Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Савушкина Елена Александровна

Конспект урока по окружающему миру УМК «Планета Знаний» Тема: «Растительность лесной зоны » Класс: 2 класс Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Планета Знаний»

Тема: «Растительность лесной зоны»

Класс: 2 класс

Провела: учитель начальных классов Савушкина Е.А.

Цель урока:

- уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленности их к совместной жизни.

Задачи:

  • углубление теоретических знаний и расширение представлений обучающихся о лесе;
  • содействие развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности;
  • воспитание экологической ответственности, любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;.

Оборудование: презентация, плакаты, тесты, картинки растений (ярусы), учебник, экологические правила, деревья( рефлексия) .

Основные понятия:

  • природное сообщество;
  •  лес;
  •  растения леса;
  • ​ ярусы;
  • подрост.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.​

Ход урока:

I .Организация начала урока:

слайд №1

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

И зовет нас , в загадочный мир,

Таинственный мир природы!

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одно природное сообщество , а какое узнаете чуть позже.

II .Повторение раннее изученного материала:

А) Начнем урок с « Календарной минутки» (дежурные отмечают на календаре погоды : дату, облачность, температуру воздуха, осадки, направление ветра)

Б) Повторение темы «Луг- природное сообщество»

-Перед тем как познакомиться с новым природным сообществом, мы должны убедиться, что особенности предыдущего сообщества мы знаем хорошо?

- С каким природным сообществом мы познакомились на предыдущих уроках? ( луг)

- А , что мы называем природным сообществом?

слайд №2

(Это группа связанных между собой организмов ,которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду).

- И так, проверим ваши знания, выполнив тест по вариантам:

1 вариант:

1) Выбери природные условия луга:

А)хорошо освещается солнцем, много света и тепла. Обдувают сильные ветра.

Б) Много тенистых мест, заболоченность местности.

2) Какое растение нельзя увидеть на лугу:

А) тимофеевка

Б) лютик

В) клён

Г) клевер

3) Какое животное нельзя увидеть на лугу:

А) мышь

Б) перепел

В) трясогузка

Г) волк

4) Какая окраска у божьей коровки:

А) Покровительственная

Б) Предупреждающая

В) Подражающая

Г) Отпугивающая.

Б) удобно рыть норы 

В) там нет врагов

6) Что будет с почвой, если сухую траву сжигать?

А) будет менее плодородной

Б) ничего не произойдет

В) на ней не будут расти травы

2 вариант:

Б) кустарники 

В) травы

2.Какое из перечисленных растений нельзя увидеть на лугу?

А) тысячелистник

Б) березу

В) клевер

3. Почему крупные животные не живут на лугу?

А) для них здесь нет пищи

Б) им негде прятаться

В) им мешают насекомые

4. Какая окраска у кузнечиков:

А) Покровительственная

Б) Предупреждающая

В) Подражающая

Г) Отпугивающая

5.К лекарственным растениям относятся:

А) рожь, мышиный горошек, рогоз

Б) вьюнок, мятлик, колокольчик

В) подорожник, ромашка, пижма

6.Эта птичка потряхивает хвостиком:

А) коростель;

Б) трясогузка

В) перепел

В)ВЗАИМОПРОВЕРКА ( слайд № 3 ):

1 вариант

1(А)

2(В)

3(Г)

4(Б)

5(А)

  • 2 вариант

  • 1(в)

  • 2(Б)

  • 3(Б)

  • 4(А)

  • 5(В)

  • 6(Б)

- А теперь обменяйтесь тестами в парах , оцените тесты друг друга. Безошибочно – 5 , одна- две ошибки 4, 3 ошибки – 3, 4 ошибки -2. 

- Кто получил 5-ки поднимите руки, 4-ки, 3-ки. На перемене с дневниками подойдете и я выставлю оценки в дневник и журнал .

III .ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

-А теперь, ребята, переходим к изучению новой темы.

А)Разгадайте, о чем говорится здесь:

Слайд № 4

1.__(лес)_____

2. Зеленый , красивый.

3.Шумит, защищает, радует.

4.«Легкие нашей планеты»

5.Природа

-Это лес.

