Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Шулакова Нина Андреевна

Урок по окружающему миру для 1 класса. Тема"Зима - покой природы" (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_shulakova.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс ОС «Школа 2100»

Тема: Зима: покой природы.

Цель урока: Знакомство  с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы.

Задачи урока:

  • углубить и расширить знания учащихся о зимних явлениях; научить  устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • развивать у младших школьников стремления к познанию окружающего мира;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

Учащиеся получат возможность научиться:

- обобщать и систематизировать полученные знания;

- участвовать в природоохранной деятельности;

Метапредметные универсальные учебные действия.

У учащихся  на этом уроке будут формироваться следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание,  учебная игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Тип урока: Решение конкретно-практических  и частных задач.

Вид педагогической деятельности – личностно-развивающая,

ДМ педагогического процесса -  проблемное изложение.

Педагогические средства:  организация совместной учебной деятельности обучающихся на уроке.

Ведущая деятельность обучающихся на уроке: познавательная, парная, групповая.

Этап урока

/учебная ситуация/

Результаты этапа

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Формируемые

УУД

1.Самоопреде-ление к деятельности.

Организацион-ный момент.

Ребята, сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями? (учитель)

Дети приготовились к уроку, встали, улыбнулись друг другу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество -    внимательность,

Нашу любознательность.

Коммуникативные УУД

2. Актуализация знаний, мотивация.

3 Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Итог урока.

Рефлексия

Воспроизведение знаний и способов действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Слайд №1

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Счастье –это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.»

Почему Л.Н. Толстой считал общение  с природой счастьем.

Какие времена  года  вы знаете?  

Слайд №2

Природа удивительна и разнообразна в разные времена года.

Послушайте стихотворение о временах года. (Читает ученик)

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Как мы можем отличить времена года друг от друга?

Отгадайте загадку

Тройка, тройка прилетела

Скакуны  в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд № 7

На уроке мы ответим на главный вопрос, какие изменения происходят в  природе зимой.

Как называются зимние месяцы?

Сейчас наступил месяц который в старину называли хмурень, студень, стужайло.

Почему?

Нам помогут ответить наши наблюдения на экскурсии, которые провели на прошлом уроке и календари погоды.

У каждой группы было свое задание.

Вывешиваю карточку «признаки зимы»

( по мере ответа детей записываю признаки зимы на доске)

А теперь обратимся к нашему календарю погоды.

В нем мы отмечали долготу дня, состояние атмосферы, температуру воздуха.

Задание группам

1.Проанализировать долготу дня

2. Проанализировать состояние атмосферы

3. Проанализировать температуру воздуха

4. Как похолодание связано с видом осадков?

На доске карточки.

1.Долгота дня уменьшается.

2. Температура понижается.

3. Осадки в виде снега.

У вас на столах стоит стакан.

-Что в нём?

Сегодня на уроке он нам понадобится.

Слайд № 13.

Вывод

Признаки зимнего сезона.

Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.  

Теперь поговорим о зимних явлениях.

Слайд № 14

Выберите те явления которые относятся к зимнему периоду.

Как вы думаете, что является самым ярким признаком зимы?

Слайд № 15

Как образуются снежинки?

Тайну рождения снежинок узнал ученик.

Слайд № 17

В морозную погоду красивые  снежинки долетают до земли и мы можем ими полюбоваться.

Слайды № 18,19.

Сосчитать сколько лучиков у снежинки.

Слайд № 20

Снежинки могут иметь и другие формы. Догадайтесь как называются эти снежинки


Сегодня мы узнали о том, что снежинки состоят  из кристалликов льда. Но почему снег белый?

Проведем опыт и ответим на этот вопрос.

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом

-Что такое снег?

– Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Слайд № 21

Сегодня на уроке мы научимся вырезать снежинки.

- Что мы сегодня узнали на уроке нового?

- Какая главная особенность зимы? - Перечислите основные признаки зимы.

– А как бы вы оценили свою работу?

–Всё ли у вас получалось на уроке?

- Кто вам помогал? (если получалось не всё)

– Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.

- Какие открытия  вы сегодня  сделали?

- Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?

Природа красивая, в ней много красивых звуков, красок, много тайн, много удивительного.

Идет за зимою весна,

Дальше лето,

Последняя осень в компании этой,

За осенью снова зима настает,

Потом новый круг, а точней новый год.

По явлениям природы, по изменениям в живой и неживой природе.

Предлагают,  о чём будут говорить на уроке, используя картинку на экране.

О зиме.

-Что происходит с природой зимой.

-Что происходит с животными зимой.

-Что происходит с погодой.

Отчет групп

Выводы:

Солнце ниже.

Солнце светит, но не греет.

Дни короче.

Похолодало.

 Холодный ветер.

Морозно.

Почва холодная, замерзает.

Реки и озера покрываются льдом.

Осадки в виде снега.

Работа в группах  

Выводы:

Ежедневно долгота дня уменьшается

За неделю день стал короче на 14 минут

Все дни были пасмурными. Солнечных дней не было. Холодный ветер.

Температура воздуха понижалась от +5 до -2 градусов.

При температуре со знаком плюс выпадают осадки в виде дождя, а при температуре со знаком минус – осадки в виде снега.

Снег

Водяной пар поднимается высоко в небо и превращается в воду. На морозе вода замерзает и превращается в кристаллики льда. Попав в тучку, они соединяются и становятся все больше и больше и  принимают форму снежинок.

6

Работа  с карточками.

Взаимопроверка и оценивание.

Дети выполняют опыт №1, с 2, рабочая тетрадь

Вывод: Снежинки вместе становятся непрозрачными, поэтому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они целиком отражают нам его в глаза. Поэтому снег ослепительно белый.

Выполняют практическую работу.

Рассматривают, что происходит со снегом. Делают вывод. Что снег -  замёрзшая вода.

Становится холодно.

Становится холодно.

Похолодание. Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты.

Выставляют цветовые кружочки или смайлики в личный еженедельник первоклассника.  

Познаватель-ные УУД

Регулятивные УУД

Коммуника-тивные УУД

Познаватель-ные УУД

Познаватель-ные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...