УМК "Перспектива" Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова,  М.Ю. Новицкой 2011г. в полном соответствии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx74.47 КБ

Предварительный просмотр:

        КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46                                                                                                                                                                                                               E-mail: timon-school@mail.ru


«РАССМОТРЕНО»                                                                                                                                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                                                                                                                                                          Директор школы _______  Серова В.В.

«__»_________2013 года                                                                                                                                               «__»____________2013 года

____________________                                                                                                                                              

Руководитель  ШМО

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  3 «Г»  класса

УМК «Перспектива»

                                                                                                                                                                                Разработана  на основе авторской программы

                                                                                                                                                                                Плешакова А.А.

                                                                                                                                                                                Учитель: Ларионова Т.Н.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                 

2013г.

Пояснительная записка

            Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями  примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту «Перспектива» программы для начальной школы А.А.Плешакова,  М.Ю.Новицкой«Окружающиймир»М.:Просвещение,2013г.                                                                                                                        Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова,  М.Ю. Новицкой 2011г. в полном соответствии.

                                                             Общая характеристика учебного предмета.

Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Цель обучения:

  • развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи курса:

• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;

• формировать элементарные представления  о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• способствовать социализации ребенка;

• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;

• формировать самостоятельную познавательную деятельность;

• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

                                                                   Место предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы предмет «Окружающий мир» изучается в 3 классе по 2 часа в неделю (68 ч. в год).                                                                                                                                                                                      Результатами изучения предмета должны стать получение нового образовательного результата как совокупность предметных умений, универсальных действий и личностных результатов.

                                                                           Основное содержание программы.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

11 часов

2.

Мир как дом.

24 часа

3.

Дом как мир.

23 часа

4.

В поисках Всемирного наследия.

  1. часов

 

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета.

Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаковосимволических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении учебного премета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  1. развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.

Учащиеся узнают     

  компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;

  компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

  группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки;

  группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки;

  некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

  строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

    основные свойства воздуха, воды;

  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;

Учащиеся  научатся:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.                                                                                                                              
  • Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                                                                               

                                                                      Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Программа курса «Окружающий мир» под редакцией авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая,  «Просвещение», 2011 год;
  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.
  • А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2013 год.                              
  • Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян, М.: Просвещение, 2013г.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» (34ч).

сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

                                                                                                                   Радость познания (11ч.)                                                                                                                

 1

Свет знания.

Что движет людьми в познании мира? Что познаёт и использует человек? Какие средства общения были в древние времена?

Любознательность, изобретения, открытия, выбор, знания.

Сформировать  представление о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека; показать сферы познания, которыми являются природа и культура. Выявить особенности познания.

Знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний. Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека.

Ответственность перед природой и другими людьми.

 2

Как изучают окружающий мир?

С какой целью маленький ребёнок может ломать игрушки?

Наблюдение, опыт, измерение, моделирование, инструменты, приборы, лабораторное оборудование.

Сформировать  понятие о методах исследования окружающего мира, об этапах исследования, измерительных приборах, инструментах, о лабораторном оборудовании.

Научиться характеризовать методы исследования, знать основные приборы, инструменты  и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.

Интерес к изучению окружающего мира.

3

Книга – источник знаний.

Какие книги входят в раздел справочной литературы? Как помогают справочники?

Словарь, энциклопедия, путеводитель, атлас.

Познакомить с разными типами словарей, справочников, путеводителей; научить пользоваться справочной литературой.

Знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Представить научно – популярную книгу, кратко раскрыв её содержание.

Интерес к научно – популярной литературе.

4

Отправимся на экскурсию.

Что обозначает слово экскурсия?

Экскурсия, экскурсовод.

Сформировать  представление об особенностях различных учреждений научно – просветительского характера. Научить детей задавать вопросы экскурсоводам по теме и содержанию экскурсии?

Уметь задавать вопросы для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; кратко раскрыть содержание экскурсии.

Любовь к родному краю. Интерес к культурному многообразию.

5

О чём расскажет план.

Что вы будете делать, если местность вам незнакома?

План местности, условные знаки, масштаб. План города.

Сформировать  понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане.

Уметь  различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города. Характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы.

Интерес к чтению планов и их практическому использованию.

6-7

Планета на листе бумаги.

Назовите отличие плана от карты.

Карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Сформировать понятие о карте, научить читать карту мира. Дать понятие о континенте (материке)

Уметь сопоставлять изображения на глобусе и карте мира.  Читать карту по условным обозначениям на ней. Показывать на глобусе   и карте материки и океаны.

