Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Рабочая программа

по окружающему миру

для 2 класса

образовательная система «Гармония»

 

Программа рассмотрена

Программа согласована  

Программа разработана

на ШМО учителей начальных классов

Зам. директора по УВР

МАОУ  «СОШ №15»

учителем  начальных классов

МАОУ «СОШ №15»

__________________________

МАОУ «СОШ №15»

Протокол №___ от «___ »_____20__г.


«____»_______________20____г.

Ситниковой Н.В.

Рук. МО ______________________

г. Губаха

2013-2014  учебный год



Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе: Программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011 г.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Изучение курса «Окружающий мир» обеспечивает целостность и системность видения мира в его важнейших взаимосвязях, позволяет реализовать межпредметные связи всех дисциплин начальной школы, служит пропедевтической базой для дальнейшего успешного изучения естественнонаучных и гуманитарных курсов.

Учебный курс «Окружающий мир» адресован учащимся первых классов четырехлетней начальной школы.

Объем программы в часах и сроки обучения

Система обучения:                                                 традиционная

Специфика курса:                                                 базовый

Категория учащихся:                                         2 класс

Количество часов в неделю по программе:                 2

Количество часов в неделю по учебному плану:                     2

Количество часов в год:                                         68 (34 недели)

Цели программы:

  • развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственного воспитания, развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.

Задачи программы:

  • создать условия для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • содействовать развитию познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение ко всему живому на Земле, сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе;
  • формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • доступность и систематичность;
  • деятельностный подход к организации образования;
  • направленность на формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма.

Специфика программы

В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.

Виды учебной деятельности

  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение наблюдений;
  • выполнение практических работ;
  • моделирование объектов и процессов.

Формы работы

Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа, урок-игра, урок-викторина., урок-путешествие, урок-экскурсия.

Методы преподавания.

Игровой метод, использование наглядности, ИКТ – технологии, технология разноуровневого обучения, беседа (сообщающая, воспроизводящая, обобщающая), диалог, наблюдение, практические и творческие работы.

Основные содержательные линии курса (раздел и структура)

определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками:

    В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».




Содержание программы.

           

Человек и природа  (15 ч)

Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Растения, грибы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.

Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте человеческого тела.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление памятки о лекарственных растениях, о своем здоровье; составление индивидуального режима дня; освоение правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: по поселку, по территории школы.

Человек и общество (11ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы. 

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Какой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки;

Экскурсии: к достопримечательностям города

Природа вокруг тебя (25ч)

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.

Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).

Твоя Родина (17ч)

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные праздники.

Москва — столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городской и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сделать город краше. Важность озеленения городов.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего.

Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей. 

Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.

Экскурсии: по городу, в парк.

В результате реализации рабочей программы выполняются требования к уровню подготовки учащихся к концу 2-го года обучения. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением об аттестации обучающихся начальной школы.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе учащиеся научатся:

  • различать понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; правила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;
  • объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;
  • приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного города (поселка);
  • вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;
  • осознавать значение Солнца, воды для всего живого на Земле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;
  • осознавать, что человек красив своими душевными  качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все профессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушить природу, но может оберегать и сохранять ее;
  • осознавать, что Россия – многонациональное государство, где все народы равны между собой, и надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; что в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе обучающийся получит возможность научиться:

  • представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
  • осуществлять поиск учебной информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, учебного текста;
  • формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
  • оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы

                                                 Список литературы для учащихся и учителя

  1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
  3. Развернутое тематическое планирование по УМК «Гармония», 2 класс, Н.В. Лободина, О.В. Павлова /Волгоград: Уитель,  2011.

4.   Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса, / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

Тематическое планирование уроков окружающего мира

 I вариант (базовый)

2 ч в неделю, всего 68 ч

№ п/п

Тема раздела программы.

Тема урока.

Кол. час.


Элементы содержания


УУД


Темы по ОБЖ

Человек и природа

15

1

Окружающий мир.


1

Неживая и живая природа (различие, краткая характеристика объектов природы, от изделий человека).

Особенности времён года.

Правила поведения на природе.

Предметные понятия: «природа», объекты живой и неживой природы; признаки живого организма.

Познавательные умения: читать и составлять схемы; объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания.

2

Тела окружающего мира.

