Трение и скольжение. Использование трения и скольжения в быту.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кузина Людмила Николаевна

Урок окружающего мира во 2 классе по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Автор учебника Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenie_i_skolzhenie.docx80.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Трение и скольжение. Использование трения и скольжения в быту».

Кузина Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

МБОО «Начальная школа-

детский сад №15», г.Нефтеюганск

Окружающий мир. 2 класс. Система  Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Автор учебника Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева.

Тема. «Трение и скольжение. Использование трения и скольжения в быту».

Задача урока для учителя. Обеспечить развитие экспериментально-исследовательских умений обучающихся.

Задача урока для детей. Проверить гипотезы через проведение эксперимента.

Тип урока. Урок-решение практической задачи.

Оборудование.  ИКТ, листы формата А3, маркеры, листы картона, монета, ластик, кубик, костяшка домино, камешек, пуговица, кусочек мела, сахара, схема эксперимента, гипотезы, записанные на листе ватмана, таймер для отслеживания времени, карточка с вопросами-помощниками для выступающего.

Деятельность учителя на уроке.

Деятельность учеников на уроке.

Использование ИКТ.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Ситуация успеха.

- О каком процессе мы говорили на прошлом уроке?

- При каком условии происходит данный процесс?

- Какое бывает скольжение?

III. Постановка учебных задач.

- На прошлом уроке вы выдвинули гипотезы. Они записаны на ватмане.

- На каком этапе мы находимся?

- Какая теперь стоит перед нами задача?

IV. Проверка домашнего задания.

- А начнем мы с проверки домашнего задания. Предоставим слово нашим исследователям, которые выполняли практическую работу в домашних условиях и записали на видео.

- Какие вопросы вы хотели бы задать нашему исследователю?

- Какой вывод сделал Андрей?

- Какой вывод сделал Илья?

- Подтверждает ли вывод Ильи какую-либо из выдвинутых вами гипотез?

- Давайте посмотрим практическую работу Анжелики. Какой вывод сделала Анжелика?

- Выдвигали ли мы такую гипотезу?

- Давайте я ее запишу.

- Посмотрите. У нас еще много гипотез, которые мы не проверили. Что нам делать с остальными гипотезами?

V. Физминутка.

VI. Практическая работа.

- Предлагаю вам с помощью предметов, которые находятся в конверте, провести исследования. Узнать как сила трения будет действовать на эти предметы при движении. Возможно исследование докажет наши гипотезы. Работу нужно выполнять по инструкции.

(Класс разделен на 4 группы, каждая группа получает разные предметы для практической работы).

Время работы в группах

10 минут.

VII. Проверка практической работы.

- Давайте вспомним какая перед вами стояла задача?

VIII. Итог урока.

- Давайте вернемся к модели эксперимента. Проговорим всю нашу работу.

- Что мы выполняли для подтверждений гипотез.

- Какие гипотезы остались не доказаны?

- В течение учебного года на уроках окружающего мира мы будем их проверять.

- Мы говорили о процессе скольжения.

- При силе трения.

- Медленное и быстрое.

- На этапе проведения эксперимента.

Мы должны проверить наши гипотезы, провести эксперимент.

Гипотеза №5 – форма предмета.

- От силы удара зависит полет фантика.

- Нет.

- Провести эксперимент.

- Узнать как сила трения будет действовать на предметы при движении. Проверить верность выдвинутых гипотез.

- Мы выполняли эксперимент, то есть исследование через практическую работу.

Гипотезы детей.

  1. Смазка для лыж
  2. Наточка для коньков
  3. Ровная гладкая поверхность
  4. Шероховатая поверхность
  5. Форма предмета
  6. Старые лыжи без смазки
  7. Гладкий лед
  8. Кочки, трещины, ямы на поверхности
  9. Брак изделий
  10. Размер длины саней
  11. Сильный ветер

Модель эксперимента

Видеосюжеты: «Фигуры высшего пилотажа», «Игра «Фантики».

Инструкция выполнения практической работы.

1.        Положите монетку и ластик на кусок картона.

2.        Сделайте так, чтобы монетка и ластик начали скользить по поверхности картона.

3.        Что лучше скользит – ластик или монетка? Почему?

4.        Описать проведенное исследование схемой и соотнести его с выдвинутой гипотезой.

5.        Подготовить выступление по вопросам-помощникам и выбрать одного выступающего от группы.

Инструкция выполнения практической работы.

1.        Положите сахар и мел на кусок картона.

2.        Сделайте так, чтобы сахар и мел начали скользить по поверхности картона.

3.        Что лучше скользит – сахар или мел? Почему?

4.        Описать проведенное исследование схемой и соотнести его с выдвинутой гипотезой.

5.        Подготовить выступление по вопросам-помощникам и выбрать одного выступающего от группы.

Инструкция выполнения практической работы.

1.        Положите кубик и костяшку домино на кусок картона.

2.        Сделайте так, чтобы кубик и костяшка домино начали скользить по поверхности картона.

3.        Что лучше скользит – кубик или костяшка домино? Почему?

4.        Описать проведенное исследование схемой и соотнести его с выдвинутой гипотезой.

5.        Подготовить выступление по вопросам-помощникам и выбрать одного выступающего от группы.

Инструкция выполнения практической работы.

1.        Положите пуговицу и камешек на кусок картона.

2.        Сделайте так, чтобы пуговица и камешек начали скользить по поверхности картона.

3.        Что лучше скользит – пуговица или камешек? Почему?

4.        Описать проведенное исследование схемой и соотнести его с выдвинутой гипотезой.

5.        Подготовить выступление по вопросам-помощникам и выбрать одного выступающего от группы.

Инструкция выполнения практической работы.

1.        Положите шашку и спичечный коробок на кусок картона.

2.        Сделайте так, чтобы шашка и спичечный коробок начали скользить по поверхности картона.

3.        Что лучше скользит – шашка или спичечный коробок? Почему?

4.        Описать проведенное исследование схемой и соотнести его с выдвинутой гипотезой.

5.        Подготовить выступление по вопросам-помощникам и выбрать одного выступающего от группы.

Схемы исследований на доске от каждой группы.

Вопросы-помощники для выступающего.

  1. Какая задача стояла перед группой?
  2. Что было сделано для решения задачи?
  3. В результате исследования узнали, что … .
  4. Мы считаем, что результат нашего исследования доказывает верность гипотезы ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальное скольжение на роликовых коньках

План открытого  учебного занятия...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

«Поможем рыцарю быть здоровым» (игровая программа для младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий 2 класс)

Цели: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здоро...

ДОКЛАД «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКИ) И ТРЕНИ-РОВКА ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ГПД»

Проблема развития связной  речи у детей  с ОВЗ хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связн...

Классный час "Безопасное использование газа в быту"

Правила безопасного поведения при использовании газа в быту....