Интерес к путешествиям по карте.

8

Страны и народы на политической карте мира.

Что такое политическая карта мира? Как изображаются разные страны на политической карте?

Политическая карта мира, страны, народы.

Научиться находить местоположение страны, её границы, столицу. Познакомить с многообразием внешнего облика представителей разных народов.

Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической. Уметь разыскать на карте ту или иную страну, показать её границы, определить столицу. Уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот.

Проявлять интерес к познанию окружающего митра. Уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

9

Путешествуя, познаём мир.

Как мы готовимся к путешествию? Какого отношения к себе ждут от путешественников природа и люди?

Маршрут, туризм, путешествие.

Научить осознанно готовиться к путешествию по определённому плану. Находить в справочной литературе необходимую для путешествия информацию; определять цель путешествия. Познакомить с правилами ответственного туризма.

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия. В справочной литературе найти необходимые сведения для определения маршрута.  Уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.

Уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

10

Транспорт.

Какой вид транспорта  помогал вам в ваших летних путешествиях? Какие были старинные средства передвижения?

Транспорт: водный, воздушный, сухопутный.

Познакомить со старинными средствами передвижения. Систематизировать транспорт по видам. Научить различать личный и общественный транспорт.

Уметь систематизировать транспорт по видам. Определять виды транспорта. Рассказать об истории  одного  вида транспорта, об изобретателях, учёных.

Проявлять интерес к познанию окружающего мира.

11

Средства информации и связи.

Для чего нужны почта, телефон, радио, телевидение? Как в старину люди обменивались сообщениями?

Средства информации и связи, телефон, телеграф, Интернет, телевидение.

Познакомить со старинными способами обмена информацией между людьми. Научить различать средства связи. Обеспечить усвоение правил вызова помощи по телефону в экстренных случаях.

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте. Различать средства связи; рассказать о сюжетах теле-, радиопередач, публикаций в газетах и журналах.

Интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.

                                                                                                               Мир как дом (24ч.)

12

Мир природы в народном творчестве.

Какие явления мира природы и людей неразрывно связаны? Как эта связь отражает  особенности природной и хозяйственной жизни?

Экос, логос, мировое дерево.

Познакомить со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества. Научить узнавать образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного  творчества.

Знать, что предки чувствовали своё единство с миром природы, отражали связь природы и человека в творчестве. Уметь найти образ единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края.

Пробудить внимание к глубине символического значения изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

13

Из чего состоит всё.

Из чего на Земле состоят предметы?

Природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества.

Сформировать  понятие о природных объектах и об их классификации. Познакомить с твёрдыми телами, жидкостями и газами, их характерными представителями. Научить приводить примеры веществ.

Уметь различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.

Бережное отношение к природной среде, интерес к созданию новых веществ.

14

Мир небесных тел.

Укажите отличия звёзд от планет? Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Звёзды, планеты, Солнечная система.

Формирование научной картины мира.  Дать понятие о Солнце как ближайшей к нам звезде; продолжить знакомство с другими звёздами Галактики. Дать понятие о планетах и об их отличии от звёзд, Познакомить с планетами Солнечной системы.

Уметь характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду. Характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет. Извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Проявлять интерес к изучению астрономических объектов.

15

Невидимое сокровище.

Как возникает ветер? Имеет ли воздух цвет? Как можно определить наличие или отсутствие воздуха?

Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот.

Познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами. Дать понятие о ветре и причинах его возникновения. Познакомить со значением воздуха для живых организмов.

Уметь характеризовать свойства воздуха. Понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха. Осознавать значение воздуха для людей, животных, растений.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха.

16

Самое главное вещество.

Почему воду называют самым главным веществом на Земле?

Твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Дать понятие о воде и её распространённости на планете, об агрегатных состояниях воды, о значении воды для живых организмов.

 Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать  доклады.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воды; учиться экономить воду.

17

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Куда исчезает водяной пар, который, нагреваясь поднимается всё выше и выше?

Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая запаха, круговорот воды в природе, переход из одного состояния в другое.

Познакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе.

Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота  воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.

Проявлять бережное отношение к природе.

18

Природные стихии в народном творчестве.

Объясните значение слова «стихия». Назовите три природные стихии, которые с глубокой древности считаются главными.

Стихия, знаки-символы огня, воды, воздуха.

Познакомить со способами изображения природных стихий(огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. Научить их узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества.  