1

 Развитие умения называть три большие группы предметов окружающего мира. Описывать объекты живой и неживой природы. Понимать красоту, многообразие связь живого и неживого в окружающем мире. Различать объекты природы и изделия человека.

Предметные понятия: «природа», объекты живой и неживой природы; признаки живого организма.

Познавательные умения: читать и составлять схемы; объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания.

3-4

Человек разумное существо.

2

Знать понятия «учёный», «научные открытия». Знакомств с профессиями изучающими окружающий мир, приборами , помогающими в изучении законов природы.


Предметные понятия: наука. Ученый, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы.

Познавательные умения: осуществлять поиск информации, для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира.

Профилактика гриппа и ОРВИ.

5-6

Твое здоровье.

2

Понимать значение природы для здоровья. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Полезные и вредные привычки. Этикет. Выполнение правил здорового образа жизни.

Предметные понятия: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура и режим дня.

Познавательные умения:: выбирать информацию из учебного, художественного текстов,  иллюстраций, собственных наблюдений, представлять ее в виде схемы.

Личностные: понимание значения заботы о своем здоровье, осознание важности всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены и своевременного лечения болезней, физической культуры и подвижности, закаливания и общения с природой, культуры питания и соблюдение режима дня.

Нужные и ненужные тебе лекарства.

7-8

Как беречь органы чувств.

2

Человек-часть природы. Общее представление о строении тела и органов чувств. Усвоение  и выполнение правил здорового образа жизни и профилактика болезней. Физическая и духовная красота человека.

Предметные понятия: функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах.

Познавательные умения: выбирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять ее в различных формах; составлять советы по охране зрения.

Личностные: осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; понимание важности соблюдения правил гигиены.

9

Чистота  - залог здоровья.

1

Объяснение понятий «здоровье»; «здоровый человек». Общие представления о строении тела и жизнедеятельности человека. Понимать о необходимость соблюдения личной гигиены для охраны и укрепления здоровья. Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни.

Предметные понятия: микробы, правила ухода за кожей.

Познавательные умения: трансформировать иллюстративную информацию в вербальную, давать аргументированный ответ; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни.

Личностные: осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; понимание важности соблюдения правил гигиены.

Личная гигиена.

10-11

Зеленая аптека.

2

Знать названия нескольких лекарственных, ядовитых растений. Усвоить правила сбора лекарственных растений.

Предметные понятия: лекарственные растения, ядовитые вещества, правила сбора растений.

Познавательные умения: трансформировать иллюстративную информацию в вербальную, давать аргументированный ответ; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, соблюдение правил сбора растений.

Личностные: понимание бережного отношения к растениям.



Польза лекарственных трав.

 12-14

Азбука безопасности.

Опасности в природе.

Опасности во дворе и дома.

Незнакомые люди.

3

Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведения (на дороге, водоёме, в лесу, при чрезвычайных ситуациях) Знать номера экстренных служб.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.

15

Контрольная работа

№ 1 «Природные и рукотворные объекты».

1

Закрепление знаний об объектах природы и изделий человека.

Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе.




Человек и общество

11

16

Человек – член общества.

1

Человек и общество. Культура общения в различных жизненных ситуациях. Важность общения для полноценного развития человека.

Предметные понятия: человек – общественное существо, общение, общительный человек, жест, мимика.

Познавательные умения: моделировать ситуацию общения, составлять правила общения по телефону; анализировать эмоциональное состояние своего собеседника.

Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.

17

Профессии людей.

1

Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Разнообразие профессий. Роль труда в жизнедеятельности человека и общества. Талант и трудолюбие.

Предметные понятия: профессия эколог, экологическая проблема.

Познавательные умения: выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций.

Личностные: понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; проявление уважения к трудовой деятельности.

Помощь при травмах.

18

Как мы общаемся.

1

Культура общения в различных жизненных ситуациях. Важность общения для полноценного развития человека.

Предметные понятия: человек – общественное существо, общение, общительный человек, жест, мимика.

Познавательные умения: моделировать ситуацию общения, составлять правила общения по телефону; анализировать эмоциональное состояние своего собеседника.

Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.

Как реагировать на обидные слова?

19

Правила этикета.

1

Знакомство с понятием «этикет». Знать и следовать правилам культурного человека, Обучать культуре общения. Решение ситуативных задач по этикету.

