Урок по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Русакова Анна Фёдоровна

Урок по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век" Н.Ф.Виноградова

Тема урока "Почвы России"

Цель: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для

           растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя;

           развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать

           умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать

           бережное отношение к национальному богатству -  почве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Почвы России».

                                                                              Подготовила учитель начальных классов

                                                                              Анна Федоровна Русакова

Цель: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для

           растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя;

           развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать

           умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать

           бережное отношение к национальному богатству -  почве.

Ход урока:

  1.   Вступительное слово учителя.

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, ведь вы многое хотите знать!

Доброе утро, ребята!

Сегодня у вас необычный урок. Во-первых, проведу его я, Анна Фёдоровна. Во-вторых, на уроке много гостей. И, в-третьих, я привезла вам привет от ребят моего класса.

Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а исследователями. Как выдумаете, чем занимаются исследователи? Хотите выступить в роли исследователей? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.

В нашу лабораторию пришла посылка.

 (слайд 1).

- Вам интересно узнать, что в ней находится? Тогда открываем.

 (слайд 2).

Поступила просьба изучить данный материал. Как вы считаете, что это?

Есть на Земле чудесная кладовая.

Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать вёдер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.

Сказка это или не сказка?

Это не сказка.

Чудесная кладовая есть на самом деле, и называется она...

Правильно, Земля.

У слова Земля несколько значений. Одно из них - «почва».
Что же будет объектом нашего изучения? (правильно, почва)

(слайд)

II.          Объяснение нового материала.

Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план работы.

- Согласны?

- С чего начнём?

- Что бы вы хотели узнать о почве?

(Выслушав вас,  мы запишем следующий план)

План работы:

  1. Что такое почва
  2. Свойство почвы
  3. Состав почвы
  4. Охрана почв

Приступим к работе, следуя составленному плану, и отчёт запишем в таблицу.

- Что же такое почва? (ответы детей)

- Для полного определения почвы, обратимся к толковому словарю (дети делают запись в таблицу)

Переходим к выполнению следующего пункта плана.

- Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Найдём значение этого слова в толковом словаре. (записать в таблицу)

- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, а результат запишите в таблицу.

           Опыт 1

Через лупу рассмотрим почву.

- Какие частицы вы увидели?

( песок, глину, остатки листьев, корешки, частицы насекомых).

- Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?

 (Это перегной.  Результат запишем в таблицу)

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

          Опыт 2

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

-Что вы видите?

-Какой вывод можно сделать?

Запишите состав почвы в таблицу.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

           Опыт 3

Нагревание почвы.

-Что наблюдаем?

Сделайте вывод.

Прокаленную почву высыпаем в стакан с водой и размешиваем.

- Что  наблюдаем? ( Видим песок и глину).

Профильтруем воду, в которой находится почва. Несколько капель поместим в пробирку и нагреем.  Что наблюдается?  ( Белый налёт)

Это соли. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве.

 ( запишем результат в таблицу)

Итак, ребята, скажите мне, мы исследовали «что»?

(слайд)

Посмотрим еще раз рисунок почвы.

А теперь составим схему «состав почвы»

 ( слайд)

  1.    Физ. пауза

Вы работаете  в группе. А чтобы группа была еще сплочённее, давайте выполним упражнение. Встаем вкруг, беремся за руки. Почувствуйте, что мы один большой, живой организм. Почувствуйте себя единым целым. Теперь мы будем шагать.

На счет 1, делаем шаг внутрь круга, на счет 2 – из круга. Давайте попробуем. Теперь на счет 1,2 – в круг два шага, 3,4 – из круга. Получается! Теперь садимся на свои места и продолжаем работать ещё более сплоченной командой.

Итак, продолжаем работу.

- Ребята, как вы думаете, все ли почвы одинаковые?

- чем они различаются?

( слайд)

Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах - почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.

( презентация «виды почв»)

После просмотра работа в таблице.

Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20  см, за 5-6 тысяч лет.

-  О чем это говорит?

Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение.

IV.        Самостоятельная работа.

-Что необходимо делать, об этом вы узнаете, собрав пазл.

- Кто желает выйти к доске?

А теперь по собранной картине, скажите мне:

-  Что должен делать человек по охране почвы.

 Молодцы! Запишем результат в таблицу.

1. снегозадержание

2. ядохимикаты   

3. сажать лесные полосы  

V.         Рефлексия

 

Ребята, наша работа в научной лаборатории подошла к концу.

Подведем итоги. Продолжите фразы.

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…      

Оцените, пожалуйста, свою работу: если вы работали дружно и сплоченно - положите свои правые ладошки в центр стола, а если пока не получилось работать дружно - положите левые ладошки.

- Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке?...

Вы получаете сегодня наивысшие оценки.

И закончить урок, мне хотелось бы стихотворением Ладонщикова «Родная земля»:

Холмы, перелески

Луга и поля-

Родная, зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

  К развилке дорог.

Смелая, вечно румяная,

В яшмовых туфлях ручья,

Всё это – просто земля моя,

Наша с тобою земля!!!                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах.  4 класс  тема:  "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств"...

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Урок по окружающему миру по программе "Школа 2100" 2 класс. Тема:"Материки и океаны"

Тема: Материки и океаны.Цель: работа  над формированием понятий «материк»,  «океан» и «части света».Задачи: Образовательные: познакомить с понятиями “часть света”, “материк”, “океа...

Конспект урока по окружающему миру - детские игры. школа здоровья, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему ДЕТСКИЕ ИГРЫ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ для 3 класса...

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе ( 2,4 класс)

Основная идея урока - любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд она незаметна....