Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Павлова Светлана Владимировна

Рабочая программа предназначена для 4 класса обучающихся по ФГОС. программа разработана в соответствии с новыми требования. указанны все УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Окружающий мир 4 класс362 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Планируемые результаты

ФОПД

Формы

контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

История Отечества (7 часов)

1.

Древние славяне.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся научится: узнавать названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Получит возможность научиться: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

2.

Древняя Русь.

Практическая работа №1 «Работа с картой, помещенной в учебнике»

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся научится: определять когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Получит возможность научиться: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

3.

Крещение Руси.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся научится:  во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Получит возможность научиться: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.

Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.

Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

4.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: военные победы Александра Невского.

Получит возможность научиться:  работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

5.

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

ИКТ

1

Урок применения предметных знаний и УУД.

Обучающийся узнает: когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Получит возможность научиться:   называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 Групповая.

Взаимоконтроль.

6.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)

1

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, универсальных действий.

Иметь представления о мировых религиях.

Получит возможность научиться:  отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.

Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

7.

Обобщение по теме «Древние славяне».

1

Контрольный урок.

Обучающийся научится: Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

8.

Солнечная система.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся научится: называть названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Получит возможность научиться:   называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.

Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.

Мотивация учебной деятельности.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

9.

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

ИКТ

1

Урок применения предметных знаний и УУД.

Обучающийся узнает: причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Получит возможность научиться:    проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.

Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.

Мотивация учебной деятельности.

Групповая.

Взаимоконтроль.

10.

Природные зоны нашей страны.

Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся научится:  узнавать понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Получит возможность научиться:    работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.

Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Мотивация учебной деятельности.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

11.

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)

1

Урок применения предметных знаний.

Получит возможность научиться:     изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.

Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.

Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Мотивация учебной деятельности.

 Групповая.

Взаимоконтроль.

Путешествие по природным зонам России (13 часов)

12.

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Получит возможность научиться:     работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

13.

Животные ледяной зоны. Арктика и человек.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Получит возможность научиться:     работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

14.

Тундра.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Получит возможность научиться:     находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.

Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль

15.

Тундра и человек.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Получит возможность научиться:     находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

16.

Зона лесов. Растения зоны лесов.

Практическая работа №2 «Работа с гербарием-классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания».

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Получит возможность научиться:     находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

17.

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся узнает:  о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Получит возможность научиться:     находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

18.

Зона степей.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Получит возможность научиться:     находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

19.

Степь и человек.

Практическая работа №3 «Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций».

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Получит возможность научиться:     находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

20.

Зона пустынь.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Получит возможность научиться:     находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

21.

Жизнь человека в пустыне.

ИКТ презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Получит возможность научиться:     находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.

Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

22.

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Обучающийся узнает: правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Получит возможность научиться:    находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

23.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.

Практическая работа №4 «Выступление с докладом о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов».

1

Урок применения

предметных знаний.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Получит возможность научиться:    находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Групповая.

24.

Обобщение

 по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)

Практическая работа №5 «Участие в элементарной экологической деятельности».

1

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Получит возможность научиться:     сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.

Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

Родной край – часть великой России (11 часов)

25.

Твой родной край.

ИКТ презентация.

1

Урок применения

предметных знаний.

Обучающийся узнает:  название родного края.

Получит возможность научиться:     работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.

Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Групповая. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

26.

Московское время.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Иметь представление о часовых поясах.

Получит возможность научиться:     определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

27.

Карта твоего края.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Получит возможность научиться:    работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

28.

Поверхность и водоемы твоего края.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся узнает:  понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Получит возможность научиться:    работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

29.

А что можешь сделать ты?

1

Урок обобщения и систематизации предметных Знаний.

Обучающийся узнает: правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Получит возможность научиться:     соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.

Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

30.

Полезные ископаемые твоего края.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся узнает:  понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Получит возможность научиться:     работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

31.

Растения твоего края.

ИКТ

1

Урок применения предметных Знаний и УУД.

Обучающийся узнает:  отрасли растениеводства.