-А что такое лес? Как вы понимаете ребята?

--Природное сообщество, территория, покрытая деревьями, кустарниками, травами, дом для животных.

--Сегодня мы с вами рассмотрим только первую составляющую леса – растения.

ТЕМА: КАКИЕ РАСТЕНИЯ РАСТУТ В ЛЕСУ?

ЦЕЛЬ: уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленность их к совместной жизни.

План урока:

1.Рассмотреть условия жизни в лесу . ( учебник, жизненный опыт, )

2.Определить особенности растений леса . презентация)

1)Хвойного леса

Соснового Елового

2) Лиственного леса

3) Смешанного леса

3.Как растения приспособлены к совместной жизни? (Сказка « Путешествие по лесу с солнечным лучиком»)

4.Выводы по уроку.

СЛАЙД- №5 Звучит запись «Голоса птиц».

Введение в тему урока : - Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную

зелёную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!...

Леса занимают более половины всей территории России. Московская область является частью нашей большой страны. По данным правительства Московской области леса занимают почти половину (более 44%) территории Подмосковья .

Ребята составили «живую анкету» леса. Давайте их послушаем.

1 ученик. Лес – лёгкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.

2 ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км.

4 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33.000 гектара леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.

СЛАЙД- №6

- Послушайте, как пишет Сергей Васильевич Погореловский о лесе в своем стихотворении.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)

    - А раз мы свои лесу , мы можем отправляться в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно. ( выходят ученики с экологическими правилами в руках и читают стихотворение поочереди):

СЛАЙД- №7 «Правила поведения в лесу»

1 уч.

Если в лес пришел гулять,                                                                                                                                               Свежим воздухом дышать,

2 уч. Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.


3 уч. Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить. 

 4 уч. Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

-Ребята ,не оставляйте мусор в лесу! Вот , что с ним происходит…( слайды презентации)

СЛАЙДЫ - № 8,9,10,11,12,13

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

-   Давайте еще раз обратимся к стихотворению  Сергей Васильевича Погореловского.

- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? 

--Что значит «дремучий»? 

-«Дремучий» -это значит «темный, страшный, как в сказке». 

-Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.

-   Хорошие высказывания.

--Мы действительно должны найти ответ на вопрос: « Почему одни леса темные, густые, непроходимые , а другие редкие и светлые?

--Это зависит от вида деревьев, которые растут в этом лесу.

СЛАЙД -14

- Лес называют «царством деревьев»… но лес не может жить без кустарников, трав, мхов, ягод , грибов…..А определяющими в лесу все-таки являются деревья.

Физминутка:

--Давайте отдохнем и поиграем в Игру « Дерево, кустарник ,травушка».

--Я увижу , как вы хорошо знаете некоторые виды деревьев, кустарников и трав.

--Если я называю дерево, вы стоите, подняв руки. Куст- руки на пояс. Трава- присесть.

--Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, душица, орешник, медуница, подснежник, ель.

СЛАЙД –15

- Разнообразие лесов объясняется факторами окружающей среды. На формирование леса оказывает влияние свет, температура, влага , состав почвы.

Б) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ с. 65 -67

- Вот сейчас и рассмотрим в учебнике каковы особенности разных видов лесов.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

-От чего зависит названия леса?( от того какие деревья в нем растут)

- Ребята ,а как вы думаете ,как будет называться лес ,в котором преобладают хвойные деревья (Хвойный лес)

- Какие это деревья ? ( сосна и ель).

- Прочтите в учебнике с.65-66

1) Что вы знаете о сосновых лесах? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 65 в статье « Какие растения растут в лесу?»

СЛАЙД –16

Отвечать будете по плану.

-Каковы особенности сосновых лесов исходя из предложенных факторов природы?

  1. Свет (светло)
  2. Температура(тепло)
  3. Влага (сухо)
  4. Состав почвы( песчаные ,бедные перегноем)

5.Особенности растений леса ( засухоустойчивые: очиток, кошачьи лапки, вереск, неприхотливые организмы – лишайники)

2) Что вы знаете о еловых лесах. Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 66 в статье « Какие растения растут в лесу?»

СЛАЙД –17

-Каковы особенности еловых лесов исходя из предложенных факторов природы?

