Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
II. Пояснительная записка.
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011г.
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Программа 1 класса рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект представлен следующими учебными пособиями:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир рабочая тетрадь для учащихся 1 класса - М. : Вентана – Граф, 2013г.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
ü деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
ü статистические данные;
ü работы учащихся;
ü результаты тестирования.
Методы оценивания:
ü наблюдение,
ü открытый ответ,
ü краткий ответ,
ü выбор ответа ,
ü самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.m._1_kl.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_____ от «___» ________ 2013 г. Руководитель МО _______________________ Ларькина В.Д. | Согласовано: «___» ________ 2013 г. Зам. директора по УВР ____________________ Малофеева Е.В. | Утверждено: «___» __________ 2013 г. Директор МОУ СОШ с.Сосновка ______________________ ЧеберякВ.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Разработана учителем начальных классов Шкуровой Я.М. |
2013-2014 учебный год
II. Пояснительная записка.
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2011г.
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
- воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Программа 1 класса рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект представлен следующими учебными пособиями:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир рабочая тетрадь для учащихся 1 класса - М. : Вентана – Граф, 2013г.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа ,
- самооценка.
III. Учебно - тематический план
Раздел | Кол – во часов | Контроль (тест) | Всего часов | Практические работы (экскурсии) |
Ты – первоклассник | 4 | 1 | ||
Ты и здоровье | 8 | |||
Мы и вещи | 6 | |||
Родная природа | 24 | 4 | ||
Родная страна | 15 | 1 | ||
Твои друзья-взрослые и дети | 7 | |||
64 | 2 | 66 | 6 |
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | УУД | Дата | ||
личностные, метапредметные | предметные | план. | факт | ||||
1 | Этот удивительный мир | Общеметодол. направл. | текущий | -учебно-организационные: - организация рабочего места; - режим дня; - правильная осанка. | -понимать, что такое окружающий мир. -понимать, что такое живая и неживая природа | ||
2 | Давай познакомимся | Общеметодол. направл | текущий | -учебно-организационные: - правила поведения на уроке; - правильно пользоваться учебными принадлежностями | -рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие; -знать название своего города, страны, столицы. -знать полное имя, домашний адрес; | ||
3 | Мы – школьники. | Общеметодол. направл | текущий | -учебно-коммуникативные: - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. | -знать расположение помещений в школе; -ориентироваться в расположении помещений; -уважать труд работников школы; -оказывать посильную помощь взрослым. | ||
4 | Правила поведения в школе | Общеметодол. направл | тематический | -учебно-организационные: - правила поведения на уроке; перемене | -знать и соблюдать правила поведения в школе | ||
5 | Сентябрь – первый месяц осени. | ОНЗ | текущий | -учебно-коммуникативные: - умение слушать и слышать; - умение выражать свои мысли. | -знать признаки неживой и живой природы; -знать сезонные изменения в природе; | ||
6 | Что нам осень подарила. | Общеметодо-лог. направ. | текущий | -учебно-интелектуальные: - классификация; - обобщение. | -классифицировать по признаку «овощи-фрукты». | ||
7 | Грибная пора. | ОНЗ | тематический | -учебно-интелектуальные: - классификация; - обобщение. | -классифицировать по -признаку: съедобные и несъедобные грибы | ||
8 | Семья. О маме. | Общеметодо-лог. направл. | текущий текущий | -учебно-организационные: - уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…». -учебно-коммуникативные: - умение выражать свои мысли. | Рассказывать о своей семье; Знать профессии мамы и папы; Описывать привычный быт и уклад своей семьи; рассказывать о своей маме; знать профессию мамы; оказывать маме посильную помощь; читать потешки о маме. | ||
9 10 | Любимые занятия. Воскресный день. | Общеметодо-лог. направл | текущий |
- умение выражать свои мысли. | различать основные нравственно-этические понятия (сочуствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). | ||
11 | Как из зерна получилась булка. | ОНЗ | текущий |
- учиться работать в заданном темпе. |
рассказывать о своей профессии. | ||
12 | Человек и домашние животные. | Общеметодо-лог. направл | тематический |
- умение выражать свои мысли. | знать правила общения с животными; называть домашних животных | ||
13 | «Октябрь уж наступил…» | ОНЗ | текущий |
- осуществлять наблюдение |
наблюдать за живой и не живой природой. | ||
14 | Явления природы. | ОНЗ | тематический |
- осуществлять наблюдение. | наблюдать за живой природой. | ||
15 | Где ты живёшь? | Общеметодо-лог. направл. | текущий |
- режим дня; - правильная осанка | знать маршрут «Школа – Дом». | ||
16 | Правила поведения на дорогах. | ОНЗ | тематический |
- запоминать. |
| ||
17 | Ты и вещи. | Общеметодо-лог. .направл. | текущий |
- осуществлять самоконтроль |
выполнять самооценку работы. | ||
18 | Кто работает ночью. | ОНЗ | тематический |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | ||
19 | Что такое здоровье | ОНЗ | текущий |
- организация рабочего места; - режим дня. |
составлять свой режим дня. | ||
20 | Правила гигиены. | Разв. контроль | текущий |
- организация рабочего места. |
| ||
21 | О режиме дня. | ОНЗ | текущий |
- умение выражать свои мысли |
составлять свой режим дня. | ||
22 | Урок в спортивном зале. | Общеметодо-лог. направл. | тематический | ||||
23 | Ноябрь – зиме родной брат. | ОНЗ | текущий |
-режим дня. |
рассказывать как дикие животные готовятся к зиме. | ||
24 | Звери – млекопитающие. | ОНЗ | текущий | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных | ||
25 | Что мы знаем о птицах. | ОНЗ | тематический | Учебноинтеллектуаль-ные: классификация -обобщение |
решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» | ||
26 27 | Родной край. Дом, в котором ты живёшь. | ОНЗ | текущий тематический |
- выполнять обобщения
- умение выражать свои мысли. |
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью иметь представление о разных видах жилья человека | ||
28 | Зачем люди трудятся. | Общеметодо-лог. направл. | текущий |
- умение выражать свои мысли. | рассказывать о профессии не называя её. | ||
29 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | ОНЗ | текущий |
-умение выражать свои мысли. | Определять и называть свойства воды, льда, снега. | ||
30 | Какой бывает вода? | ОНЗ | тематический |
-умение выражать свои мысли. |
умение работать коллективно | ||
31 | О дружбе Идем в гости. | Общеметодо-лог. направл. | текущий текущий | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
-оказывать помощь. | Различать основные нравственно-этические понятия.
