УМК "Перспектива" Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова,  М.Ю. Новицкой 2011г. в полном соответствии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx68.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46                                                                                                                                                                                                                                  E-mail: timon-school@mail.ru


                         «РАССМОТРЕНО»                                                                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                    на заседании ШМО                                                                                                                                                            

                     «___» ___________ 201_ г.                                                                                                                                               Директор _______ Серова В.В.

                     Руководитель ШМО                                                                                                                                                          «___» ____________ 201_ г.

                     _______________________                                                                                                                                                Приказ № ________

                       «СОГЛАСОВАНО»

                    Зам. директора по УВР

                    ________________________

                   «___» ____________ 201_ г.

                                                                                               

               ПРОГРАММА

                    КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 2 КЛАСС

                     УМК «Перспектива»

                                                                                                                                                                                Разработана  на основе авторской программы

                                                                                                                                                                                Плешакова А.А.

                                                                                                                                                                                Учитель: Ларионова Т.Н.

2012 г.


           

Пояснительная записка

Статус документ

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  2  класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4  классы» (2007).

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и

опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего

края.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь

(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла

и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные

часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный

календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень

(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях

и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением

пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима

 (13 ч +2ч экскурсии-прогулки)

Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето

(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

 Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.        Организация учебного труда

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV.        Мыслительные умения

Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость

от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых,

птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» (68ч).

сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

          Учебник      Часть 1.

Раздел «Вселенная, время. календарь».(14ч)

1-2

Мы – союз народов России.     Учебник – с. 4-7. Рабочая тетрадь – 3-5.

Какие народы входят в состав России?

Российская Федерация, политико-административная карта России, граница, субъекты Федерации, религия, государственный язык.

Сформировать представление о многообразии народов России. Познакомить с политико-административной картой России.

Уметь называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети. Научиться находить и показывать его на политической карте России, называть его природные, историко-культурные достопримечательности.

Доброжелательное отношение друг к другу.


3-4

Мы – жители Вселенной.          Учебник – с.8-11. Рабочая тетрадь –6-7 .

В чем различие звезд и планет?

Вселенная, звезды, планеты, небесные тела.

Сформировать представление о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет.

Научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной. Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Бережное отношение к своей планете.

5-6

Наш «космический корабль» - Земля.         Учебник – с.12-15. Рабочая тетрадь – с. 8-11.

Почему Землю называют нашим «космическим кораблем»?

Компас, горизонт, стороны горизонта, глобус.

Сформировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе. Научить обращению с компасом. Дать понятие о форме Земли, глобусе и условных обозначениях на нем.

Усвоить понятия о горизонте и сторонах света. Научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта. Понимать особенности формы планеты Земля, научиться работать с глобусом.

Стремление заботиться о своей планете.

7-8

28.09

Время.              Учебник – с.16-19. Рабочая тетрадь – с.12-13.

Можно ли остановить время? Как люди научились измерять время?

Песочные механические часы, будильник, секундомер, единицы измерения времени.  

Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие «единицы измерения времени».  Познакомить с разными типами старинных и современных часов.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения. Объяснить действие солнечные, водяные, песочные часы.

Научиться ценить время.

9-10

02.10

05.10

Сутки и неделя.            Учебник – с. 20-23.  Рабочая тетрадь – с. 14-17.

Почему сменяются день и ночь?

Сутки, неделя, дни недели, день, ночь.          

Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи.

Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи и связывать с этим явлением естественные единицы измерения времени – сутки и неделю.

Научиться ценить время. Уметь чередовать учебу и отдых.

11-12

Месяц и год.               Учебник – с. 24-27.   Рабочая тетрадь – с. 18-19.

За какое время Луна делает полный оборот вокруг Земли? Сколько в году месяцев?

Месяц и год, круглый год.          

Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны.

Уметь давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца. Устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев.

Научиться определять количество дней в каждом месяце.

13

Времена года.              Учебник – с. 28-31. Рабочая тетрадь – с. 20-21.

Отчего сменяются времена года?

Смена времен года, сезонные явления природы, времена года.

Сформировать представление о причине смены времен года, о последовательности этой смены, о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

Уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности  их следования друг за другом в годовом круге. Называть сезонные явления природы.

