"Экологическое воспитание младших школьников "
статья (окружающий мир) по теме

Макарова Ольга Васильевна

 

В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной  работе учитель имеет большие возможности для организации обсуждений экологических проблем. Школьники относятся с большим интересом к этому вопросу, с азартом ищут выход из положения. Поэтому главная цель - убедить учащихся в необходимости бережного отно­шения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_mlad_shkol.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ» п. Подтыбок

Тема: « Экологическое воспитание младших школьников »

                                                                                       Разработка   учителя начальных классов

                                                      МОУ «СОШ» п. Подтыбок

                                                       Макаровой Ольги Васильевны

Краткая аннотация.

        В начальной школе формируются основы экологической культуры. Во внеурочной  работе учитель имеет большие возможности для организации обсуждений экологических проблем. Школьники относятся с большим интересом к этому вопросу, с азартом ищут выход из положения. Поэтому главная цель - убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом, дать детям экологические знания, прививать экологическое мышление, сформировать основы экологической культуры.

2013год.

Цель и задачи выступления:

-раскрыть сущность экологического воспитания;

                              -показать систему работы по данной теме.

Введение.

        2013 год объявлен в нашей стране годом охраны окружающей среды, поэтому тема «Экологического воспитания» особенно актуальна.

        В настоящее время вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше уделять внимания данной теме уже с  начальных классов. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы учебной и внеклассной деятельности детей.

         Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, « природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества». Он неоднократно отмечал, что «сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства».

        Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры. Слайд № 2.

Выделяют следующие условия экологического воспитания:

  • Первое- воспитание должно проводиться в системе.
  • Второе- нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране природы.

Определены принципы экологического воспитания:

  • связь с живой природой;
  • принцип полезности;
  • принцип разнообразия; Слайд №3.

    Основная цель экологического воспитания: способствовать углублению и расширению экологических знаний у детей.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • содействовать познавательной, творческой активности школьников в ходе экологической деятельности;
  • формировать чувства бережного отношения к природе.

Предполагаемые результаты экологического воспитания:

  • вовлечение школьников в дела среди природы, которые формируют  убеждения, речь, волю, характер. Слайд №4.

        Экологическое образование создаёт возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.

Основная часть.

          В курсе предмета «Окружающий мир» уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки. Они проводятся с целью ознакомления и изучения растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Так, на одной из осенних прогулок за природным материалом, мы с детьми нашли необычную елочку с кривой ножкой и еловую ветку. Вначале ветку определили  как гнездо. Но гнездо висело на елке вниз, как люстра. Видимо,  с растениями что-то произошло, может быть поломались или что-то помешало им расти. Но они приспособились к жизни в новых условиях, и получилось такое чудо. Слайд №5-6.

       На уроках Окружающего мира  со 2 класса мы знакомимся с «Красной книгой России». Параллельно познакомились и с «Красной книгой Республики Коми». Об исчезающих представителях решили узнать побольше. Эта работа выполнялась во внеурочное время  в библиотеке, дома. Как вы видите, некоторые работы выполнены в печатном варианте. Это работа детей, у которых есть компьютер, интернет, принтер. И без помощи родителей конечно не обошлось. Слайд № 7-8.

           Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела:  приготовление корма для птиц и их кормление, изготовление кормушек. Мы включились в акцию «Помоги птицам зимой». Слайд №9.

       В учебной деятельности обучающихся основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы. После участия в акции, на уроках русского языка была проведена  подготовительная работа к написанию сочинения: «Как помочь птицам зимой ». Вот некоторые строчки: « Мы решили сделать кормушки. И повесили их около школы на куст сирени. Из ягод сделали бусы, повесили корм. Приятного аппетита , птицы!» Есть сочинения от лица птиц: « Здравствуйте, меня зовут синичка. Пришла холодная зима. Еды нет. А кушать хочется. Однажды я летела мимо школы и увидела кормушки. А там еда. Вкусная. Это мне приготовили ребята». Слайд № 10.

Детям работа понравилась, и мы решили участвовать в конкурсе сочинений о воде. Это работы о воде – путешественнице. Слайд № 11.

      Учитель должен стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, формировать исследовательские навыки. Нами была проведена исследовательская работа  «Луковые слезы». Цель данной работы: найти ответ на вопрос- почему мы плачем, когда чистим лук и можно ли  избежать слез?

     В планируемом результате обучающийся  запомнит: структуру учебно-исследовательской деятельности;  основные источники поиска необходимой информации; способы обработки и презентации результатов; расширит свои знания о растении (об истории, о разнообразии, о полезных свойства, о причинах слез и как их избежать) Трудолюбие, ответственность, самостоятельность - такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.  Слайд №12.

     Очень нравятся детям уроки ИЗО. Работа с различными художественными материалами увлекает, захватывает. В итоге получаются интересные работы.

Две девочки стали участницами межрегионального конкурса «Экология глазами детей», участвовали в конкурсе плакатов «За чистую землю» и фотоконкурсе «Мое любимое животное». Слайд №13-14-15.

      Уроки технологии и внеурочная деятельность по этому предмету способствуют расширению знаний учащихся о практическом применении тех вещей, которые нужно выбросить в мусор - так называемый бросовый материал. Даем «вторую жизнь обложкам для книг» - сделали цветы к 8 марта, работаем с остатками пенопласта «Панно снегирь». Конечно, не нужно забывать и  работе с  природным материалом: фасоль, семена растений. Из мешков для мусора сделали фигуры, проведена проектная работа по созданию календаря .Слайд №16,17,18.

      Из картинок со старых журналов «Непоседа» сделали коллективную работу коллаж: «Эта удивительная природа». Здесь собран материал о необычных растениях: хлебное дерево, росянка, земляной орех. А также же можно разгадать кроссворд и запомнить необычные скороговорки о природе. Слайд № 19.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие

выводы.

На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д., что ее нужно охранять. Слайд № 20.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены условия и формы. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, системность. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Литература.

1. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993.

2.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа.-1997 г.-№4.

3. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 1998. - №10.

4.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.- «Просвещение».- 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....