Получит возможность научиться:     определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Групповая.

Текущий. Самоконтроль.

32.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  отрасли животноводства.

Получит возможность научиться:     называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края.

Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

33.

Народные промыслы твоего края.

ПБД: «выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций.

1

Урок применения предметных Знаний.

Получит возможность научиться:    работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Групповая.

Взаимоконтроль.

34.

Заповедные места твоего края.

ИКТ презентация.

ПБД: « обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе».

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  понятие «заповедник».

Получит возможность научиться:     работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

35.

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

(Готовимся
к олимпиаде.)

Практическая работа №6 «Посильное участие в общественно полезной деятельности».

1

Урок обобщения и систематизации предметных Знаний.

Обучающийся узнает:  историю, достопримечательности родного края.

Получит возможность научиться:    составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

Человеческий организм (11 часов)

36.

Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)

ПБД: Моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровью, по оказанию первой помощи при несчастных случаях».

1

Урок применения предметных Знаний и УУД.

Обучающийся узнает:  понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Получит возможность научиться:    называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Групповая.

Текущий. Самоконтроль.

37.

Путешествие в мир клеток.

Слайд-презентация.

ПБД: «расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью».

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  понятие «ткань».

Получит возможность научиться:     сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Фронтальный.

Текущий. Самоконтроль.

38.

Самый большой орган чувств.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Получит возможность научиться:     проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

39.

Как человек двигается.

Слайд-презентация.

ПБД: «моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации;

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Получит возможность научиться:     называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

40.

Пищеварительная система.

Слайд-презентация.

ПБД: «обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года».

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Получит возможность научиться:     выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

41.

Система кровообращения.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Получит возможность научиться:     называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

42.

Познакомимся с дыхательной системой.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Получит возможность научиться:     проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

43.

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

Слайд-презентация.

Практическая работа №7 «Составление режима дня ученика 4 класса».

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Получит возможность научиться:     рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

44.

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Получит возможность научиться:     называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

45.

Нервная система человека.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Получит возможность научиться:      называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

46.

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Готовимся
к школьной олимпиаде.

1

Урок применения предметных Знаний и УУД.

Получит возможность научиться:    называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Групповая.

Взаимоконтроль.

Изучаем органы чувств (8 часов)

47.

«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Обучающийся узнает:  органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Получит возможность научиться:     готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

48.

Высуни язык и скажи: «А».

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Иметь представление о строении языка.

Получит возможность научиться:     рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

49.

«Взгляд» на глаз.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Получит возможность научиться:     рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

50.

Ухо не только орган слуха.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает: правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Получит возможность научиться:     рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

51.

Ухо – орган равновесия.

Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  правила ухода за органом слуха.

Получит возможность научиться:    выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

52.

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

1

Урок применения предметных Знаний и УУД.

Обучающийся узнает:  правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Получит возможность научиться:    рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Групповая.

Текущий. Самоконтроль.

53.

Советы школьного врача.

Практическая работа №8 «Оказание первой помощи при легких травмах, простейшая обработка ран. Наложение повязок (под руководством мед.сестры).

ПБД: «Характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях».

1

Урок обобщения и систематизации предметных Знаний, универсальных действий.

Обучающийся узнает:, как помочь человеку до приезда врача.

Получит возможность научиться:     выполнять советы врача.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

54.

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся к школьной олимпиаде.

1

 Контрольный урок.

Получит возможность научиться:     называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Индивидуальная.

Взаимоконтроль.

Путешествие по странам мира (6 часов)

55.

Границы России.

Практическая работа №9 «Работа с картой мира».

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает:  границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Получит возможность научиться:    работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

56.

Границы России.

Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Получит возможность научиться:     работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

57.

Соединенные штаты Америки (США).

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Иметь представление о терроризме.

Получит возможность научиться:     работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

58.

Великобритания.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Получит возможность научиться:     работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

59.

Франция.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Получит возможность научиться:     работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

60.

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».

(Готовимся к олимпиаде.)

1

Урок обобщения предметных Знаний.

Обучающийся узнает:  сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.

