Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру, 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Мясникова Людмила Дмитриевна

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе:

  1.  федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
  2.  примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
  3.  авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева;
  4.  учебного плана ГБОУ СОШ № 99  на 2013-2014 учебный год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе:

  1.  федерального образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
  2.  примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
  3.  авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева;
  4.  учебного плана ГБОУ СОШ № 99  на 2013-2014 учебный год.

Программное и учебно-методическое обеспечение курса:

1.Учебник «Окружающий мир», 3 класс:

*«Обитатели Земли», 1 ч.- авторы А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан – М.: Баласс :  2013;

*«Моё Отечество») , 2 ч.- авторы А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин–

М. : Баласс :  2013.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»:

*«Обитатели Земли», 3 класс, авторы  А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан– М.: Баласс: 2013.;

*«Моё Отечество», 3 класс,  авторы Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова–

М.: Баласс :  2013.

3. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3класс:

*«Обитатели Земли», - авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О.А. Родыгина –М.: Баласс:  2013;

*«Моё Отечество»,- авторы Е.В. Сизова, Н.А.Харитонова М.: Баласс:  2013;

4. Окружающий мир. 3 класс,  метод. рекомендации для учителя:

*«Обитатели Земли», - авторы А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина –М.: Баласс:  2013;

*«Моё Отечество»,- авторы Е.В. Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина - М.: Баласс:  2013.

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится:

всего: 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)

В том числе на:

*написание проверочных работ  - 19 (15 и 4) часов;

*написание контрольных работ  –   4 (2 и 2) ч.

Общая характеристика учебного предмета

        Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегрированному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени- сформирование умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началом наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный курс в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. В связи с этим именно в рамках данного курса удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Курс «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного воспитания, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школь-ников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -  при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Как же сформировать у ребенка целостную картину мира?  Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир  и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.

Мы же ставим перед собой следующую задачу  - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно- познавательных и жизненных задач.

         Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

* развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

* освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

**Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

*с формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

*совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

*составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

*работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

*средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

*в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

*Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

*Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

*Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

*Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;

* проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

*Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

*Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир

*приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

*приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

*объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

*приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

*перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

*животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

*доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

*узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

*отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

*объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

по году определять век, место события в прошлом;

*отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

*учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательных программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

В соответствии с рабочей программой составлено календарно-тематическое планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой...

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой.      Пояснительная  записка по окружающему миру и ОБЖ....

Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование ФГОС. Окружающий мир 1 класс А.А. Плешаков.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс А.А. Плешаков. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Пояснительная записка и тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа 2100"

Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу....