашние животные»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали:

4. Домашнее животное, дающее молоко.

5. Молоко какого животного полезнее, чем коровье?

6. Домашняя птица, отличающаяся своим носом.

8. Крупная водоплавающая птица.

9. Животное, дающее шерсть и мясо.

10. Птица, несущая яйца, которые чаще всего ест человек.

По вертикали:

1. Животное, которое используют для перевозки грузов и верховой езды.

2. Животное, дающее человеку мясо, сало, кожу.

3. Сторож дома.

7. Домашнее животное, родственник зайца.

1л

2С

3С

4К 

О

Р

О

В

А

О

Ш

И

Б

5О 

В

Ц

А

6И

Н

Д

Ю

7 К

А

Д

Ь

Р

К

8Г

У

С

Ь

Я

9О

В

Ц

А

Л

И

10К

У

Р

И

Ц

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Домашние животные. Кролики.»

Данный классный час развивает у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения, что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы, знакомит с различными пород...

Методическая разработка и презентация урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние животные"

Яркая презентация сопровождается краткой аннотацией. Дети учатся на уроке различать диких и домашних животных, говорят о пользе, которую приносят людям животные. Материал представлен в игровой форме....

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные"

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные" для 2 класса....

Разработка урока по русскому языку "Домашние животные"

Расширить представление детей о домашних животных и их детенышах.Развивать устную речь учеников:а) словарь: овца, ягненок, жеребенок, жеребята, теленок, телята;б) работа над произношением «Ы» - коровы...

Конспект мультимедийной разработки учебного занятия "Домашние животные"

Вспомним: домашних животныхУзнаем: почему животных называют "домашними", какую пользу приносят домашние животные человеку.Будем учиться: называть части тела животных, поможем животным добрат...