различать основные нравственно-эстетические понятия. | ||
32 | С наступающим Новым годом! | Общеметодо-лог. направл. | тематический |
-умение выражать свои мысли. |
| ||
33 | Итоговый тест за I полугодие | Развивающий контроль | итоговый |
- классификация;
| |||
34 | Январь – году начало, зиме середина | ОНЗ | текущий | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать( на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Учебно-информационные: - осуществлять наблюдение | Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. | ||
35 | Хвойные деревья. | ОНЗ | текущий | Практическая работа с гербарием.
- выделять главное, существенное. | Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. | ||
36 | Жизнь птиц. | ОНЗ | тематический |
- классификация -обобщение |
| ||
37 | Наша страна - Россия | ОНЗ | текущий |
- постановка вопроса к рассказу учителя. |
знать какие народы живут в России. | 26.01 | |
3839 | Богата природа России. | Общеметодо-лог. направл. | текущий |
- классификация -обобщение |
| 30.01 | |
40 | Мы – россияне. | ОНЗ | текущий |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки | 16.02 | |
41 | Народная сказка. | Общеметодо-лог. направл. | тематический |
|
выразительно читать фольклорные произведения. | ||
42 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | ОНЗ | текущий | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
зимующие птицы | 27.02 | |
4344 | Звери – млекопитающие. | ОНЗ | текущий | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| 1.03 | |
45 | Наш уголок природы. | Общеметодо-лог. направл. | тематический |
- умения ужаживать за обитателями живого уголка |
| 5.03 | |
46 | Мы – граждане России. | ОНЗ | текущий |
- умения из упражнения № 46. |
| 15.03 | |
47 | О правилах поведения. | ОНЗ | текущий | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | различать основные нравственно-этические понятия. | 19.03 | |
48 | 23 февраля – День защитника Отечества. | Общеметодо-лог. направл. | текущий | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | 22.03 | |
49 | 8 – е марта – праздник всех женщин | Общеметодо-лог. направл. | тематический | учебно-информационные: -умение вести учебный диалог. | иметь представление об одном из государственных праздников | ||
5051 | Март – капельник | ОНЗ | текущий | учебно-информационные: - составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| 5.04 | |
52 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Общеметодо-лог. направл. | текущий | учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль |
| ||
53 | Здоровая пища. | ОНЗ | текущий |
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его; - говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить; - не использовать грубых, резких слов и выражений; - общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза; - для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. | знать основные правила здорового образа жизни;
| ||
54 | Какое бывает настроение. | Общеметод-о-лог. направл. | тематический | ||||
5556 | Апрель – водолей. | Общеметодо-лог. направл. | текущий |
-умение намечать задач |
| ||
57 | Весенние работы. | рефлексии | текущий |
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения. |
| ||
58 | Кто работает на транспорте. | Общеметодо-лог. направл. | тематический |
- классификация -обобщение |
Иметь представления о мире профессий | ||
59 | День космонавтики. | ОНЗ | текущий |
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»; - не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. | составлять описательный рассказ по иллюстрации. Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. | ||
60 | Май весну завершает, лето начинает. | ОНЗ | текущий |
- классификация; - обобщение. |
| ||
61 | Жизнь земноводных весной. | ОНЗ | текущий |
- запоминать, выражать свое мнение |
| ||
6263 | Животное – живое существо. | Развивающий контроль | тематический |
- классификация; - обобщение. |
знать признаки живых существ | ||
64 65 | Ты – пешеход. | Развивающий контроль | итоговый |
- запоминать. | знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». | ||
66 | Итоговый тест | Развивающий контроль | итоговый |
- классификация; - обобщение. |
V. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса:
называть:
- свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;
- основные правила здорового образа жизни;
- основные помещения школы и их месторасположение;
- основные условия благоприятной жизни растений и животных;
- профессии, характерные для Республики Татарстан, связанные со строительством, с/х, промышленностью;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов)
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать:
- основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание – непослушание, сочувствие – равнодушие);
- определять время по часам;
- знаки дорожного движения и сигналы светофора; необходимые для безопасности;
- времена года;
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнения правил поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сеять черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения
VI. Перечень учебно - методического обеспечения
Для учащихся:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2013 г.
Для учителя:
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2011г..
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл. М.: Вентана – Граф, 2011 г.
Технические средства обучения: компьютер.
Демонстрационные пособия: презентации к урокам, демонстрационные таблицы
Электронно-звуковые пособия: Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС.
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС
Рабочая программа предназначена для 4 класса обучающихся по ФГОС. программа разработана в соответствии с новыми требования. указанны все УУД....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по ФГОС Школа России
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с УУД...