Главные вкладки

    Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема "Наша Родина - Россия"
    план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Надежда Ивановна Шмидт

    УМК "Перспективная начальная школа". Авторы: Федотова О.Н., Г.В. Трафимова, С.А., Трафимов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Форма урока: комбинированный.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Дата проведения:

    Тема урока

    Наша родина - Россия

    Цели урока

    Формировать  у учащихся представление о том, чем является   для человека  Родина.

    Планируемые результаты  данного урока

    Основное содержание темы, термины и понятия


    Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн.

    Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

    Будут знать: и правильно употреблять термины и понятия по теме.


    На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на глобусе.

    Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

    Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве,  о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

    Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.

    Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

    Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

    Организация урока

    Межпредметные связи:

    Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка. Технология (формирование представления о неразрывной связи человека и страны, в которой он живёт; практическое использование правил жизни в многонациональной стране).

    Формы работы на уроке:

    Фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Ресурсы

    Окружающий мир 1 класс, авторы:  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.

    Физическая карта России.

    Экран,   мультимедиа,  ноутбук, презентация «Наша родина – Россия».

    Звукозапись песни «С чего начинается Родина». Звукозапись Государственного гимна России. Текст пословицы  «На  родной стороне весна красна». Цветы  для     самооценки.

    ХОД УРОКА

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный  момент.

    Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Ваши ушки на макушке,
    Глазки широко раскрыты.
    Слушайте, запоминайте,
    Ни минуты не теряйте!


    Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    Целеполагание  и мотивация.

    Ребята, у Кати и Вани произошел спор. Давайте послушаем, о чем они спорят?















    Действительно, ребята, что такое родная сторона?  

    Диалог 2 учеников:

    Мальчик:  Я сегодня услышал пословицу «На родной стороне весна красна». И никак не пойму, о чём в ней говорится?

    Девочка: Как  о чём? О родной стороне.

    Мальчик:  А что такое родная сторона?

    Девочка: А давай  спросим у Надежды Ивановны.

    Мальчик: Надежда Ивановна, что такое  родная сторона?  


    Постановка учебной задачи

    Чтобы ответить на вопрос ученика мы должны разгадать ребус.



    Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».


    Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

    Родная сторона  по - другому   называется  Родина.






    Ответы учащихся

    Актуализация знаний.

    Подумайте, ребята, и постарайтесь  ответить на вопрос: Что такое Родина?


    Давайте подведём итог: Что же такое Родина?

           




























    А  с чего  начинается Родина?

    На этот  вопрос, ребята,  я хочу ответить песней. Давайте послушаем её

    Звучит песня  « С чего начинается Родина?» Авторы: В. Баснер,  М.Матусовский.


    И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?











     Ответы учащихся.




    Ученики читают по цепочки:

    • Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
    • Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. 
    • Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. 
    • Родина – это наша край, город, село. 
    • Родина – это место,  где живут близкие и дорогие   нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 
    • Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. 


    Ответы учеников.










    Ученики читают по цепочки:

    • Родина  начинается с семьи.
    • Родина  начинается с родного дома.
    • Родина  начинается с  родного села  или города.

    «Открытие» нового знания детьми.

    Сегодня  мы с вами, ребята, поговорим   о нашей Родине.  Имя  нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: 


    Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?


    Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.

    Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.


    - Какие же другие имена есть у нашей страны?


    Маша и Миша приглашают вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (слайд)

    - Откроем учебники на странице 64-65. Посмотрите на карту, как велика наша страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.


    - Что вы еще можете увидеть с борта вертолета

     

    (Учитель  показывает по карте  границу России, столицу России – Москву.)



    На глобусе наша страна находится на материке Евразия.

    Россия – самая  большая страна в мире. В учебнике      граница нашей Родины показана  красным цветом.

     

    А посмотрите, как наша страна выглядит на карте. (слайд)


    Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

    - А сейчас послушаем стихотворение «Наш дом», которое подготовила Захарова Яна.





    Россия.







































    Отечество, Родина, Матушка






















    Реки, растут хвойные и лиственные деревья, а вдали видны горы.































    На карте мира не найдешь

    Тот дом, в котором ты живешь,

    И даже улицы родной

    Мы не найдем на карте той.

    Но мы всегда на ней найдем

    Свою страну – наш общий дом.

    Первичное закрепление.

    Сейчас, ребята, работаем  в парах.  Сначала сосед по парте  показывает границу нашей Родины, другой проверяет. Потом поменяемся ролями.  

    Работа в парах.

    Физкультминутка.

