Рабочая программа дополнительного образования кружка кукольного театра "Петрушка" в условиях ФГОС второго поколения.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Деменкова Ирина Николаевна

Представленная программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrushka.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

      Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития личности гражданина России. Представленная программа рассчитана на обучающихся  7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа).

      При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Горбачева И.А., Альхимович С.М., Генераловой И.А., ЖуковаР.А., Смирновой Н.И. в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, а также программа "Театр - творчество - дети" Колесниковой И.В.      

      Актуальность программы:  в результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.

       Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. посещение учащимися кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности. В настоящий момент актуальным, на наш взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно - образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

       Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Но именно он поможет воплотить ребенку свои идеи, творчество, фантазии. Детскому восприятию очень близок кукольный театр , поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия. воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Это вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.

       Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Кукольный театр позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная идея театра - художественно-эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

         Цели программы:

  1. Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
  2. Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
  3. Посредством кукольного театра воздействовать на учащихся, развивая их художественный вкус и нравственные начала.

       Задачи:

  1. Воспитание восприимчивости. любви и интереса к искусству.
  2. Формирование представлений о театральном искусстве.
  3. Организация досуга ребят.
  4. Обучение техники работы с куклами.
  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
  6. Эстетическое воспитание ребят.
  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
  8. Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
  9. Развитие мелкой моторики.

       Ожидаемые результаты:

  1. Приобретают представления: об истории театральной куклы, о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.), об устройстве театра.
  2. Умение водить куклу над ширмой.
  3. Умение изготавливать театральную куклу из различных материалов.
  4. Умение создавать декорации и афиши для спектаклей.
  5. Овладение детьми, занимающихся в кукольном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.
  6. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
  7. Показ спектаклей в школе, детском саду.

     Формы деятельности: кружковые занятия.

     Методы: беседа, рассказ, индивидуальная работа, групповая работа, коллективная работа.

     Средства: иллюстрации и литература, использование технических средств.

Содержание программы

      Ведение (3 ч)

  • История возникновения театра.
  • Виды театров.

    История театральной куклы (3 ч)

  • Куклы, танцующие на доске.
  • "Бураттини" или перчаточные куклы.
  • "Марионетте" или куклы на нитях.
  • Превращение Пульчинеллы в Полишинеля.
  • Лионская кукла Гиньоль.

    Устройство театра (5 ч)

  • Партер, амфитеатр, ярусы, балконы, бельэтаж, бенуары.
  • Строение сцены.
  • Занавес.
  • Ширма.
  • Декорации.
  • Назначение афиши.

    Театральный невидимка (1 ч)

  • Знакомство с профессиями людей, работающих в театре (режиссер, художник-декоратор, гример, костюмер, бутафор и т.д.)

     Выбор спектаклей-сказок для постановок (4 ч)

  • Чтение и анализ произведений.
  • Распределение ролей.

     Работа над сценарием (7 ч)

  • Выразительное чтение по ролям.
  • Расстановка логических ударений, пауз.
  • Выбор нужной интонации для каждого героя.
  • Выразительное чтение под музыкальное сопровождение.

     Отработка выразительного чтения по ролям (8 ч)

  • Отработка дикции
  • В хождение в роль (образ).
  • Отработка интонации.

     Знакомство с кукловождением. Соединение слов с кукловождением  (7 ч)

  • Основы кукловождения.
  • Соединение действия куклы со словами роли.
  • Создание образа.
  • Кукловождение над ширмой.

     Отработка мизансцен и эпизодов спектакля (9 ч)

  • Разработка мизансценического рисунка.
  • Определение ритма и темпа спектакля.
  • Отработка эпизодов спектакля.

     Отработка спектакля в целом (9 ч)

  • Отработка групповых эпизодов.
  • Репетиция на ширме.
  • Отработка кукловождения над ширмой.
  • Запись спектакля на камеру.

     Изготовление кукол (5 ч)

  • Знакомство с технологией изготовления кукол.
  • Изготовление недостающих кукол.
  • Создание внешнего образа куклы.

     Изготовление декораций и афиш (4 ч)

  • Выбор необходимых декораций и их изготовление.
  • Коллективное обсуждение афиши.
  • Рисование афиши.

     Постановка спектакля (6 ч)

  • Подготовка ширмы, декораций, кукол к спектаклю.
  • Показ спектакля
  • Обсуждение спектакля.

     Анализ поставленных спектаклей. Итоги работы за год (1 ч)

  • Анализ поставленных спектаклей, выявление недостатков.
  • Подведение итогов работы за год.
  • Награждение участников по номинациям: "Лучшая роль", "Лучший художник-декоратор", "Чудо-кукла", "Мастер слова".

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

(всего)

Теоретические

занятия

Практические занятия

1

Введение

3

3

0

2

История театральной куклы

3

2

1

3

Устройство театра

5

2

3

4

Театральный невидимка

1

1

0

5

Выбор спектаклей-сказок для постановок

4

0

4

6

Работа над сценарием

7

0

7

7

Отработка выразительного чтения по ролям, отработка дикции

8

0

8

8

Знакомство с кукловождением. Соединение слов с кукловождением.

7

1

6

9

Отработка мизансцен и эпизодов спектакля

9

2

7

10

Отработка спектакля в целом

9

0

9

11

Изготовление кукол

5

1

4

12

Изготовление декораций и афиш

4

1

3

13

Постановка спектакля

6

0

6

14

Анализ поставленных спектаклей. Итоги работы за год

1

1

0

Итого:

72

14

58

Список литературы

  1. Андрианова- Голицина И.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Театр. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. На школьной сценической площадке. М., Аркти 2007                                                                                                                                                    
  3. Альхимович С.М. Театр Петрушки в гостях у малышей, 1969
  4. Бегак Б. Воспитание искусством. М.: 1981
  5. Генералова И.А. Театр. Уч. пособие для дополнительного образования. - М.: 2004
  6. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003
  7. Гугова В. и др. Сценическая речь. Учебное пособие. -М.: МГИК, 1986
  8. Деммени Е. Призвание - кукольник. Л: Искусство, 1986
  9. Жукова Р.А. Театральная деятельность. ИТД "Корифей", 2011
  10. Калмановский Е. Театр кукол, день сегодняшний. Л: Искусство, 1977
  11. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. - М.: 2003
  12.  Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М.: 1975
  13.  Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. - М.: 1986
  14.  Ремез О. Ваш первый спектакль. - М.: 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие подходы к системе оценки в условиях ФГОС второго поколения

Система оценки зннаий учащихся при переходе на новые стандарты образования...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа к УМК В.П.Кузовлева "English", ФГОС второго поколения 2-4 класс

Данная программа для учителей английского языка начальной школы, работающих по УМК В.П.Кузовлева "English" , 2-4 классы...

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Хочу всё знать" в условиях ФГОС второго поколения.

Программа кружка "Хочу всё знать" относится к общеинтеллектуальному направлению. Рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа, учеников 3-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру в условиях ФГОС второго поколения. Программа Школа России. 2 класс...