Проект "Зима - покой природы"
проект по окружающему миру (1 класс) по теме

Лысак Нина Николаевна

Проект предназначен для изучения темы "Зимние изменения в природе" на уроках окружающего мира по УМК "Школа 2100" в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_pokoy_prirody.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Зима – покой природы.

Цели и задачи: 

  •  Уточнить и углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе.
  • Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
  • Развивать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным.
  • Развитие эстетического вкуса, творческие способности учащихся.  Учить видеть красоту зимней природы.
  • Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач.
  • Развитие  самостоятельности, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи. Учить работать в группе.

План проведения проекта

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов.

3. Деление детей на группы. Объяснение задания.

4. Наблюдения, сбор, подготовка материала.

5. Выступления участников и просмотр подготовленного материала.

6.  Итог проекта. Рефлексия.

Оборудование:

  • Заготовка панно «Зима – покой природы».
  • Снежинки, вырезанные из бумаги.
  • «Зимние» раскраски.
  • Мультимедийный проектор, экран.

Краткая аннотация проекта

Проект предназначен для изучения темы «Зимние изменения в природе» (окружающий мир 1 класс).

В ходе самостоятельных исследований (анализа литературы, материалов Интернета, своих наблюдений) учащиеся отвечают на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.
Ученики приобретают представления о причинах зимних изменений в природе, об объектах живой и неживой природы в зимних условиях, учатся давать ответы на вопросы: «Какие зимние явления вы знаете? Как меняется жизнь животных зимой? Как меняется жизнь растений зимой?».
Знать наиболее характерные явления живой и неживой природы, присущие зиме.
Вести простые наблюдения, проводить сравнение объектов живой и неживой природы и сезонные изменения, происходящие в их жизни.
Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами в и вести диалоги.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  1. Показ презентации о зимней природе.
  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проведём увлекательное путешествие в настоящую зимнюю сказку. Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Всё у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несёт зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Несколько уроков подряд мы с вами работали над проектом «Зима – покой природы». Вы работали в группах, каждая над своим заданием. И сегодня мы должны с вами ответить на вопрос: «Почему так говорят: «Зима – покой природы»?

А свои ответы мы отразим на нашем коллективном панно.

  1. Ответы детей по группам.
  1. Изменения зимой в неживой природе.
  • Какие изменения происходят в природе? Назовите главные признаки зимы.

  Ответ 1.  Зима — самое холодное время года. Солнце зимой  занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы.  Земля покрывается снежным покровом.

  • Какие явления в природе мы наблюдаем чаще всего зимой?

Ответ 2. В это время года мы наблюдаем  туман,  снегопад, лёд,  иней,  гололёд,  изморозь,  вьюгу. А бывает и оттепель, дождь со снегом.

  • Как называются зимние месяцы? Что вы о них знаете?

Ответ 3. Декабрь - «ветрозим», месяц долгих ночей, морозных узоров. Декабрь год кончает, зиму начинает.. Всё ниже ходит солнце, всё короче и темнее дни. Небо днём серое, тусклое. Облака стелются над землей низко.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Ответ 4. “ Месяц январь – зимы государь” - так народ говорит. В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие.

Январь – самый холодный месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью – луна. (Слайд 19)

В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос

А когда набегут тучи и повалит снег, становится теплее. Все наоборот. При солнышке холодно, при тучах – тепло.

Ответ 5. Февраль - это последний месяц зимы. В народе называют его “снеговеем”, потому что в феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе. Оттого снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. А также хорошо в такую погоду играть в снежки.

Ответ 6. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Если ветер не сильный, он не может высоко поднять – не выше колена. Кажется кто-то белый бежит по земле, петляет. Это позёмка.

А поднимется ветер посильнее, закрутит снег выше головы. Это начинается Вьюга  У нее много имен .  Вьюга, Метель, Пурга, Снежная Буря. Такой уж месяц февраль. Про него говорят: “Вьюги и метели на февраль налетели”.

Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей».

Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Февраль силен метелью, а март капелью.

Почему зимой выпадают осадки  в виде снега?

  • Что произошло с почвой зимой?
  • Какие изменения произошли с водоёмами?
  • Почему зимой выпадают осадки  в виде снега?

Ответ 7. Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки. Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

ФИЗМИНУТКА. А сейчас свершится маленькое чудо. М ы превратимся в маленькие пушистые снежинки… и немного потанцуем. Работая над проектом, мы научились вырезать снежинки.

Мальчики, украсьте своими снежинками наше панно, а девочки, подарите гостям.

  1. Изменения зимой в живой природе.
  • Какие  изменения происходят  в жизни растений и животных в зимнее время года?
  • Что вы можете рассказать о деревьях зимой?

Ответ 1.  Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

  • Как можно определить дерево зимой?

Ответ 2.Дерево зимой можно определить по стволу, семенам и плодам.

  • Какие деревья не сбрасывают листья?

Вывод.     Зима -  период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

  • Как зимуют звери, птицы, насекомые, рыбы?

Ответ 3. Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные,  начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

 Большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Для выживания  удобнее пережить сложные времена на других стадиях развития: яйца, куколки или личинки.

Ответ 4. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озера. В глубокой тине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом.  Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят  мягкую ямку и спят в ней. Веселый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно реки  деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

  • - Многие птицы осенью улетели в тёплые края. Почему? Чего птицы больше боятся: холода или голода?

Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегири, свиристели)

  • Очень рады зиме и клесты. Почему?

Ответ 5. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

  • Как мы им можем помочь?
  • Как зимуют звери?

Ответ 6. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи ещё летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдёт по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.

Ответ 7. Зайцы зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.)

Ответ 8. Рыскают в поисках пищи волки и лисы. Зимой из-за недостатка пищи  становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки и лисы хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.

  • Звери, которым трудно найти пищу зимой, перестают питаться и впадают в спячку. Расскажите о них.

Ответ 9.   Всю зиму мирно спят в своих домиках медведь, ёж, барсук.

Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живёт в это время за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом и осенью.

 В феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком. В феврале у медведицы появляются медвежата.

  1. Изменения в жизни людей зимой.
  • Как меняется образ жизни людей зимой?
  • Как нужно питаться в зимнее время?
  • Почему люди болеют часто, а другие редко?
  • Какие меры безопасности необходимо соблюдать зимой?
  • Расскажите, как люди готовятся к наступлению холодов?

             III . Выводы.

Итак, мы провели исследование, почему же так говорят: «Зима – покой природы»?

        IV.Рефлексия.

Покажите мне своё настроение (смайлики).

- А у меня сегодня вот такое настроение (смайлик), потому что мне понравилась ваша работа, ваши ответы на уроке. А зима вам тоже приготовила в подарок зимние раскраски, которые расскажут вам о зимних забавах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Зима- покой природы. Решение задач.

Интегрированный урок в 1-ом классе:окружающий мир, математика, технология....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».

Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...