Предметные понятия: вежливость, правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах.

Познавательные умения: моделировать ситуации вежливого общения; употреблять в речи вежливые слова.

Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.

Правила поведения за столом.

20

Красота человека.

1


Различать понятие «духовная» и «физическая» красота человека. Понимать о тесной взаимосвязи двух этих понятий. Понимание смысла поговорки: «В здоровом теле, здоровый дух».

 Предметные понятия: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера.

Познавательные умения: оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделять главное и отличительные признаки предметов и явлений.

Личностные: сознательное отношение к своему здоровью.

Советы доктора воды. Друзья: вода и мыло.

21

Хорошее настроение.

1

Человек-член общества. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Предметные понятия: настроение, эмоции; физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера.

Познавательные умения: оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; контролировать и оценивать свое состояние и состояние окружающих людей; выделять главное и отличительные признаки предметов и явлений.

Личностные: сознательное отношение к своему здоровью.

22

Твои друзья.

1

Знание общих правил общения с одноклассниками и друзьями. Основные правила поведения в школе Выполнение правил поведения в обществе.

Предметные понятия: дружба, друзья.

Познавательные умения: давать оценку поступкам одноклассников.

 Личностные: положительное отношение к одноклассникам, друзьям.

Правила поведения в обществе.

23

Семья.

1

Знание понятия «семья», «родственники», «родословная». Развития умения описывать отдельные события из истории семьи. Привитие понятий «любовь», «уважение», «взаимопомощь».

Предметные понятия: семья, фамилия, поколение, родственники, родословная.

Познавательные умения: работать со схемами, выделять главную мысль в тексте.

Личностные: соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, в школе и других общественных местах.

24-25

Семейные заботы.

Семейные традиции.

2

Знать понятие «семейные заботы». Понимать важности трудовой деятельности людей, о роли труда в жизнедеятельности человека и общества. Интересоваться историей и традициями своей семьи. Важность выполнения обязанностей в семье.

Предметные понятия: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиции, реликвия, потомственная профессия.

Познавательные умения: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; выполнять проектную работу и презентовать ее.

Личностные: положительное отношение к членам семьи.

Приятно ли долго держать обиду на человека?

26

Контрольная работа №2 «Человек и общество».

1

Закрепление знаний о нашей Родине. Связей человека и общества, правил поведения и культуры общения.

Природа вокруг тебя

25

27

Кто и как изучает природу.

1

Знать понятия «учёный», «научные открытия». Знакомство с профессиями, изучающими окружающий мир, приборами, помогающими в изучении законов природы.

Предметные понятия: наука, ученый, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы, природы.

Познавательные умения: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира.

28

Природные явления.

1

Ознакомление с видами природных  явлений. Понятие их необходимости и красоты. Знание правил безопасного поведения при природных явлениях.

Предметные понятия: явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы.

Познавательные умения: читать и составлять простые схемы, отличать природные тела и природные явления; обобщать знания о природных явлениях.

Правила поведения во время грозы.

29

Разнообразие облаков.

1

Знание понятий «облака» и их разнообразие. Установление связи между сезонными изменениями в неживой природе. Восприятие красоты окружающей среды.

Предметные понятия: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака; молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град, правила безопасного поведения во время грозы.

Познавательные умения: моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения, определять виды облаков; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, характеристики природных условий; составлять правила безопасного поведения в грозу.

Личностные: осознание ценности природы, ее значения для здоровья человека.

30

Что такое Солнце.

1

Общее представление о влиянии солнца на земную жизнь. Общая характеристика условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Солнце - ближайшая к Земле планета.

Предметные понятия: солнце, звезда, планеты.

Познавательные умения: высказывать предположения и аргументировать их, соотносить видимые и реальные размеры, расстояния.

Личностные: осознание ценности природы; развитие творческих способностей.

Вред и польза загара.

31

Внимание! Солнце!!!

1

Определение значение солнца для растений, животных, человека. Влияние его на земную жизнь и здоровья живых организмов. Выполнение правил предупреждения опасности солнечного перегрева и ожога.

Предметные понятия: положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце.

Познавательные умения: анализировать рисунки, обобщать информацию, осознавать роль и значение Солнца для всего живого на земле, соблюдать правила безопасного пребывания под солнечными лучами.