Знать несколько загадок об огне, воде и воздухе в творчестве народов своего края. Уметь найти и характеризовать образы природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края.

Проявлять интерес к символическим изображениям окружающего мира в произведениях народного творчества.

19-20

Кладовые Земли.

Объясните значение слова «полезные ископаемые».

Минералы, горные породы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Познакомить с минералами и горными породами. Дать понятие о полезных ископаемых и об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи.

Уметь различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых. Находить в атласе-определителе материалы о минералах и горных породах.

Проявлять бережное отношение к природе при добыче полезных ископаемых.

21

Чудо под ногами.

Как называется почва у вас под ногами? Что такое почва и какое её главное свойство?

Почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли.

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы.

Уметь характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. Находить в атласе-определителе животных, живущих в почве. Извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах её формирования.

Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву.

22-23

Мир растений.

Назовите условия, которые необходимы для жизни растений.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ.

Познакомить с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями, дать понятие о видах растений.

Уметь различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения, приводить примеры каждой группы, выделять их отличия, находить в атласе-определителе примеры своего края.  Понимать значение растений для формирования атмосферы и питания животных и человека.

Проявлять интерес к флоре родного края, бережное отношение к растениям.

24

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Почему почву называют «чудо под ногами»? В чём состоит роль растений для жизни на земле?

Орнаменты, символы, традиции.

Познакомить со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. Научить их узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества.

Знать несколько загадок о земле и растениях в творчестве народов своего края. Уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. Творчески использовать приёмы словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинений загадок о земле и растениях.

Проявлять интерес к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

25-26

Мир животных.

Назовите группы животных. Какую роль играют животные в природе и жизни людей?

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, млекопитающие.

Познакомить с червями, моллюсками, иглокожими, ракообразными, паукообразными, земноводными и пресмыкающимися животным и их видами, условиями, необходимыми для их жизни, способами размножения животных разных групп, с ролью животных в жизни человека.

 Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, встречающихся в нашем регионе. Характеризовать способы размножения животных разных групп. Понимать роль животных в природе и жизни человека. Делать доклады о представителях фауны.

Проявлять интерес к фауне родного края, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

27

Животные в народном творчестве.

Какие животные представлены в народной игрушке, пряниках, украшают народный костюм, старинные дома, дворцы, корабли?

Образы животных, произведения народного творчества.

Познакомить со способами изображений животных в разных видах народного творчества. Научить узнавать эти образы в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества.

Знать несколько загадок о животных в творчестве народов своего края. Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края.

Проявлять интерес к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края.

28-29

Невидимые нити в живой природе.

Назовите группы, на которые делят животных по особенностям питания. Объясните выражение «цепь питания».

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания.

Дать понятие о группах животных по особенностям питания, цепях питания, способах защиты животных.

Выделять  основные группы животных по способу питания, приводить примеры животных этих групп. Сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов. Понимать цепь питания как способ организации сообщества живых организмов.

Проявлять интерес к пониманию взаимозависимости в растительном и животном мире.

30

Лес – волшебный дворец.

Что такое природное сообщество? Почему лес можно назвать единством живой и неживой природы?

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Дать понятие о природном сообществе, его зависимости от неживой природы. Рассмотреть природное сообщество леса. Дать представление о круговороте веществ в природном сообществе, об участии в круговороте веществ бактерий и грибов.

Уметь характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого. Выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ. Извлекать из источников дополнительную информацию.

Бережное отношение к сохранению экосистемы леса.

31

Луг – царство цветов и насекомых.

Чем отличается луг от леса? Что растёт на лугах?

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Рассмотреть природное сообщество луга, основные луговые растения,  грибы и насекомых, выяснить их взаимосвязь.

Уметь характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга. Описывать роль насекомых и размножении растений.

Бережное отношение к сохранению экосистемы леса.

32

Водоём – дом из воды.

Почему водоём можно назвать единством живой и неживой природы?

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски, круговорот веществ.

Рассмотреть водоём как единство живой и неживой природы, природное сообщество водорослей, береговых растений, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей.

Уметь характеризовать водоём как  единство живой  и неживой природы. Рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме.

Бережное отношение к экосистеме водоёма.

33-34

Как сохранить богатства природы.

Что делают люди для охраны воздуха, воды, почвы, растений, животных?

Экология, охрана природы, Красная книга.

Познакомить с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире.

Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. Осознанно выполнять правила поведения в природной среде. Творчески возвращать вторую жизнь уже использованным вещам.

Стремление беречь родную землю. Желание узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, о методах использования альтернативных источников энергии солнца, воды, ветра.