Видеть красоту каждого времени года; уметь ею восхищаться.

14-15

Погода.                Учебник – с. 32-35.  Рабочая тетрадь – с.22-25.

Что является определяющим в погоде разных сезонов?

Погода, термометр, корпус, шкала, стеклянная трубочка, градус.

Сформировать понятие «погода». Познакомить с устройством и особенностями работы разных видов термометров. Научить измерять температуру, записывать показания термометра.

Усвоить понятие о погоде. Научиться различать виды термометров и пользоваться ими.

Пользоваться различными видами термометров. Уметь правильно измерять температуру своего тела.

16

   Календарь – хранитель времени, страж памяти.             Учебник – с. 36-39.            Рабочая тетрадь – с. 26-27.

Что является хранителем времени в течение года?

Календарь, отрывной, православный.

Сформировать понятие о календаре как древнем явлении мировой культуры. Познакомить с разными видами и устройством старинных и современных календарей.

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира. Уметь ориентироваться в сведениях на странице современного календаря.

Дружеское отношение к гражданам нашей страны вне зависимости от места жительства, вероисповедания.

17

 Красные дни календаря.                 Учебник – с. 40-43.   Рабочая тетрадь – 28-29.

Какие праздники являются общими для всех граждан России?

Настенный календарь, праздничная атрибутика, символы праздника, красный день.

Познакомить с важными праздниками современного российского гражданского календаря.

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

Желание готовиться и отмечать праздники в своей семье.

18

Народный календарь. Учебник – с. 44-47.   Рабочая тетрадь – 30-31.

По каким приметам можно определить погоду?

Народный календарь. приметы, прогноз погоды.

Сформировать представление о народном календаре. Учить соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода.

Наблюдение за природой.

19

Экологический календарь. Учебник – с. 48-51. Рабочая тетрадь – 32-35.

Как человек связан с природой?

Экология, экологический календарь, экологические дни.

Формирование экологического сознания детей. Дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы. Познакомить с экологическим календарем.

Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы

Участие  в охране природы.

Раздел «Осень» (17ч)

20

Осенние месяцы. Учебник – с.54-57 . Рабочая тетрадь –36-37 .

Откуда к нам пришли названия месяцев?

Капустник, свадебник,

Учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе; события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев. Использовать выразительные средства языка для описания красоты осенней природы.

Научиться находить признаки осенних явлений природы. Описывать красоту осенней природы, используя выразительные средства родного языка.

Эмоционально-ценностное отношение к природе.

21

Осень в неживой природе.       Учебник – с.58-61.           Рабочая тетрадь– с. 38-39.

Какие изменения происходят осенью в неживой природе?

Иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы.

Показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к осенних погодных и природных явлений в неживой природе. ее орбите. Обобщить наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью. Дать понятие о дне осеннего равноденствия.

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к солнцу и от характера ее освещенности. Усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе.

Наблюдение за изменениями погоды.

22

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.          Учебник – с.62-65. Рабочая тетрадь – с. 40-41.

Почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия?

Дары природы, осеннее равноденствие, урожай, труженики, жатва, обряд, обычай.

Познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России. Соотносить особенности праздников с особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов.

Уметь различать в обычаях осеннего равноденствия особенности, характерные для быта и хоз. жизни земледельцев, охотников, скотоводов. Называть общее свойство праздников у разных народов.

Бережное отношение к природе.

23

Звездное небо осенью.  Учебник – с. 66-69. Рабочая тетрадь – 42-43.

Как называется самая большая планета Солнечной системы?

Созвездия, миф,

Познакомить со звездами и созвездиями Большая Медведица и Лебедь.

Понять, что звезды – сгустки раскаленных газов. Познакомиться с созвездиями и древнегреческими мифами о них.

Посещение планетария. Наблюдение за звездным небом.

24

  Трава у нашего дома. Учебник -  70-73. Рабочая тетрадь – 44-45.

Почему  осенью трава желтеет?

Травянистые растения, хлорофилл, каротин, ксантофилл.

Познакомить с травянистыми растениями. С помощью атласа-определителя научить распознавать травянистые растения.

Понять причины пожелтения травы осенью.  Научиться  с помощью  атласа-определителя распознавать травянистые растения.

Бережное отношение к природе.

