Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Март. Лесные новости"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Март. Лесные новости" ( УМК "Начальная школа XXI века").

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру.


    Тема.
    Март. Лесные новости.


    Цель. Познакомить детей с основными изменениями, происходящими в природе с наступлением весны.


    Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (под ред. Н.Ф, Виноградовой);

    компьютер; проектор; подборка слайдов на весеннюю тематику; аудиозаписи «Весенний шум», стихотворение «Грачи прилетели»; карточки с приметами о птицах; костюмы для инсценировки.

    Ход урока


    1. Организационный момент


    2. Введение в тему урока
    - Сейчас у нас начинается урок - окружающий мир. Мне бы хотелось, чтобы вы сами определили его тему.
    Будьте внимательны! Прислушайтесь к звучанию природы.

    (звучит запись П. Чайковского «Песня жаворонка. Март» + слайды «Пробуждение природы весной»)

    -О чем будем говорить на уроке?
    - Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке и увидели на экране?(
    Журчание ручейка, пение птиц, карканье ворон, хрюканье кабана._

    -Цели урока: определить, какие изменения происходят в природе с приходом весны.


    - Мы продолжаем изучать раздел «Родная природа». И знаете, о каком месяце мы поговорим сегодня на уроке?

    Тема урока :
    Слайд

    Март. Лесные новости.


    3. Знакомство с признаками весны в природе. Птицы.

    Слайд «Речевая разминка»
    -Какое время года наступило?
    Д. Весна.
    У. Какое настроение бывает у людей весной и почему?
    Дети отвечают.
    - Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.


    Учитель показывает слайд «Пробуждение весеннего леса».


    - Ребята, послушайте, какая проблема возникла у Винни-Пуха. Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух задумался: а что же происходит в природе с приходом весны?

    Как вы думаете?

    Он не смог ответить сам на этот вопрос и обратился к своим друзьям - Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.
    Слайд

    Кролик. Распускается первый весенний цветок - подснежник.  Вывешивается на доску.

    Слайд
    Ослик Иа. Стало теплее.

    Слайд
    Сова. Просыпаются звери от зимней спячки.

    Слайд
    Пятачок. Самое главное - прилетают перелетные птицы.
    У. Ребята, на что вы обратили внимание?
    ( Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)
    У. Какой возникает вопрос?
    ( Кто же из них прав, какое основное, главное изменение в природе весной?)
    У. Какие есть предположения?

    - Давайте рассуждать. Ответьте мне на вопрос почему:
    Почему прилетают птицы?
    (Стало теплее, появляется корм.)
    У. Почему просыпаются звери?
    (Стало теплее, можно найти еду.)
    У. Почему распускается первый весенний цветок-подснежник?

    (Стало теплее.)
    У. Значит, какое изменение в природе весной самое главное?
    ( Потепление.)
    У. Сделайте вывод: кто из друзей Винни-Пуха прав?
    (ослик.)

    Слайд «Грач».
    У. А теперь отгадайте загадку:
    Черный,
    Проворный,
    Кричит: «Крак!»,
    Червякам враг.
    Всех прилетных птиц черней,
    Чистит землю от червей,
    Вдоль по пашням мчится вскачь,
    А зовется птица...
    Д. Грач.
    Учитель показывает
    слайд «Грач»

    -Саврасов написал удивительную картину, которая так и называется  «Грачи прилетели».


    У. Как вы думаете, почему мы заговорили об этой птице?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 81 учебника.
    - Почему же мы заговорили именно о б этой птице?

    -В народе сложено много примет об этой весенней птице, но перед уроком набежал ветер и все приметы перемешал. Давайте их восстановим. 

    Работа в группах.

    Ранний прилёт грачей – к ранней весне.

    Увидел грача – весну встречай.

    Грач на горе – весна на дворе.

    -Так какая же птица прилетает первой? Почему?

    4.Знакомство с признаками весны в природе.

    Работа с рассказом «Март-капельник».
    - Ребята, как называется рассказ?

    - Почему его так называют?

    - Капель - падение капель с тающих сосулек или снега.
    Учитель демонстрирует
    слайд «Сосульки на крыше».


    - Какое еще весеннее слово вы услышали в этом рассказе? (Проталины.)
    Что это такое? (Черные пятна на солнечных пригорках.)
    - Отчего же происходят эти явления?

    5. Физкультминутка 

     Русская народная игра "Грачи летят".

    Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

    Дети становятся в круг, грач ходит внутри круга и произносит свои слов а:

    Грачи летят, на всю Русь трубят:

    "Чу - чу- чу - мы несем весну!"

    "Гу-гу-гу - не догнать никому!"

    "Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.

    Пчелы летят, гудят, бурчат:

    "Жу-жу-жу - меду несем до сыту"

    "Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

    Поросята летят, полосаты визжат:

    "Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!

    Если кто-то из детей ошибается и машет руками, то грач говорит:

    " Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите-уму-разуму учитесь!

    Синицы летят, на всю Русь кричат:

    "Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"

    "Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.

    Комары летят, кричат, пищат:

    "Ду-ду-ду - не уйти никому!"

    "Летят! Летят!" - отвечают дети и машут рукаими.

    Медведи летят, толстопяты рычат:

    "Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"

     Кто ошибся, сидит на местах, а кто все правильно делал тот и выиграл.

    6. Знакомство с признаками весны в природе. Животные.


    -Ребята, вспомните: о какой особенности весны говорила Сова?
    (Просыпаются звери.)
    -Сейчас мы и узнаем, кто уже проснулся в лесу?

