Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_nashego_lesa_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок окружающего мира

3 класс

Тема:   «Животные   нашего леса»

           Составитель:     Евдокимова Е.П., учитель нач. классов

                Староказинского филиала

                       МБОУ Новоникольской СОШ

Цель:

 1.Обобщить знания  детей   о  растениях, животных  леса, полученные ранние; расширить представление о животных леса,      

2.Развивать умение работать в группе, делать выводы.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, повторить правила поведения в лесу.

Оборудование:  учебники А. Плешакова «Ознакомление с окружающим миром . 3класс.» изображения  животных; рисунок Лесовичка  карточки с заданиями.  

                                             

                                           Ход урока.        

Организация детей на работу.

- Ребята, сегодня у нас непростой урок, мы отправимся в гости в одно очень интересное  место, а какое - вы сейчас узнаете, прослушав стихотворение.

 

   Сообщение темы урока.

                         

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят, в любое время суток

Открыт для нас,  в жару и стынь

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

 

-  О каком храме природы говорится  в этом стихотворении?

- Правильно, сегодня мы отправляемся в лес.

Рассказ учителя.  (Дети, закрыв глаза, слушают и представляют то, что услышали).

 

Вы вошли в лес. «Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом  кипит жизнь. Вот  муравей  тащит гусеницу, вот  какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим  огоньком мелькнула  на  стволе сосны.  Много интересного в  лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать, и лес начнёт открывать свои тайны».

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся раскрыть несколько лесных тайн. А какие тайны леса вам хотелось бы узнать сегодня? (Ответ детей)

Актуализация знаний:

-Так как мы идём в гости, то должны вести себя прилично, т. е. соблюдать правила друзей леса.

- Какие мы знаем правила друзей леса?  

    1. Лес не вырубать, беречь.

   2. Сажать деревья.

- Почему человек дружит с лесом?

- Чем он дорог людям?  (Лес -  это кладовая.  Лес – это богатство.  Лес вырабатывает чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.)

Совместное «открытие » новых знаний:

- В лесу нас встречает его хозяин – Лесовичок. Он  может поделиться с нами своими секретами, но приготовил для нас интересные испытания. Давайте постараемся не разочаровать хозяина леса.

 Выполнение заданий в группах.

1группа: На листе берёзы  нарисовано сказочное животное. Его тело состоит из частей тел разных животных. Детям надо назвать  животных, части тел, которых нарисованы.

 

2группа: на листе осины написаны загадки о деревьях, дети рисуют ответы и описывают дерево.

3группа: на листе липы нарисовать знак, который указывает на правила поведения в лесу.

 

         4группа: на листе дуба нарисованы птицы и звери, детям надо  рассказать о том, где они живут.

- Лесовичку понравилась ваша дружная работа. Он приготовил еще одно испытание для вас. (Каждой группе дается текст загадки, ученики должны отгадать загадку, а  отгадку они должны найти в гербарии)            

1 группа: Её всегда в лесу найдёшь -  

             Пойдём гулять и встретим:  

             Стоит колючая,  как ёж,

             Зимою в платье  летнем.  (Ель).

  2 группа:  Есть у родственницы ёлки

              Неколючие иголки,

              Но в отличие от ёлки

              Опадают те иголки.  (Лиственница).

3 группа: - Чем отличается хвойные деревья от лиственных деревьев? Покажите примеры из гербария.

4 группа: рассказать, какие деревья встречаются в лесах нашей местности, найти в гербарии примеры. Сделать вывод о разновидности леса.

- Молодцы! Не разочаровали хозяина леса.

 Итак, лес бывает лиственным, хвойным, смешанным. Наша страна богата различными лесами.

- А сейчас  Лесовичок поведает нам свою  тайну. Как вы думаете, что это за тайна? О ком мы еще сегодня не говорили? (О животных). Поговорим мы о наиболее распространённых в нашей местности животных. Узнайте этих животных.

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.   (Лось).  

- Ребята, что интересного вы можете рассказать об этом животном?

(Лось – сильный и смелый зверь, особенно когда   защищается от врагов.  У лося очень тонкий слух.  Он слышит человека не меньше, чем за один километр.  Продолжительность жизни  лося  - 20 – 25 лет.)  

 

(Дети рассказывают о кабане: какого он размера, какого цвета его волосяной покров, чем питается).

 

Зубовато, серовато, по полям рыщет,  

Телят, овец ищет.  (Волк).

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал …   (Заяц).

(Дети рассказывают о зверьке).

- Ребята, существует поговорка – «труслив как заяц». А на самом деле зайцы трусливы?

- А от каких зверей, птиц зайцам приходится прятаться?

 

Все говорят,  

Что похож я на папу

Такой чернобурый,  

Такой косолапый…

Но только и папа  

Похож на меня:

Такой же охотник до мёду,  

Как я!       (Медведь).

(Ученики рассказывают об этом звере, а учитель показывает рисунок и рассказывает, почему медведь носит такое имя.)

 

(Беседа о дятле).

Кто там прыгает, шуршит,  

Клювом шишку потрошит?

Голоском речистым чисто – чисто

Клёв, клёв – клёв поёт со свистом?    (Клёст).

(Дети читают свои сообщения, а учитель рассказывает легенду об окраске перьев птицы).

 

Закрепление:

1)- Молодцы! Вы очень  интересно рассказывали о деревьях, животных нашего леса. Наше знакомство подходит к концу, но путешествие будет неполным, если мы не разгадаем ещё одну тайну леса.  

Богатырь стоит богат!

Угощает всех ребят:

Ваню -  земляникой,

Таню -  костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

- Что это за богатырь?

- Какой он: добрый или злой?

- Почему добрый богатырь угощает Васю хворостинкой? За что?

- А как нужно вести себя в лесу?

(Вывод о правилах поведения в лесу, о том какую пользу приносят животные, об их охране).

                 

2)-  Лесовичок хочет знать,  как вы усвоили и будите хранить лесные тайны.

На каждый вопрос есть несколько ответов. Надо выбрать нужный ответ, поднять соответствующую карточку с цифрой.        

  1. –Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

- ель

- пихта

- берёза

2. – Летом он бродит без устали по лесу, а зимой сидит в берлоге и лижет свою лапу?  

- барсук

- ёж

- медведь

3. Этого зверька знают с раннего детства – он участвует во многих народных сказках. Хитрый зверёк.

- волк

- лиса

- медведь

Итог урока:

- Что же нового  нам сегодня поведал лес?

- О каких животных вы узнали что–то интересное?

- В какой ситуации  вы можете применить полученные знания?

Домашнее задание:

Составить вопросы викторины по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Урок-обобщение "Животные нашего леса" 3 класс

Урок - обобщение по теме "Животные нашего леса" проходит в форме игры "Слёт юных натуралистов" Учитель помогает ученикам оформить рефераты,собрать интересный материал о животных своего леса,подобрать ...

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Урок окружающего мира "Наше здоровье в наших руках с использованием цифрового микроскопа"

Развивать познавательный интерес посредством использования на уроке цифрового микроскопа....

Презентация к уроку окружающего мира "Этажи леса".

Материал презентации разработан на произведении Ю.Дмитриева "Что такое лес"....