35

Охрана природы в культуре народов России.

Какие качества помогают людям сотрудничать с природой?

Экология, охрана природы.

Познакомить с пословицами разных народов России и мира, выражающими оценку природы и место в ней человека и с народным трудовым опытом разумного хозяйствования в старину и сейчас.

Знать несколько пословиц народов своего края о необходимости бережного отношения человека к природе. Осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Творчески использовать приёмы словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления плакатов призывающих к охране природного мира.

Желание узнать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе.

                                                                                                                      Дом как мир (23ч.)

36

Родной дом – уголок отчизны.

Можно ли дом сравнить с мирозданием?

Родной дом, отчий дом, Отчизна.

Познакомить с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образ вселенной: с правилами совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Дать представление об устройстве старинной и современной общественной жизни, о необходимости общих дел и праздников.

Дать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме. Стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.

Взаимная поддержка, доброжелательность по отношению к людям.

37

Свой дом – свой простор.

С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?

Матица, печь, порог, полати.

Познакомить с внутренним устройством старинного дома; с конструктивными особенностями жилища в соотнесении с их назначением и в соответствии с особой ролью в жизни семьи каждого её члена. Выявить общие и различные черты в устройстве старинного и современного жилища.

Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. Уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома. Выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни.

Проявлять желание узнать о внутреннем устройстве старинного дома.

38

В красном углу сесть – великая честь.

Что нужно людям для совместной жизни в семье, кроме тепла и сытости?

Красный угол, почётное место.

Познакомить с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи. Дать представление о необходимости такого центра в современном доме, где рождается чувство особой общности и духовного единения людей.

Знать роль и назначение красного угла в старинном доме. Уметь сопоставить особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома. Выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни.

Уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

39

Побываем в гостях.

Чем похожи и чем различаются старинные дома разных народов? В каких формах проявляется взаимное уважение между гостем и хозяином?

Гостеприимство, обычаи.

Познакомить с традициями гостеприимства. Дать представление об особенностях старинного жилища народов Севера и Юга. Выявить различия, отметить общие черты.

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их. Уметь  сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира. Выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Взаимное уважение друг друга, братское единение, стремление жить в мире и согласии.

40

На свет появился – с людьми породнился.

Назовите родственников в семье.

Мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, брат, сестра.

Познакомить детей с традиционными терминами родства. Научить пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье. Дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.

Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи. Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи. Понимать,  в чём различие между кровным родством и духовным.

Проявлять интерес к познанию окружающего мира.

41-42

Родословное древо.

Какие способы составления родословной существуют?

Родословная, родословное древо.

Познакомить со способами составления родословного древа. Пробудить в них интерес к истории своей семьи (рода). Дать представление о понятии «честь фамилии, семьи, рода».

Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга. Уметь строить схему родственных связей в своей семье. Осознавать ценность документов, семейных реликвий  из семейного архива.

Проявлять стремление сохранения семейных документов и реликвий и передачи от одного поколения к другому.

43

Муж и жена – одна душа.

 Какие черты характера необходимы мужчинам и женщинам, чтобы сохранить в семье мир и любовь?

Мужество, смелость, доброта, верность, терпение, мудрость.

Сформировать представление о великой значимости супружеского союза, отражёнными в народных сказках, пословицах, свадебных обрядах; о качествах мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных и любящих супругах. Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле.

Стремление творчески выразить мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке.

44

Святость отцовства и материнства.

Какие события в человеческой жизни называют первым и вторым дивом? Как даётся имя ребёнку по обычаям народов нашего края?

Отцовство, материнство, колыбельная, обычаи, обряды.

Познакомить с представлениями о родительской любви, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, обрядах, связанных с рождением ребёнка, его пестованием в младенчестве, с наречением имени.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей к родителям. Уметь творчески выразить представление о родительской любви к детям в рукотворной игрушке,  в кукольном спектакле.

Стремление творчески выразить мысль о родительской любви в рукотворной игрушке. Уважительное отношение к родителям.

45

Добрые дети – дому венец.

Чему каждый человек учится в семье?

Трудолюбивые, честные, дружные дети.

Познакомить с традициями воспитания девочки и мальчика. Познакомиться с деятельностью знаменитого соотечественника.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок, авторских произведений о добрых, заботливых мальчиках и девочках; знать значение своего имени. Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания.

Стремление узнать значение своего имени.

46

Детские игры – школа здоровья.

Как игры способствуют укреплению физического и духовно-нравственного здоровья?