25

Старинная женская работа. Учебник – с. 74-77. Рабочая тетрадь – 46-47.

Какую работу выполняли женщины на Руси?

Изделия из льна, трудовые операции, обработка льна, прялка

Познакомить с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей.

Уметь называть последовательность трудовых операций в работе со льном. Распределять операции между собой в группе.

Воспитание трудолюбия как социально значимое человеческое качество.

26

Деревья и кустарники осенью.              Учебник – 78-80. Рабочая тетрадь  - 48-49.

Почему осенью листья на деревьях меняют свою окраску?

Листопад, лиственные деревья, вечнозеленые деревья.

Познакомить с деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы.

Понять причины листопада. Познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями. развивать навыки работы с атласом-определителем.

Наблюдения за изменениями в природе.

27

Осенняя прогулка (экскурсия).

Чем отличается осенний лес от летнего?

Листопад, золотая осень, клен, береза. Дуб, лиственница.

Сформировать представления о сезонных изменениях в живой природе

Уметь определять сезонные изменения в живой природе.

Наблюдения за красотой осенней природы.

28

Чудесные цветники осенью.    Учебник – с. 82-85. Рабочая тетрадь – 50-51.

Какие цветы можно увидеть на клумбах осенью?

Клумба, бордюр, гладиолусы, астры, хризантемы, георгины.

Знакомство с садовыми цветами. Учить создавать и ценить красоту. Обобщать знания об осенних цветах.

Вспомнить, какие цветы видели дети в цветниках города или в собственных садах. Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям.

Бережное отношение к цветам. Желание вырастить самим цветы.

29

Грибы.    Учебник – с. 86-89. Рабочая тетрадь – 52-53.

Почему многие грибы растут под деревьями?

Грибница, шляпочные. Трубчатые. пластинчатые

Сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы. Изучить строение гриба. Научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Понять. Почему грибы выделены в особое царство живой природы. Познакомиться со строением грибов. Научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Бережное отношение к грибам.

30

Шестиногие и восьминогие.       Учебник – с.90-93. Рабочая тетрадь – 54-55.

Куда исчезают насекомые зимой? Чем паукообразные отличаются от насекомых?

Шестиногие, восьминогие. гусеницы. жуки.    

Сформировать понятие  о паукообразных. Познакомить с этапами развития бабочки и стрекозы.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных. Познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

Бережное обращение к насекомым и паукообразным.

31

Птичьи секреты.      Учебник – с.94-96 . Рабочая тетрадь – 56-57.

Куда улетают перелетные птицы? Почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются?

Перелетные. зимующие  птицы, стая, шеренга, клин.

Сформировать понятие о перелетных и зимующих птицах.

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Научиться различать перелетных и зимующих птиц.

Бережное отношение к пернатым друзьям.

32

Как разные животные готовятся к зиме.       Учебник – с.98-100 . Рабочая тетрадь – 58-59.

Куда с наступлением холодов исчезают змеи и лягушки? Какие животные делают запасы на зиму?

Пресмыкающиеся, земноводные, зимняя спячка, шатун.

Сформировать представление о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Любовь к родной природе.

33

Невидимые нити в осеннем лесу. Учебник – с.102-105 . Рабочая тетрадь – 60-61.

Какие связи существуют между растениями и животными?

Взаимосвязи в природе.

Сформировать представление о связях в природе. Научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу.

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Учиться наблюдениям в лесу.

34

Осенний труд. Учебник – с.106-109. Рабочая тетрадь – 62-63.

Какую работу выполняют люди с наступлением осени?

Осенний труд, трудолюбие.

Сформировать представление о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы.

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора  к зиме.

Уважение к труду на земле. Желание заботиться о живых существах.

35

Будь здоров! Учебник – с.110-112. Рабочая тетрадь – 64-65.

Назовите составляющие здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни, закаливание, труд, физические упражнения.

Сформировать понятие о правилах здорового образа жизни в осенний период. Приобщать детей к игровой культуре народов России.

Научиться выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснять правила двух-трех народных игр. Соблюдать правила игры.

Благожелательное общение друг с другом.

36

Охрана природы осенью. Учебник – с.114-117. Рабочая тетрадь – 68-69.

В каких делах мы можем проявить любовь к природе?

Охрана природы, Красная книга, добро, забота.

Познакомить с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью. Продолжить изучение страниц Красной книги.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов. Научиться выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Бережное отношение к природе.

Учебник         Часть 2

                                                                                                                                        Зима (15ч)

37

Зимние месяцы.     Учебник – с. 4-6. Рабочая тетрадь – 3-5.

Назовите признаки зимних месяцев.

Зимний пейзаж, декабрь-студень, январь – сечень, февраль – крутень.

Учить соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев. Познакомить с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным.

Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев. Описывать красоту зимней природы и произведений искусства.

Любование красотой  зимней природы.

38

Зима – время науки и сказок. Учебник – с. 8-10.  Рабочая тетрадь – 6-7.

Как узнать погоду по старинным народным приметам?

Народные приметы, народный календарь.

Углубить представления о том, как учились дети в старину. Расширять знания народных погодоведческих примет. Учить пониманию нравственного значения сказок народов России.

Знать несколько зимних примет на погоду. Уметь объяснить, чему учат народные сказки. Рассказать о персонажах картин А. И. Морозова, А.П. и С. П. Ткачевых.

Прочтение сказок в кругу семьи.

39

Зима в неживой природе. Учебник – 12-14. Рабочая тетрадь – с. 8-9.

Как изменилась зимой погода по сравнению с осенью?

Зимнее солнцестояние, зимний солнцеворот, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед.

Сформировать понятие о зимних природных явлениях: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь. Оттепель, гололед. Дать понятие о зимнем солнцестоянии.

Уметь наблюдать за зимними природными явлениями, за формой снежинок.

Видеть красоту родной природы.

40

Звездное небо зимой.     Учебник – с. 16-18. Рабочая тетрадь – с. 10-11.

Сопоставьте расположение звезд Большой Медведицы осенью и зимой. Как ориентироваться по Полярной звезде?

Созвездия Малая Медведица и Орион,  Полярная  звезда, звезда Сириус.

Продолжить знакомство с картой звездного неба. Познакомить с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной  звездой и звездой Сириус.

Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду. Научиться ориентироваться по Полярной звезде.

Наблюдения зимой за звездами.

41

Зимняя прогулка (экскурсия).

Почему хрустит снег под ногами?

Снежный покров, оттепель, мороз, «белая книга», снегопад.

Разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами

Научиться определять строение снежного пласта, читать «белую книгу». Определять дерево по цвету коры, силуэту, почкам и плодам.                                    

Любование красотой зимнего леса

42

Зима в мире растений.  Учебник – 20-22. Рабочая тетрадь – 12-13.

Как зимой определить деревья?

Фитонциды, ствол, силуэт, плоды, смола.

Закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой.

Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Любование зимней природы.

43

Зимние праздники.    Учебник – с. 244-27.  Рабочая тетрадь – 14-15.

Когда начинается новый год?  Что такое старый Новый год? Как и когда празднуют Рождество Христово?

Рождество Христово, вертеп, ясли, волхвы, Дева Мария, Петр 1, царица Екатерина, колядки.

Познакомить с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России. Познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника. Закрепить понятие о существовании двух типов календаря.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника на Западе и в России.

Изготавливать новогодние украшения, подарки своими руками.

44

Растения в домашней аптечке.    Учебник – с.28-31. Рабочая тетрадь – с. 16-17.

Как в семье лечат кашель, больное горло, простуду?  Как определить лекарственное растение?

Лекарственные растения, домашняя аптечка.

Сформировать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Бережное отношение к лекарственным растениям?

45

Зимняя жизнь птиц и зверей.    Учебник – с. 32-35. Рабочая тетрадь – с. 18-19.

Почему некоторые птицы не улетают, а остаются на зиму с нами? Чем они питаются?

Зимующие птицы, запасы.

Показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Проявлять заботу о зимующих птицах.

46

Невидимые нити в зимнем лесу.              Учебник – с. 36-38. Рабочая тетрадь – 20-21.

Как взаимосвязаны между собой ель, осина  и животные?        Как животные помогают друг другу?

 Взаимосвязь между живой и неживой природой. Взаимосвязь в животном мире.              

Сформировать представление о связях в природе. Научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу.

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. Научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.        

Бережное отношение к природе.