Личностные: осознание ценности природы; развитие творческих способностей.

Солнечные ожоги и их последствия.

32

Звездные узоры.

1

Общее представление о названиях звёзд и созвездий. Навык нахождения их на ночном небе, Давать характеристику некоторым небесным телам.

Предметные понятия: представление о расстоянии до звезд, невооруженный глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды; звезда, созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия.

Познавательные умения: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения; обобщить знания о небесных телах.

Личностные: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры.

33

Небесные «гости».

1

Ориентироваться в разнообразии небесных тел ночного неба. Отличать и давать характеристику кометам, метеорам, астероидам.

Предметные понятия: астероиды, планетарий, космическая станция, комета, метеор, метеорит.

Познавательные умения: наблюдать и выделять главное.

Коммуникативные: работать в группе, выполнять проектную работу.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

34

Мы живем на планете.

1

Общие представления о планете Земля, её поверхности. Привитие любви к общечеловеческому «дому» и всего живущего на земле.

Предметные понятия: Земля -  планета, холодное космическое тело шарообразной формы.

Познавательные умения: работать с предметными моделями, устанавливать причины смены времен года, дня и ночи.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

35

Земля и Космос.

Первый космонавт планеты Земля.

1

Ознакомление с исследователями земли открытиями, сделанными великими путешественниками. Знакомство с первым космонавтом планеты.

Предметные понятия: представления древних людей о планете Земля, космонавт.

Познавательные умения: выбирать нужную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

36

День и ночь на Земле.

1

Знакомство с глобусом как моделью нашей Земли. Ориентироваться в понятиях «лень», «ночь», «смена суток».

Развивать знания о сторонах света, смене времён года, из чего состоит годовой цикл.

Предметные понятия: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период обращения Земли вокруг Солнца.

Познавательные умения: работать с предметными моделями, устанавливать причины смены времен года, дня и ночи; работать с глобусом.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

Сон – лучшее лекарство от всех болезней.

37

Спутник Земли.

1

Общая характеристика Луны. Изменение и повторяемость вида Луны (лунные фазы). Луна – естественный спутник Земли.

Предметные понятия: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли.

Познавательные умения: моделировать природные явления, работать с учебным текстом, рассказывать о Луне как о небесном теле, о ее движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

38

Путешествие по Луне.

1

Общая характеристика Луны. Знание об исследованиях лунной поверхности. Сообщение о космонавтах, побывавших на Луне.

Предметные понятия: лунная поверхность  - равнинные и гористые области; автоматическая станция, луноход, астронавт.

Познавательные умения: обобщать полученные знания, рассказывать о способах изучения лунной поверхности.

Коммуникативные: аргументировать свой ответ, работать в паре.

39

Наша «Солнечная семья».

1

Знать название звёзд и созвездий. Познакомиться с наукой о звёздах – астрономией, с легендами о созвездиях и звездочётах.

Предметные понятия: 9 планет, обращающихся вокруг Солнца, их различия, астероиды – малые планеты.

Познавательные умения: моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль абзаца; сравнивать звезду и планету.

Личностные: проявление интереса к изучаемой теме.

40-41

Поверхность нашей планеты.

2

Ознакомление с планетой Земля. Первичное ознакомление с её формой и строением. Давать характеристику исследованиям земной поверхности и наукам, помогающим в этом.

Предметные понятия: наука география, карта, глобус; океан, материк, остров, полуостров; условные обозначения земной поверхности на картах.

Познавательные умения: работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; рассмотреть и уточнить условные обозначения на физической карте полушарий.

42

Контрольная работа №3  «Разнообразие небесных тел».

1

Проверить закрепить знания учащихся по пройденным ранее темам.

43

Земные просторы.

1

Учиться работать с физической картой. Определять формы земной поверхности, признаки различных объектов природы.

Предметные понятия: формы суши – равнины, горы, овраги.

Познавательные умения: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; различать плоские и холмистые равнины; описывать формы земной поверхности.

44

Какими бывают горы.

1

Ознакомление с понятием «горы». Узнавание их в природе, на карте, на рисунках. Общее представление о разнообразии гор.

Предметные понятия: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест- высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.

Познавательные умения: извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира; выделять существенные признаки.