  1. Свет ( мало света)
  2. Температура( прохладно)
  3. Влага ( влажно)
  4. Состав почвы( влажные глинистые почвы)

5.Особенности растений леса ( теневыносливые травянистые растения : кислица, майник, седьмичник , вороний глаз )

3) Что вы знаете о лиственных лесах Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 66-67 в статье « Какие растения растут в лесу?»

СЛАЙД –18,19,20,21,22,23.

-Каковы особенности лиственных лесов исходя из предложенных факторов природы?

  1. Свет ( светло)
  2. Температура( прохладно)
  3. Влага ( влажно)
  4. Состав почвы( почва содержит много минеральных солей)

5.Особенности растений леса (светолюбивые деревья: дуб,береза,ясень,липа,осина,рябина,клен, черемуха. Под кронами этих деревьев много кустарников: лещина, бересклет,крушина, жимолость,калина.Травянистые растения: сныть, рано весной медуница, ветреница, хохлатка, гусиный лук.)

4) Что вы знаете О смешанных лесах стр. 67

-А какие растения растут в смешанном лесу?

- В смешанном лесу растут растения и хвойного, и лиственного леса.

Вывод: слайд-24

- С видами каких лесов мы познакомились?

5) Как растения приспособлены к совместной жизни?

- А как же в лесу вместе уживаются, приспосабливаются все растения ( деревья , кустарники, кустарнички и травянистые растения)?

- Сейчас мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком?

(На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений.)

- Послушайте сказку. (Фоном звучит запись звуков леса.)

Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

- Ах, какое сегодня чудесное утро!

Посмотрел вниз и увидел лес.

- А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.

В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

- Интересно, - подумал Солнечный Лучик.

- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

- Почему же в лесу есть такие ступени?

Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.

- Я отвечу на твой вопрос.

И вот о чем поведал Ворон.

В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

Так все растения в лесу образуют ярусы. Ярус (по словарю Ожегова )- ряд горизонтально расположенных предметов. Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу  своё место.

Вопросы:

Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.

- Ребята , а еще в лесу есть молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост. Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

IV . Закрепление пройденного материала:

1.Фронтальный опрос.

- Сколько ярусов вы насчитали? (Четыре)

- Какие растения составляют 1 ярус (самый нижний)? (Лишайники, мхи)

- Какие растения составляют 2 ярус? (Травы и кустарнички)

- Какие растения составляют 3 ярус? (Кустарники: жимолость, бересклет, орешник , калина)

- Какие растения составляют 4 ярус? (Дуб, береза, осина, ель, сосна)

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

А закрепить и проверить наши знания по теме нам поможет

2.Игра «Крестики –нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставьте крестик, а если нет, то – нолик. Выполняем на обратной стороне теста .

  1. Самый верхний ярус в лесу образован деревьями?
  2. Всего в лесу 3 яруса?
  3. Лес – это природное сообщество,т.к. в нем все живые организмы живут сообща?
  4. Самый нижний ярус в лесу составляют мхи, лишайники, грибы?
  5. В сосновых лесах влажно и прохладно?

-Проверьте себя: Х0ХХ0

-Оцените свою работу : каждый правильный ответ 1 балл.

V . Подведение итогов урока.

А)Рефлексия

-Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы. Перед вами дерево без листьев. Если вам понравился урок, все было понятно и легко– нарисуйте зеленый листок. Если понравился урок, но не все было понятно и интересно – желтый листок. Если на уроке испытывал трудности, не все было понятно – коричневый листок.

Б)Домашнее задание с.64-68 прочитать, выполнить работу в тетради с.27, подготовить сообщения о растения леса.

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов 3 класс (УМК «Планета знаний»).

Урок формирует умение находить информацию в разных источниках, совершенствует коммуникативные способности учащихся через работу в группах, умение устанавливать взаимосвязи человека с природой, воспиты...

Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.

Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК " Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК  " Планета знаний"...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Зима» УМК "Планета Знаний" 1 класс

Урок составлен по программе УМК "Планета Знаний" в соответствии с ФГОС....

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

Презентация и конспект урока по окружающему миру "Голубая планета земля". 2 класс ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...