Урок окружающего мира "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сутормина Татьяна Алексеевна

 

   Данный урок проводится в 3 классе в первом полугодии. Это урок закрепления и осмысления уже изученного материала. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее  предпочтение отдают тем медиа, произведения которых носят наглядно-образный характер. Поэтому на уроке используются слайды. Такой материал эмоционально окрашивает урок, делает его более интересным и оживленным. А дети, видя этих редких животных, испытывают душевную радость, в них пробуждаются светлые, добрые чувства. В начале урока тема не сообщается, а создается проблемная ситуация, чтобы заинтересовать и привлечь внимание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okhrana_zhiv.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Охрана животных

   Задачи: формирование представления о негативном и позитивном                        влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей природе; развивать воображение, умение обобщать, делать выводы.

    Цель:   вызвать устойчивый познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам животных, показать, что человек часть природы, который несет ответственность за благополучие окружающего мира.

    Оборудование: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» (учебник для 3 класса, Ч.1)  аудиокассеты «Звуки моря» и «Голоса птиц»; Презентация (18 слайдов); компьютер; мультимедийный проектор.

Пояснительная записка

   Данный урок проводится в 3 классе в первом полугодии. Это урок закрепления и осмысления уже изученного материала. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее  предпочтение отдают тем медиа, произведения которых носят наглядно-образный характер. Поэтому на уроке используются слайды. Такой материал эмоционально окрашивает урок, делает его более интересным и оживленным. А дети, видя этих редких животных, испытывают душевную радость, в них пробуждаются светлые, добрые чувства. В начале урока тема не сообщается, а создается проблемная ситуация, чтобы заинтересовать и привлечь внимание учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Целевая установка

    Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет…(Включается запись звуков моря).

                 …И кораблик подгоняет;

                 Он бежит себе в волнах

                 На поднятых парусах… (См.: Слайд №2)

    Откройте глаза. Мы с вами находимся на корабле. Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решив его, вы еще определите тему нашего урока. (См.; Слайд №3)

   1.  Название группы животных, к которой относятся слон, медведь, заяц.

2.Название группы животных, к которым относятся улитки, кальмары, осьминоги.

3. Название группы животных, к которым относятся журавль, орел, дятел.

  1. Название группы животных, к которым относятся лягушка, жаба и тритон.
  1. Название группы животных, к которым относятся акула, сельдь и щука.
  2. Название группы животных, к которым относятся кузнечик, шмель, божья коровка.
  • Молодцы! Вы решили кроссворд и поняли, что сегодня мы будем говорить с вами о животных. Можете вы себе представить нашу Землю без животного мира? Смог бы выжить человек, если бы исчезли сразу все представители животного мира? Какую пользу приносят человеку животные?

( На доске открывается текст)

              Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –

              Я не поверю воде. И пусть в воздухе

              Кислород, но не летает ласточка –

              Я не поверю воздуху, и лес без

              Зверей с одними людьми – не лес.

                                 (М. Пришвин)

  • Как понимаете слова М. Пришвина? Чего он опасается? (Что животные исчезнут)
  • О чем мы должны знать и помнить в природе? (Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным. Мы должны помнить о том, что животные – наши друзья, наши братья, но они дикие, и у них есть свои законы существования).

                   Чтение стихотворения учеником

              Берегите землю. Берегите

              Жаворонка в голубом зените,

              Бабочку  на листьях повилики,

              На проталинках солнечные блики,

              На камнях играющего краба.

              Над пустыней тень от баобаба.

              Ястреба, парящего над полем.

              Ясный месяц над речным покоем.

              Ласточку, мелькающую в жите.

              Берегите землю! Берегите!

                                            (М.Дудин)

III   Охрана животных

  • Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?
  • Почему звучит тревога?

     Да, ребята, животных на нашей планете становится все меньше и меньше. Ученые подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стерто с лица Земли больше двухсот видов животных. В наши дни гибель видов идет быстрее. И все потому, что люди, не зная, а, часто попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в нее.

   Мы можем подумать: «Ну исчезают какие-то виды – и пусть исчезают. Обойдемся без них». Не обойдемся. Сейчас мы знаем, что все в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать ее, связи нарушатся, а поскольку человек – часть природы, разрушив ее, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всем мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.  

- Во время путешествия мы узнаем, что предпринимает человек, чтобы животный мир не исчез с нашей планеты.

Итак, отправляемся в путь!

  1) Зоопарк

 Наша первая остановка.  

    -  Как вы думаете, где мы остановились? (См.: Слайд №4)

    -  Кто из вас был в зоопарке? Что это такое?

   -   Каких животных вы там видели?

    -  Что больше всего запомнилось?

  • Ребята, а как вы думаете, для чего созданы зоопарки? (Ответы детей).

   Правильно, ребята, в зоопарках содержатся редкие и исчезающие виды животных. Есть случаи, когда в регионе, где исчез какой-либо вид, он снова появляется, приживается и прекрасно себя чувствует. Так происходит благодаря тому, что этот вид удается обнаружить в одном из зоопарков, размножить и вернуть в природу. В зоопарке изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие малышей диких животных. Там работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи.

  • Давайте зайдем в гости к некоторым животным.