Получит возможность научиться:     называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

Москва как летопись истории России (5 часов)

61.

День народного единства.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Получит возможность научиться:     рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

62.

Москва: память о войне 1812 года.

Слайд-презентация.

ПБД: «выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Получит возможность научиться:     рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

63.

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Получит возможность научиться:     рассказывать о героях Великой Отечественной войны.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

64.

Памятники Москвы покорителям космоса.

Слайд-презентация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  государственные праздники России; имя первого космонавта.

Получит возможность научиться:     рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

65.

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.)

ПБД: «обсуждение основных правил дорожногодвижение; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми».

1

Урок обобщения предметных Знаний.

Обучающийся узнает:  когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Получит возможность научиться:    рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

Мы – граждане России (3 часа)

66.

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.

1

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Обучающийся узнает:  все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Получит возможность научиться:     читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

67.

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

Слайд-презентация.

1

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Обучающийся узнает, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Получит возможность научиться:    подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Текущий. Самоконтроль.

68.

Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или

экскурсия в краеведческий музей.

1

Урок обобщения предметных Знаний.

Обучающийся узнает: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Получит возможность научиться:     читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Обучающийся узнает:  историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Получит возможность научиться:     показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Индивидуальная. Фронтальная.

Взаимоконтроль.

График выполнения практической части по окружающему миру 4 класс 2014/15 уч. год

Практическая работа

Дата

ИКТ

Дата

ПБД

Дата

Практическая работа №1 «Работа с картой, помещенной в учебнике»

Древние славяне.

Слайд-презентация.

ПБД: «выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций.

Практическая работа №2 «Работа с гербарием-классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания».

Крещение Руси.

Слайд-презентация.

ПБД: « обобщение информации о правилах безопасного поведения на природе».

Практическая работа №3 «Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций».

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

ИКТ

ПБД: Моделирование в ходе практической работы ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровью, по оказанию первой помощи при несчастных случаях».

Практическая работа №4 «Выступление с докладом о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов».

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

ИКТ

ПБД: «расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью».

Практическая работа №5 «Участие в элементарной экологической деятельности».

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

ИКТ

ПБД: «моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации;

Практическая работа №6 «Посильное участие в общественно полезной деятельности».

Животные ледяной зоны. Арктика и человек.

Слайд-презентация.

ПБД: «моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации;

Практическая работа №7 «Составление режима дня ученика 4 класса».

Тундра.

Слайд-презентация.

ПБД: «Характеристика правила оказания первой помощи при несчастных случаях».

Практическая работа №8 «Оказание первой помощи при легких травмах, простейшая обработка ран. Наложение повязок (под руководством мед.сестры).

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

Слайд-презентация.

ПБД: «выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, нахождение путей безопасного выхода из таких ситуаций.

Практическая работа №9 «Работа с картой мира».

Зона степей.

Слайд-презентация.

ПБД: «обсуждение основных правил дорожного движение; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми».

Зона пустынь.

Слайд-презентация.

Жизнь человека в пустыне.

ИКТ презентация.

Система кровообращения.

Слайд-презентация.

Франция.

Слайд-презентация.

Твой родной край.

ИКТ презентация

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

Слайд-презентация.

Москва: память о войне 1812 года.

Слайд-презентация.

Растения твоего края.

ИКТ

Нервная система человека.

Слайд-презентация.

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Слайд-презентация.

Заповедные места твоего края.

ИКТ презентация.

Нервная система человека.

Слайд-презентация.

Памятники Москвы покорителям космоса.

Слайд-презентация.

Путешествие в мир клеток.

Слайд-презентация.

Границы России.

Слайд-презентация.

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

Слайд-презентация.

Самый большой орган чувств.

Слайд-презентация.

Границы России.

Слайд-презентация.

Как человек двигается.

Слайд-презентация.

Соединенные штаты Америки (США).

Слайд-презентация.

Пищеварительная система.

Слайд-презентация.

Великобритания.

Слайд-презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 ФГОС Школа России Плешаков

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...

Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного  класса 7 вида ...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...