Личностные: осознание ценности природы.

Какие опасности подстерегают нас в горах?

45

Горы и люди.


1

Определение признаков различных объектов природы. Знание части гор. И их разнообразие, развитие навыка работы с картой. Необходимость добычи полезных ископаемых и изготовления изделий на благо человеку.

Предметные понятия: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; полезные ископаемые; правила безопасного поведения в горах.

Познавательные умения: ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников; сравнивать и анализировать объекты окружающего мира; работать с географической картой, описывать горы.

Личностные: эстетическое восприятие природы.

46

Вода на Земле.

1

Вода в природе. Значение воды в жизни человека и всего живого. Разнообразие водоёмов. Использование их человеком.

Предметные понятия: источники питьевой воды на Земле; Мировой океан.

Познавательные умения: работать с разными источниками информации, называть и показывать на карте части Мирового океана; осознавать значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде.

Личностные: оценивать действия и поведение людей и свое собственное.

Безопасность на льду зимой и весной.

47

Пресные воды суши.

1

Общее представление о реках, частях рек и необходимости для жизни на земле. Название и значение пресноводных водоёмов как источников питьевой воды. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Предметные понятия: исток, приток, устье, русло, равнинная и горная реки, водопады, родники.

Познавательные умения: моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

Личностные: осознание бережного отношения к природе.

48

Реки и люди.

1

Пресные водоёмы, их разнообразие использование человеком, охрана. Приучать к бережному отношению к воде.

Предметные понятия: плотина, дамба, канал, водохранилище, наводнение, гидроэлектростанция.

Познавательные умения: моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами; определять влияние человека на водоемы.

Личностные: осознание бережного отношения к природе.

49

Озёра, пруды, болота.

1

Знать о приспособленности птиц к среде обитания, в т.ч. родного края.

Предметные понятия: озеро, пруд, болото; Байкал – самое глубокое озеро планеты; Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты.

Познавательные умения: работать с географической картой; определять вид пресного водоема.

Личностные: осознание бережного отношения к воде.

Безопасность на воде.

50

Водоёмы в опасности!

1

Вода и её значение для живых организмов. Оценка воздействий человека на источники питьевой воды, необходимость их сохранения для продолжения жизни на Земле. Безопасность на воде.

Предметные понятия: питьевая вода, фильтрование воды, значение воды для живой природы; источники пресной воды.

Познавательные умения: работать с разными источниками информации.

Личностные: соблюдать меры экономного расходования питьевой воды, правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоемах.

К чему приводят детские шалости на воде?

51

Экскурсии к местному водоёму.

1

Природа родного края. Вода в природе. Характеристика местного водоёма, использование человеком, охрана. Усвоение и выполнение правил безопасного поведения на водоёме.

Предметные понятия: использовать ранее изученные понятия.

Познавательные умения: анализировать объекты окружающего мира, уметь находить признаки объекта.

Личностные: соблюдать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоемах.

Твоя Родина

17

52

Твоя Родина Россия.

1

Россия - наша Родина. Важность в понимании связей человека с родной землей и людьми, живущими на ней. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе. Россия – многонациональное государство. Привитие основ толерантности. Описание национальных обычаев, особенности быта, культуры народов населяющих Россию.

Предметные понятия: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.

Познавательные умения: составлять рассказ по картинке.

53

Государственные символы России.

1

Государственная символика.

Москва – столица России.

Предметные понятия: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, герб, флаг, гимн России.

Познавательные умения: объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона.

Личностные: воспитание патриотизма.

54

Законы России.

1

Конституция – Основной закон государства. Познакомиться с правами гражданина России и правами ребёнка.

Предметные понятия: Президент, Закон, Конституция, права и обязанности гражданина России.

Познавательные умения: объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; умение работать с текстом.

Личностные: воспитание патриотизма, соблюдение морально-этических норм поведения.

55

Праздники в жизни россиян. Интеграция с уроком русского языка.

1

Государственные праздники.

Предметные понятия: государственные, профессиональные и семейные праздники.

Познавательные умения: знать историческое значение государственных праздников.

Личностные: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, за российский народ.

56

Столица России.

1

Москва – столица России. Знакомство с достопримечательностями, история, характерные особенности и её роль в жизни нашей страны.

Предметные понятия: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга.