 (См.: Слайды №5 - №11)

   Короткие сообщения детей об этих животных.

   Побывав в зоопарке, мы отправляемся дальше. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

  2) Заповедники.

   Наш корабль причалил к живописному берегу. «Прислушайтесь, осмотритесь, подумайте и скажите, где мы оказались? (См.: Слайд №12)

  • Кто знает, что такое заповедник? (Ответы детей).
  • Для чего создается заповедник?

    Заповедники – территории, где не допускается влияние человека на течение природных процессов. Здесь разрабатываются научные основы охраны и восстановления почти исчезнувших в природе видов животных. Так, спасены зубр Беловежской пущи, большая белая цапля в Астраханском заповеднике, гага – в Кандалакшском.

   Мы сегодня побываем в заповеднике на Оке. Черный аист является эмблемой Окского заповедника. (См.: Слайд №13) Это очень редкие птицы. Гнездо аиста расположено на сосне, в восьми метрах от земли – до 1,5 м в диаметре и около 1 м высотой.

   В заповеднике несколько сотен кабанов. Увидеть их очень трудно, так как это чуткие и осторожные животные.

  Лесные речки заселили бобры. (См.: Слайд №14) В Мещерском крае бобры обитали всегда. Но красивая и прочная шкурка сыграла злую шутку. Люди стали их истреблять. И чтобы их спасти из Воронежского заповедника завезли два десятка бобров. Они освоили территорию и стали расселяться за пределы заповедной земли.

  • Кто видел бобров на нашей речке?
  • Что они делают с деревьями?

   В охранной зоне заповедника находится один из крупнейших зубровых питомников нашей страны. (См.: Слайд №7) На вид зубры кажутся неуклюжими. Но это не так. Они очень резвые животные. Огромный бык легко делает прыжки длиной 6 метров. Из питомника Окского заповедника зубров отправляют в Западную Украину и на Кавказ.

   Журавль – одна из самых любимых в народе птиц.

 (См.: Слайд №15)

Сколько песен  сложено о ней, она стала героем многих сказок, легенд и басен. Но в последние годы их становится все меньше. В питомнике журавлей при Окском заповеднике ученые создают резервные популяции редких и исчезающих видов журавлей. (О каждом виде животных рассказывают учащиеся)

    На территории Тамбовской области немало памятников природы. Это нагорные и пойменные дубравы по долинам рек Вороны, Воронежа, Иловая, Цны.  

   IV Физкультминутка

 - Ребята, природа заповедника вдохновляет поэтов, писателей, композиторов своими красотами на прекрасные творения. Вот и наш корабль подошел к музыкальному острову. Значит пора отдохнуть. Давайте вспомним, в каких песнях упоминаются названия животных.

  а) От улыбки станет всем светлей,

         И слону и даже маленькой улитке.

                           б) Жил да был черный кот за углом.

     в) Ах, здравствуйте, горы вот такой вышины,

            Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины.

            Ах, крокодилы, бегемоты,

            Ах, обезьяны, кашалоты,

            Ах, и зеленый попугай. (и т.д.)

(Ребята напевают и стараются имитировать этих животных)

V Красная книга

- Следующая остановка «Книжная» (См.: Слайд №16)

  - Ребята, а сейчас давайте откроем свои учебники и прочитаем о тех животных, которые попали в Красную книгу. (Чтение текста на с.113-114 и рассматривание иллюстраций). 

   -Посмотрите на картинки.  Здесь изображены прекрасные творения природы. Мы бы могли бесконечно восхищаться ими, если бы не одно обстоятельство – все они занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с земли.  Красный  цвет  – это сигнал опасности.

   Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе.

   Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет.

   В Тамбовской области тоже заведена «Красная книга». В нее занесены  животные, которые находятся на грани вымирания. Это выхухоль ценный пушной зверек. (См.: Слайд №17) Беркут – настоящий охотник, добытчик живности, ловкий, сильный, сокол – сапсан (найдены места гнездований), (См.: Слайд №18) орел – змеятник, орел – могильщик, степной орел.

        Чтение стихотворения учеником.

             Охраняется Красной книгой

             Столько редких зверей и птиц,

             Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

              Чтобы души не стали пусты,

              Охраняются звери, охраняются змеи,

              Охраняются даже цветы.

              Мы леса и поля обижаем,

              Стонут реки от горьких обид.

              А себя мы прощаем. Прощаем.

              Но грядущее нас не простит.

              Красная книга, красная.

              Может, значит она, что природа умрет?

              Цель у нее иная:

              Все живое хранить зовет.

VI Итог урока

  • Вот и подошло к концу наше путешествие. Оглянитесь. Вспомните. Прислушайтесь. (Аудиозапись «Звуки леса»).
  •  Где мы с вами побывали? - Для чего люди их создают?
  • А как вы, дети, можете помочь природе?

VII Домашнее задание: с. 112 – 117. Нарисовать свой знак по охране природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

Урок окружающего мира "Животные – живые существа (организмы)"

Методическая разработка урока в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку Окружающего мира "Животные" 1 класс.

Данная работа может быть использована при изучении темы "Животные" в 1 классе на уроке окружающего мира или во внеклассной работе....