    По дорожке, по дорожке…

    «Открытие» нового знания детьми

    Страна наша очень большая – поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, башкиры, чуваши, украинцы, белорусы, немцы и многие другие… всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы. Посмотрите на детей в народных костюмах (слайд).

    Включение в систему знаний и повторения.

    Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Какие символы страны вам известны? Чтобы ответить на этот вопрос – подумайте и скажите что такое символы? (слайд)


    Догадайтесь о каких символах страны идет речь: (слайд)

    1)Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов

    Рябова Л.











































    2)Эмблема государства, города, сословия, рода изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документов


    Бредихина С.
















    Слепцова К.

















     (3-4 слайды: флаг и герб России)


    3) Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства


    Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Автор самой торжественной мелодии – композитор Александр Александров, а автор текста – Сергей Михалков. Сергей Михалков написал для вас рассказы, стихи. Посмотрите… кто заинтересовался, может взять книги в нашей библиотеке и почитать.

    (слайд выставка книг С.Михалкова)


    Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России?


    Сейчас  я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так,  как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут  себя при поднятии Государственного флага.  


    Кто знает, как называется столица нашей Родины?

    Да, столица нашей родины – Москва. О ней будем говорить на отдельном уроке. (слайд)

    Герб, Флаг, Гимн




    “Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный.

     С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равных по величине горизонтальных полос:  белой, синей и красной ”.

    Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.

    Синий – мирное небо,  верность, веру. В историческом смысле – распространение госуд. власти на морские просторы.

    Красный – символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге.

    Как красивы эти цвета в природе:

    Синий – небо над головой, вода в озёрах, реках, морях, океанах;

    Красный – цветущие растения, поспевшие плоды, красивые насекомые;

    Белый – цвет чистого-пречистого снега.



    Каждое государство имеет свой герб.   Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян

    Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.





    Гимн
























    Стоя


















    Москва

    Первичное закрепление.

    Я предлагаю проверить себя – для этого вы должны ответит на вопросы. (слайд)

    4)Найдите среди предложенных флагов – флаг России (слайд)

    5) Найдите среди предложенных гербов – герб России (слайд)


    А теперь, посмотрите у вас на столах лежат шаблоны. Среди шаблонов вы должны выбрать флаг России и раскрасить его. (слайд)


    Работа с пословицами. (резерв)

    Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете. (слайд)

    - Нет в мире  краше Родины нашей.

    - Всякому мила своя сторона

    -Везде хорошо, но милее Родины нет.

    - На чужой стороне и весна не красна.


    Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране?

    Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».







    Самостоятельная практическая работа

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Самооценка  учащихся.





    И так, ребята, наш урок подходит к концу.

    О чём мы сегодня говорили на уроке?



    Что нового вы узнали  о нашей Родине?


    Ну что, Катерина, ты теперь поняла  смысл  пословицы  «На  родной стороне весна красна»?







    Ребята, а как вы понимаете её смысл?

    (Там, где ты родился, где твоя родина, лучше всего.)



    А сейчас давайте послушаем стихотворение

    В. Степанова «Необъятная страна!»











    Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.


    А  сейчас, ребята,  у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны  оценить  свою работу на уроке.  


    На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.



    Ответы детей.







    Катя: Да, сейчас я знаю, что  эта  пословица о Родине.  Родина - это самое дорогое у человека. Каждый человек должен любить  и охранять свою Родину.



    Ответы учащихся.






    Мальчик:

    Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На Россию нам смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…

    Девочка:

    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймём тогда, какая,
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна.

















    Дети  красят  цветы.

    Зелёный цвет - справился сам,

    желтый – было трудно, но я справился, красный - прошу помощи.

       

    Используемые источники:

    1. Федотова О.Н., Г.В. Трафимова, С.А., Трафимов Окружающий мир. 1 класс : учебник для общеобразовательных  учреждений. В 1 ч. – М.: Просвещение, 2011. (Перспектива)
    2. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова. Ч2/авт.-сост.Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011 – 235 с.
    3. Алиева Г.Х. http://metodisty.ru/m/files/view/alieva_g-h-_rossiya_-_nasha_rodina-_multimediinyi_urok_ok.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наше питание"

    Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, напр...

    Конспект урока по окружающему миру. 3 класс Тема "Наши органы чувст"

    Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. тема "Наши органы чувств". УМК "Перспектива". Данная разработка заняла первое место в областном конкурсе методических разработок  уроков "Идеи ФГОС в ...

    Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс тема " Наша безопасность"

    Способствовать формированию представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей, ознакомления детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице; создать усл...

    План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»

    Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...

    Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"

    Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....