Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Деменкова Ирина Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okr._mir.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по окружающему миру  

в условиях ФГОС второго поколения                                                                             2 класс

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

       Рабочая программа курса "Окружающий мир" для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир. 1-4 классы", являющейся составной частью системы УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков). В программе отображены общая характеристика курса, содержание и планируемые результаты освоения учебного предмета, формы и график проведения контрольно-измерительных работ. Представлено развернутое календарно-тематическое планирование по предмету.  

  Изучение курса "Окружающий мир" в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

       Программа направлена на реализацию средствами предмета "Окружающий мир" основных задач образовательной области "Естествознание и обществознание".

       Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира своего места в нем;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика программы

       Отбор содержания курса "Окружающий мир" осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

       Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием. которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

       Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе путем раскрытия разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества. теснейшей взаимозависимости людей большое значение имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

       Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

       В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдение за явление природы и общественной жизнью, выполняют практические  работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся  дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы. обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.  Для достижения планируемых результатов очень большое значение имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

       В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя,
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей),
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

  Ценностные ориентиры содержания курса "Окружающий мир":

  • Природа как из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

       Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

       Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, технологии индивидуальной проектной деятельности, критического мышления, здоровьесбережения, личностно ориентированного обучения, информационные технологии, проблемно-диалогического обучения и т.д.

       Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ; тематический контроль "Проверим себя и оценим свои достижения" по окончании каждого раздела; проектные работы.

Содержание программы

         Где мы живем (4ч)                                                                                                   Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т.д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру.

       Проект. "Родной город (село)".

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Где мы живем".

       Природа (20 ч)

       Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

       Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. В гости к осени. сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений ( по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей. вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т.д.) Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

       Экскурсия. В гости к осени. Осенние изменения в природе.

       Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.

       Проект. "Красная книга, или Возьмем под защиту".

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа".

       Жизнь города и села (10 ч)

       Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

       Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. ( по усмотрению учителя ). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села ( по усмотрению учителя ). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. ( по выбору учителя ). Все профессии важны. Профессии людей, занятыз на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования ( по усмотрению учителя ). В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

       Экскурсия. В гости к зиме. Зимние изменения в природе.

       Проект. "Профессии".

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Жизнь города и села".

       Здоровье и безопасность (9 ч)

       Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. ( по усмотрению учителя ). Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения ( в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств ). Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д. ). Пожар! Противопожарная безопасность. На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т.д.

       Практические работы. Составление своего режима дня. Отработка действий при сигнале "Внимание всем!" Отработка правил перехода улицы.

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Здоровье и безопасность".

       Общение (7 ч)

       Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости ( дома, в школе, на улице ). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы - зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах ( кинотеатре, транспорте и т.д. ).

       Практическая работа. Отработка основных правил этикета.

       Проект. "Родословная"

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение".

       Путешествия (18 ч)

       Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки ( исток, устье, русло ); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. ( по усмотрению учителя ). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира, Впереди лето.

       Экскурсия. В гости к весне. Весенние изменения в природе.

       Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

       Проекты. "Города России", "Страны мира".

       Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествия".

Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Экскурсии

Практические

работы

Проверочные работы               (Тесты)

Проекты

1

Где мы живем

4

-

-

1

1

2

Природа

20

1

3

1

1

3

Жизнь города и села

10

1

-

1

1

4

Здоровье и безопасность

9

-

3

1

-

5

Общение

7

-

1

1

1

6

Путешествия

18

1

2

-

2

Итого

68

3

9

5

6

Примечание: В течение учебного года - 3 диагностические работы  (входная, промежуточная и итоговая)

График проведения контрольно-измерительных работ

урока

Дата

Форма проверки

Тема проверки

Тип

контроля

2

Проект №1

Родной город

Текущий

4

Тест №1

Где мы живем

Текущий

8

Входная диагностическая работа

Проверка знаний по предмету за 1 класс

Итоговый

23

Проект №2

Красная книга или возьмем под защиту

Текущий

24

Тест №2

Природа

Текущий

30

Проект №3

Профессии

Текущий

32

Промежуточная диагностическая работа

Проверка знаний за 1 полугодие

Итоговый

34

Тест №3

Жизнь города и села

Текущий

43

Тест №4

Здоровье и безопасность

Текущий

45

Проект №4

Родословная

Текущий

50

Тест №5

Общение

Текущий

59

Проект №5

Города России

Текущий

65

67

Проект №6

Итоговая диагностическая работа

Страны мира

Проверка знаний за год

Текущий

Итоговый

Место предмета

       На изучение курса "Окружающий мир" во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов ( 34 учебные недели ).

Планируемые результаты изучения курса по итогам 2 класса

       Личностные результаты:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания "Я" как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • доброжелательное отношение к друг другу как к носителям разных этических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
  • целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
  • представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу "Окружающий мир", к школе;
  • представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе - организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка. созерцания звездного неба. изменений в природе в разные времена года;  
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
  • этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например. березе и пр.) в культуре разных народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

       Метапредметные результаты  

       Регулятивные:

  • умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • умение оценивать правильность выполнения заданий, используя "Странички для самопроверки" и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

      Познавательные:

  • умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • умение сравнивать объекты по заданным критериям ( по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

       Коммуникативные:

  • умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • умение формулировать ответы на вопросы;
  • умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не прерывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
  • умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • умение высказывать мотивированное суждение по теме урока ( на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • умение употреблять вежливые слова в случае неправоты: "Извини, пожалуйста", "Прости, я не хотел тебя обидеть", "Спасибо за замечание, я его обязательно учту" и др.;
  • умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
  • умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.

       Предметные результаты:

  • умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • умение определять стороны горизонта;
  • умение находить на глобусе океаны и материки;
  • умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • умение перечислять времена года в правильной последовательности;
  • умение измерять температуру;
  • умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • умение называть осенние, зимние, весенние и летние  погодные и природные явления в неживой природе;
  • умение называть вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • умение различать перелетных и зимующих птиц;
  • умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • умение определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
  •  умение находить на звездном небе зимой "ковши" Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
  • умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

       Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

       Материально - дидактическое обеспечение

       Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

       Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

       Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.

       Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

       Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2014.

       Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.