    Слайд

    Отгадайте загадку:
    Сердитый недотрога живет в глуши лесной:
    Иголок очень много, а нитки ни одной.
    Д. Ежик.
     


    -Прочитайте рассказ на с. 85 учебника.


    - Как ежик приводил себя в порядок после зимнего сна?
    -Ребята, в лесу я встретила его обитателей и пригласила к нам на урок. Посмотрите сценку и догадайтесь, о ком идет речь.

    Слайд«Лосенок в лесу».
    Дети показывают сценку по рассказу Н. Сладкова:
    Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня ноги большие да длинные!
    Лосиха. Длинные, сынок, большие.
    Лосенок. Посмотри, мама, какие у меня уши широкие да большие!
    Лосиха. Широкие, сынок, большие.
    Лосенок. А отчего, мама, у меня такие ноги и уши большие?
    Лосиха. А оттого, сынок, что ты у меня еще совсем маленький.
    У. Кто же появился на лесной поляне?
    Д. Лосенок и его мама.


    У. Наши лесные новости продолжаются. Найдите на с. 84 тексты о животных.  1й вариант читают  рассказ о зайчиках, 2й вариант читают 4-й рассказ о лисичках.. Узнайте лесные новости, а потом поделитесь со своими друзьями самыми интересными.
    Учитель демонстрирует
    слайд «Зайчата в лесу».
    - Когда появляются зайчата?
    ( Когда в лесу еще лежит снег.)
    Демонстрация
    слайда «Лисята в норе».
    У. Что вас удивило в рассказе о лисичке? (Она оставляет малышей одних, когда уходит за добычей.)
    - Что же происходит с животными? (просыпаются, рождаются детеныши)

    7. Народные весенние праздники.

    -Какое сегодня число?

    Слайды

    22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в полные права.

    Еще на кануне женщины пекут сорок “жаворонков”. С  «жаворонками»  бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах сараев, на стогах и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

          Деревня в этот день была полна  песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. В этот день выпускали птиц на волю.

    Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной. Давайте и мы сделаем жаворонков.

    Слайд.

    Во время работы слушают Песенку – веснянку.

    Шарик теста раскатать в длинную колбаску. (фото 1)
    Колбаску завязать узлом. (фото 2)
    У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз-изюминку. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте.

    Жаворонков мы высушим, а на изобразительном искусстве мы их раскрасим.

    8.Рефлексия

    -Еще одно чудо. О нем загадка.

    Слайд Подснежник

    Давным-давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие.

    Давайте и мы поиграем в «Сочинялки»:

    Пригрело солнышко. На лесной полянке вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел…

    Что он мог увидеть?

    (Продолжают рассказ 2-3 учащихся.)

    Оглянулся и увидел потемневший снег, яркое солнце прямо над его головкой.

    Оглянулся и услышал веселое щебетание птиц, увидел множество нежных цветочков, так похожих на него.


    9. Итог урока

    - Что же принесла с собой весна? (капель, солнце, оживление природы, радость людей от всего происходящего).

    - А вам, ребята, весна принесла небольшой подарок, фильм, в котором мы увидим  все весенние изменения в природе и услышим замечательную музыку Вивальди.

    -Что понравилось?

    -Что запомнили?

    Я предлагаю сделать весеннюю полянку с подснежниками. Если урок очень понравился, работал в полную силу - прикрепить голубой лепесток,  если работал не в полную силу – желтый лепесток.

    Посмотрите, какая красивая поляна получилась!

    - Дома попробуйте изобразить на листочках то, на что вас вдохновил сегодняшний урок. Получим книжку-малышку. «Весна»



    Подписи к слайдам:

    Март. Лесные новости.
    Что же происходит в природе с наступлением весны?
    Распускается первый весенний цветок - подснежник.
    Стало теплее.
    Просыпаются звери от зимней спячки.
    Самое главное – прилетают перелётные птицы.
    Чёрный,Проворный,Кричит: «Крак!»,Червякам враг.Всех прилётных птиц черней,Чистит землю от червей,Вдоль по пашне мчится вскачь,А зовётся птица …..
    «Грачи прилетели» А. К. Саврасов
    М а р т
    Первый весенний месяц. Этот месяц называют в народе капельником, а дни со звонкими капелями –солнечниками.
    Сердитый недотрога живёт в глуши лесной:Иголок очень много, а ниток ни одной.Ёжик.
    Лисица и лисята.
    22 мартакалендарь народных праздников«Жаворонки»«Сороки»
    Жаворонки.
    22 марта«Жаворонки»«Сороки»
    От полуденных лучейПобежал лесной ручей,И подснежник маленькийВырос на проталинке.
    Домашнее задание.
    Подобрать и изобразить на альбомном листочке материал о ранней весне (каком-либо явлении, животном, растении)для изготовления коллективной книжки-малышки.
    К о н е ц
    автор: Маковей Н.В.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

    Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

    Презентация и конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности". Программа "Школа России".

    Урок разработан согласно принципам и требованиям развивающего обучения с применением ИКТ и направлен на расширение и обогащение знаний учащихся об окружающем мире. На уроке дети знакомятся с лесными о...

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа». Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».

    Чтобы более подробно познакомиться с жизнью животных зимой я предлагаю вам пролистать  устный видеожурнал «Жизнь лесных зверей зимой», который помогли подготовить ваши одноклассники. В своем виде...

    Конспект урока по окружающему миру "Лесная аптека"

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру...

    План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

    План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса»....

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Лесные опасности»

    Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Лесные опасности»...

    Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс

    Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А....