Считалки, свистульки, народные игры.

Познакомить с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек; инициировать поисково-исследовательскую работу детей.

Знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей. Понимать заложенный в игре нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Уметь описывать правила игры.

Стремиться организовывать игры в среде сверстников; использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.

47-48

Строение тела человека.

Где расположено сердце, желудок, печень?

Верхние и нижние конечности, внутренние органы, скелет, мышцы, системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная дыхательная, кровеносная, нервная).

Сформировать понятие о внешнем и внутреннем строении тела человека; о системах органов. Познакомить с внешними и внутренними органами тела, их функциями.

Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов. Извлекать из источников дополнительную информацию.

Понимать важность знания работы своих внутренних органов.

49-50

Как работает наш организм?

Почему в горах на большой высоте кружится голова? Для чего человеку необходимо питание?  Почему космонавты проходят период адаптации к земным условиям? Почему ранение в сердце смертельно для человека?

Верхние и нижние конечности, внутренние органы, скелет, мышцы, системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная дыхательная, кровеносная, нервная).

Сформировать понятие о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека.

Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека, рассказывать об их работе, пользуясь схемами.

Измерять пульс.

51

Что такое гигиена?

В чём заключается вред неправильной осанки? Какие правила гигиены надо соблюдать? Какие болезни могут передаваться от кошек и собак?

Гигиена, осанка, правильное питание, лечебная физкультура.

Сформировать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья. Познакомить с основными гигиеническими правилами.

Научиться характеризовать основные правила гигиены. Сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.

Соблюдать  здоровый образ жизни.

52

Наши органы чувств.

С помощью каких органов чувств мы воспринимаем этот мир?

Глазное яблоко, зрачок, сетчатка, наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, обоняние, осязание.

Сформировать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире. Познакомить со строением  глаза, уха, носовой и ротовой полости, с кожей как органом осязания, с гигиеной органов чувств.

Должны научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире. Рассказывать о строении  органов чувств, пользуясь рисунками и схемами.

Соблюдать  здоровый образ жизни.

53

Школа первой помощи.

Какую помощь необходимо оказать при ушибах, порезах, укусах животных, обморожениях?

Температура, термометр, шкала, ртуть, градус, травма, порез, ожог, ушиб, обморожение, перегревание, обморок, скорая медицинская помощь.

Познакомить с цифрами нормальной и повышенной температуры тела человека, с правилами пользования ртутным и электронным термометрами и их устройством; с правилами первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожениях, солнечных ударах, с телефонами экстренной помощи.

Должны запомнить номера телефонов экстренной помощи. Уметь моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.

Измерять температуру своего тела. Оказывать первую медицинскую помощь.

54

Здоровью цены нет.

Почему говорят: «Здоровью цены нет»? Каковы правила здорового образа жизни?

Здоровый образ жизни, здоровье тела, здоровье души.

Сформировать представление о том, что здоровье включает в себя: здоровье телесное, душевное, духовно-нравственное. Познакомить с правилами здорового образа жизни.

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности. Уметь объяснить нравственный смысл триединства, заложенный в понятие «здоровья».

Уважительное, внимательное, милосердное отношение к инвалидам.

55

Дом невелик, а стоять не велит.

Какие существуют правила поведения за столом? Назовите обязанности главы семье.

Большуха, большак, домострой, семья.

Познакомить с правилами управления домашним хозяйством. Углубить представление о внутреннем строе семьи, о  распределения обязанностей в семье, её главе, о роли каждого члена семьи в повседневной жизни.

Знать народные правила

и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в повседневной жизни. Знать и выполнять правила этикета за столом

Уважительное, внимательное отношение  друг к другу.

56

Семейный бюджет.

На что ваши семьи расходуют деньги? Какие деньги разных стран вы знаете?

Семейный бюджет, доход семьи, семейные расходы, деньги, банкноты.

Сформировать представление о том, из чего складываются семейные расходы и доходы. Познакомить с историей денег, показать разнообразие денежных единиц разных стран мира.

Понимать, каковы семейные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период.

Проявлять интерес к изучению темы.

57

Мудрость старости.

Как молодым следует относиться к словам старых, мудрых людей? По каким результатам следует оценивать итоги человеческой жизни?

Старость, мудрость, потомки.

Сформировать представление об уважении к старым людям, о почитании памяти об ушедших родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира. Познакомить с образом достойной старости, представленным в народных сказках, произведениях живописи.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста. Уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края.