47

В феврале зима с весной встречается впервой.          Учебник – с. 40-43. Рабочая тетрадь – 22-23.

Когда по народному обычаю первая встреча весны? Каким праздником мы провожаем зиму?

Сретение, Масленица, «проводы зимы», «белый месяц»

Познакомить с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или начало марта.

Знать, когда в народе отмечали первую встречу весны.

Уважительные отношения в семье.

48

Зимний труд.              Учебник – с. 44-47. Рабочая тетрадь – 24-25.

Много зимой дел или мало? Чем занимаются жители нашего края?

Зимние работы, зернохранилище, забота, уход

Познакомить со старинной традицией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения. Сформировать представления о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме.

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья.

Стремиться поддерживать порядок на улицах, во дворах домов, в своих домах.

49

Будь здоров!    Учебник – с.48-50. Рабочая тетрадь – 26-27.

Как укреплять здоровье зимой?

Зимние игры, закаливание, здоровый и безопасный образ жизни.      

Познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни в зимний период. Приобщать детей к игровой культуре народов России.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Уметь объяснять правила 2-3 народных игр. Уметь во время игры контролировать свое поведение, соблюдать правила, предусмотренные игрой.

Благожелательное общение друг с другом.

50

Охрана природы зимой.     Учебник – с. 52-55. Рабочая тетрадь – 28-29.

Какие правила охраны природы зимой вы знаете?

Охрана природы, поведение в лесу, лесной зоосад.

Познакомить с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц. Продолжить изучение страниц Красной книги.

Научиться соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор. Изготавливать кормушки для птиц. Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных.

Бережное отношение к природе.

Раздел «Весна и лето» (16ч)

51

Весенние месяцы.   Учебник – с. 58-60. Рабочая тетрадь – с. 32-33.

Назовите признаки весны.

Весенний новый год, весна-красна, березозол, цветень, травень.

Учить соотносить признаки весны в живой и неживой природе, события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев. Познакомить с художниками А. К. Саврасовым и Б.М. Кустодиевым.

.научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни весной в старинных названиях весенних месяцев. Описывать красоту весенней природы, используя выразительные средства родного языка.

Проявлять интерес к произведениям художников, поэтов, музыкантов, воспевающих весеннюю природу.

52

Весна в неживой природе. Учебник – с. 62-64. Рабочая тетрадь – 34-35.

От чего зависит потепление?

Весеннее равноденствие, таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы.

 Продолжить изучение сезонных изменений в неживой природе. Дать понятие весеннего равноденствия и явлений, как таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы.

 Понять причины потепления весной. Усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Соблюдать правила безопасности: таяние сосулек, истончение весеннего льда.

53

Весна – утро года.         Учебник – с. 66-69. Рабочая тетрадь –36-37.

Чем похожи утро и весна?

 Нанайский календарь, встреча весны.

 Сформировать представление об образе весны в мире природы и людей как поры обновления жизни. Познакомить с весенними праздниками по старинным календарям своего края.

 Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы. Находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и у нанайцев.

 Наблюдение за изменение зимовавших птиц.

54

Звездное небо весной.             Учебник – с.70-72 . Рабочая тетрадь – 38-39.

Остались ли на прежнем месте звезды ковша Большой и Малой Медведицы?

Вселенная, Кассиопея,  Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Продолжить знакомство со строением Вселенной. Рассмотреть положение на небе изученных созвездий весной. Дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.

Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица и Малая Медведица.

Наблюдение весной за созвездиями  на небе.

55

Весенняя прогулка (экскурсия).

Назовите первые весенние цветы.

Первоцвет, «ключ-цветок», ветреница лютиковая, медуница, хохлатка, мать-и-мачеха, цветущий орешник, цветущая осина,

Знакомство с раннецветущими дикорастущими растениями, цветением деревьев.

Уметь распознавать раннецветущие дикорастущие растения.

Бережное отношение к раннецветущим растениям.

56

 Весеннее пробуждение растений.       Учебник – с. 74-77. Рабочая тетрадь – 40-43.

Что требуется раннецветущим растениям для начала цветения?

Раннецветущие дикорастущие травянистые растения, гусиный лук, печеночница.

Обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев.

Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Стремление беречь природу.