Познавательные умения: выполнять проектную работу, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте.

Личностные: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину.

57

Российские города.

1

Познакомиться с крупнейшими городами России и города-герои, гербы городов. Их особенности, неповторимости роли в истории государства. Исторические памятники.

Предметные понятия: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города.

Познавательные умения: выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, работать со словарем; сравнивать гербы российских городов.

Личностные: зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, за российский народ.

58

Горожане и селяне. Интеграция с уроком ИЗО.

1

Привитие любви и уважения к родному городу (селу). Понимать различия между условиями жизни города и села, трудовой деятельности городского и сельского человека. Понимание о необходимости и почетности каждой из профессии.

Предметные понятия: город, село.

Познавательные умения: кодировать информацию, рассказывать о малой родине.

Личностные: воспитание патриотизма.

59

Проблемы современного города.



1

Понимать и разбираться в насущных проблемах города его жизнедеятельности. Об огромных экологических проблемах города, и транспортных средств.

 Предметные понятия: проблемы современного города, чистота улиц.

Познавательные умения: проводить наблюдения, анализировать их, решать экологические задачи.

Личностные: зарождение формирования гражданственной позиции.

60

Транспорт и город.

1

Изобретательская деятельность человека. Достижения науки и техники. Ознакомление с различными видами транспортных средств. Безопасное поведение  в транспортных средствах.

Предметные понятия: транспорт в современном городе; транспорт наземный, подземный, грузовой, общественный, пассажирский, личный, специальный, водный, воздушный; экологические проблемы, связанные с транспортом.

Познавательные умения: ставить проблемы и решать их; работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира; решать экологические задачи.

Личностные: зарождение формирования гражданственной позиции.

Безопасное поведение  в транспортных средствах.

61

Путешествие по залам музеев.

1

Ознакомление с развитием и разнообразием музеев в нашей стране и за рубежом. Сообщение о некоторых известных музеях. Музейные экспонаты, их уникальность и ценность. Особенности профессии археолога.

Предметные понятия: музей, старинная русская одежда, осветительные приборы.

Познавательные умения: целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; раскрыть важность профессий археолога и экскурсовода.

62

История развития письменности. Интеграция с уроком русского языка.

1

Ознакомление историей появления письменности и счёта. Отдельные, наиболее важные и яркие события из истории письменности.

Предметные понятия: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счеты, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, почта.

Познавательные умения: анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать ее; пользоваться современными средствами счета и связи.

Личностные: эстетическое восприятие объектов культуры.

63

Мир искусства.

1

Художественное творчество человека. Роль творчества в труде. Сообщения об известных художниках, композиторах, поэтах, музыкантах.

Предметные понятия: художник, поэт, композитор, актер, скульптор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль; правила культурного поведения в театре, цирке, художественном музее.

Познавательные умения: оценивать произведения искусства, свое поведение и других людей.

Личностные: эстетическое восприятие объектов культуры.

Правила культурного поведения в общественных местах.

64

Красота природная и рукотворная.

1

Различение объектов природы и изделия человека. Неживая и живая природа (различие, краткая характеристика, отличие объектов природы от изделий человека).

Предметные понятия: симметрия, ось симметрии, зеркальная симметрия, поворотная симметрия, переносная симметрия.

Познавательные умения: целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; создавать симметричное изображение.

65

Симметрия в окружающем мире.

1

Восприятие красоты окружающей природы. Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдение в природе, опыты с природными объектами. Роль симметрии в жизни.

Предметные понятия: симметричные фигуры, осевая симметрия, ее признаки, линия симметрии.

Познавательные умения: умение различать предметы, обладающие симметрией. Проводить линию симметрии; составлять орнамент; работать с разными источниками информации.

Личностные: оценивать результаты своего учебного труда, соотносить их с успехами других учеников; видеть прекрасное в окружающем мире.

66

Контрольная работа № 4 «Художественное творчество человека».

1

Выявление и закрепление знаний о роли музеев в сохранении народных богатств и национальной истории.

67-68

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по ФГОС

II. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ФГОС

II. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по ФГОС

II. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 2 класс,автор учебника: Н.Ф. Виноградова     (УМК «Начальная школа 21 века»)Программа разработана на основе авторской программы Н...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по ФГОС

                                                      ...