Проявлять интерес к познанию мира; уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

58

Путешествие к А. С. Пушкину.

Откуда пошла фамилия Пушкиных?

Родословное древо, честь, предки, потомки.

Познакомить с историей рода А.С.Пушкиных. углубить интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье. Продолжить поисково-исследовательскую работу с семейными документами и реликвиями. Сформировать представление о неразрывной связи между разными поколениями.

Знать одно-два стихотворения А. С. Пушкина. Уметь выразительно прочитать их. Выбрать из семейного наследия документ, устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённым родным человеком, оформить для сохранения и передачи следующему поколению в семье.

Желание  сохранить  и продолжить доброе дело, начатое родственником, земляком.

                                                                                                                         В поисках Всемирного наследия (10ч.)

59-60

Всемирное наследие.

Какие объекты природы и культуры люди взяли под охрану? Почему охраняются эти объекты?

Всемирное наследие.

Познакомить с идеей сохранения достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списка Всемирного наследия. Дать импульс поисково-исследовательской работе с местными достопримечательностями природы и культуры, знакомству со святынями своего края.

Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия. Уметь рассказать об объектах Всемирного наследия. Оформить наглядный материал для презентации своего рассказа.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

61

Московский Кремль.

Каковы признаки Московского Кремля? Какие строения входят в ансамбль Большого Кремлёвского дворца?

Московский Кремль, Спасская башня, Большой кремлёвский Дворец.

Познакомить с Московским Кремлём. Раскрыть историко-культурное значение объекта. Инициировать интерес к посещению Московского Кремля, к знакомству с ним на основе книг, телепередач, с помощью сети Интернет  

Знать названия четырёх башен Московского Кремля. Узнавать на фотографиях строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку.

Уважительное отношение к Всемирному культурному наследию человечества.

62

Озеро Байкал.

Почему Байкал называют жемчужиной природы?

Озеро Байкал, жемчужина природы.

Познакомить с особенностями озера, раскрыть мировое значение озера. Инициировать интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам

Знать местонахождение озера, уметь показать его на карте России. Уметь рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне, особых экологических проблемах.

Уважительное отношение к Всемирному культурному и природному наследию человечества.

63

Путешествие в Египет.

Какие достопримечательности Египта вам известны?

Египетская пирамида, папирус, пустыня, гробница, фараон.

Познакомить с природными и культурными достопримечательностями Египта. Раскрыть его историко-культурное наследие. Инициировать интерес к миру природы и культуры Египта.

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид. Уметь рассказать о достопримечательностях Египта.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

64

Путешествие в Грецию.

Какие достопримечательности можно увидеть в Афинах?

Акрополь, Парфенон, духовные сокровища.

Познакомить с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы, с Афинским Акрополем. Раскрыть историко-культурное значение страны. Инициировать интерес к миру природы и культуры Греции.

Знать местоположение Греции, уметь показать страну и её столицу на карте. Узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь. Уметь рассказать о достопримечательностях Греции.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

65

Путешествие в Иерусалим.

Назовите значение слова «Иерусалим»?

Скрижали, Стена Плача, Иерусалим, Храм Гроба Господня, духовные сокровища.

Познакомить с ландшафтными  и культурными достопримечательностями Иерусалима и его старого города как объектом Всемирного культурного наследия. Раскрыть историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для верующих людей.

Знать местоположение Иерусалима в Израиле. Уметь показать страну и город на карте мира, узнавать на фотографии достопримечательности, уметь рассказать о достопримечательностях и святынях Иерусалима.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

66

Путешествие в Китай.

Какие достопримечательности Китая вам известны? Какие изобретения Древнего Китая вам известны?

Мудрец, Великая Китайская Стена, иероглиф.

Познакомить с местоположением и культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного наследия. Раскрыть историко-культурное значение Китая.

Узнать местоположение Китая, уметь показать страну и её столицу на карте. Узнавать на фотографии Великую Китайскую стену. Уметь рассказать о достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

67-68

Всемирные духовные сокровища.

Почему имя Александра Невского было выбрано как великое имя России? Что мы называем духовными сокровищами?

Духовные сокровища, нравственные правила.

Сформировать понятие о  Всемирных  духовных сокровищах, которые воплотились в объектах Всемирного культурного наследия, в подвигах и свершениях людей. Познакомить с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества.

Знать имена земляков, соотечественников, представителей других стран, ставших духовно-нравственным образцом. Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе. Составить свой список Всемирных духовных сокровищ.

Уважительное отношение к Всемирному культурному и природному наследию человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...