57

Чудесные цветники весной.    Учебник – с.78-81. Рабочая тетрадь – с.44-45.

Какие растения высаживают в цветники весной?

Цветник, культурные растения, крокус, гиацинт, нарцисс, тюльпан.

Познакомить с культурными растениями весеннего цветника, с легендами, связанными с этими цветами.

Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе.

Стремление украшать свой город. Научиться любоваться весенними цветниками.

58

Весна в мире насекомых.             Учебник – с. 82-84. Рабочая тетрадь – с. 46-47.

Можно ли уничтожать  как нам кажется вредных насекомых?

Цепь питания, бабочки, комары, гусеницы, пчелы, осы, шмели, муравей.

Показать весеннее пробуждение насекомых, их красоту. Развивать экологическое  мышление.

Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их. Понимать полезность пчел, ос, шмелей т муравьев. Понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

Бережное отношение к насекомым.

59

Весна в мире птиц и зверей. Учебник – с. 86-88. Рабочая тетрадь – 48-49.

Определите последовательность  прилета птиц из теплых краев.    Чем звери начинают заниматься с наступлением весны?

Гнездовые и выводковые птенцы, линька, гнездование.

Сообщить о весеннем поведении птиц и зверей: возвращение перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства.

Узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. Определение птиц по атласу-определителю.

Правила поведения в природе.

60

Невидимые нити в весеннем лесу.   Учебник – с. 90-93. Рабочая тетрадь – с. 50-51.

Как связаны между собой растения, насекомые и птицы?

Пищевая цепь «растения-насекомые-птицы»

Сформировать представление о связях в природе. Научить выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу. Научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Бережное отношение к природе.

61

Весенний труд. Учебник – с. 94-97. Рабочая тетрадь – 52-53.

Какие работы весной проводят в поле, в огородах, в саду?

Мужской труд, женский труд, выносливость, сила, аккуратность, терпение.

Познакомить с видами старинной женской и мужской работы весной. Сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах и огородах.

Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину. Проводить наблюдения за состоянием природы.

Понимание важности земледельческого труда для жизни человека.

62

Старинные весенние праздники.      Учебник – с. 98-101. Рабочая тетрадь – 54-55.

Что составляет главное богатство семьи?                Назовите старинные весенние праздники, их традиции.

Вербное воскресенье, Пасха, Троица.

Познакомить с народными обычаями весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл.

Запомнить традиции и обычаи весенних праздников. Уметь выразительно произносить народные благопожелания.

Ценностное отношение к своей семье.

63

 Будь здоров!        Учебник – с. 102-105.   Рабочая тетрадь – с. 56-57.

Что нужно делать, чтобы весной и здоровым остаться, и нагуляться вволю?

 Весенние народные игры, укрепление организма, закаливание, республика Марий Эл, Татарстан.

Познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период. Приобщать детей к игровой культуре народов России.

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Уметь объяснять правила народных игр, подходящих для весны.

Благожелательное общение друг с другом.

64-65

Охрана природы весной.   Учебник – с. 106-109. Рабочая тетрадь – с. 58-59.

О чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу?

Подснежник, березовый сок, жук-олень, шмель, искусственные гнездовья, беркут, выхухоль, правила поведения в природе.

Познакомить с правилами охраны природы весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам. Продолжить изучение страниц Красной книги

Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор, сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы).

Любование весенней природой. Бережное отношение к природе.

66

Лето красное.       Учебник – с.110-112. Рабочая тетрадь – с. 62-65.

Почему лето называют красным?

День летнего солнцестояния, летний солнцеворот, лето красное, червень, липень, серпень.

Учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев. Познакомить с художником А. И. Куинджи.

Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев. Описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Ценностное отношение к природе.

67-68

Летние праздники и труд.      Учебник – с.114-116. Рабочая тетрадь – с. 66-68.

Как хлеб попадает к нам на стол?

Жатва, борона, цеп, серп, сенокос, коса , грабли, плуг, агроном, тракторист, комбайнер. День Ильи Пророка, Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас.

Познакомить с народными обычаями летних старинных праздников; с трудом земледельцев и скотоводов. Сообщить о праздновании летнего нового года по старинному якутскому календарю.

Научиться разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда. Перечислять летние дары природы.

Бережное отношение к хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...