Люби и знай родную природу
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Самая близкая чувствам природа, это природа тех мест, где мы родились. Надо любить и ценить ту красоту, которую дарит нам природа, особенно если это знакомые с детства любимые места природы родного края. Пожалуй, самые сильные и волнующие воспоминания с детства - это воспоминание родных мест, любимые тропинки, закоулки, то, что делает любовь к родному краю неизменной и такой незабываемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn.okr_mir_4_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Люби и знай родную природу.

4 класс

Учитель начальных классов

                                                Дралова Е.А.

Цели:

  -    повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира;

  • расширение кругозора детей, развитие любознательности;
  • воспитание уважения и бережного отношения к природе;
  • развитие речи, воображения, логического мышления, памяти, внимания.

Форма проведения: командное соревнование.

Оборудование: карточки с заданиями для команд.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. В пути нам предстоит узнать много нового и интересного о природе, о животном и растительном мире нашей страны.

1 конкурс «Разминка»

Вопросы задаются по очереди каждой команде:

  1. Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
  2. Я как песчинка мал, а землю покрываю. (снег)
  3. Почему жаба огороднику первый друг? (ест слизняков и гусениц)
  4. На следу каких хищных зверей нет отпечатков когтей и почему? (кошек, т.к.они умеют втягивать когти)
  5. Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? (иван-да-марья)
  6. Где сухого камня не найдёшь? (под водой)
  7. Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь? (ящерица)
  8. Почему весной не охотятся на пушных зверей? (они линяют)
  9. Про какое животное можно сказать, что оно вылезает «из кожи вон»? (змея)

2 конкурс «Каких зверей называют так?»

А.1. косой (заяц)

2. сохатый (лось)

3. серый (волк)

4. рыжая (лиса)

 

Б. 2. Напишите писателей, которые писали о природе (за 1 фамилию – 4 балла)

(Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Дарелл, Житков.)

3 конкурс «Составь слово»

Из полученных букв составь название животного:

– тушканчик – куропатка – антилопа

3. Как объяснить названия бабочек: капустница (ее гусеница есть листья капусты), крапивница (гусеница ест листья крапивы), лимонница (за красоту).

4. Отгадайте слова. За каждое слово – 3 балла.

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток)

2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт)

З. Верхний слой земли, на котором растут растения (Почва)

4. Одна из составных частей почвы? (Песок)

5. Водоем, вязкий топкий, который является отличным производителем торфа? (Болото)

6. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)

5 конкурс (капитанов) «Чья жалоба?»

К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. Капитаны, зачитайте письма, угадайте имя жалобщика и ответьте, обоснована жалоба или нет?

Ж а л о б а  1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

(Ответ: это сова. Находится под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые за лето способны уничтожить тонну зерна.)

Ж а л о б а   2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

(Ответ: летучая мышь.)

Ж а л о б а  3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

(Ответ: жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.)

6 конкурс «Назовите части»

1. Назовите части растения. (За последовательный правильный ответ – 5 баллов, за правильный, но не последовательный ответ – 3 балла) (Корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

2. Основные части тела человека. За правильный ответ – 3 балла. (Голова, туловище, верхние конечности, нижние конечности).

3. Назовите составные части термометра. (Шкала с цифрами, трубочка с ртутью или подкрашенным спиртом.)

4. Записать знаками пять градусов выше нуля +5; десять градусов ниже нуля –10; двадцать градусов мороза –20; тридцать пять градусов жары +35.

7 конкурс «Реши задачу»

1. Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 км в час. Сколько километров он пройдет за 5 часов? (80 км)

2.Скорость волка в случае опасности – 55 км в час. Сколько км может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа? (110 км)

3.В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются в места, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью 4 км в час. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров. (За 50 часов)

8 конкурс «Изобрази животное»

Ведущий: - Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

-   Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание. 

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

1. кошка                            3. лягушка

2. заяц                              4. медведь

9 конкурс «Верю – не верю»

Для всех команд зачитываются утверждения, с которыми команды соглашаются или нет.

  1. У кукушки кукует самец. (да)
  2. Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине. (нет)
  3. Берёза, осина, лиственница, тополь, дуб – лиственные деревья. (нет)
  4. Верно ли, что розовая чайка и белый журавль живут в тундре? (да)
  5. Верно ли, что у карликовой берёзы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки? (нет)
  6. Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы? (да)
  7. Верно ли, что грибы могут быть ростом с дерево? (да, в тундре)
  8. Верно ли, что планет в Солнечной системе 9? (нет, Плутон исключен из списка планет Солнечной системы)
  9. Верно ли, что Австралия – самый маленький континент? (да)

10 конкурс «Определите природную зону»

Каждая команда получает конверт , в котором лежит карточка с описанием природной  зоны. Ученики, по описанию должны определить природную зону.

1. До самого горизонта растилалась  холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни  кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь в дали виднелось стадо оленей , да снег скрипел под полозьями нарт.(Тундра)

2. С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы- пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями.(степь)

3. Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются  в горячем воздухе.(пустыня)

11 конкурс «Кроссворд: Звери – лесной полосы»

Вставьте названия зверей лесной полосы.

(заяц, волк, белка, бобр, куница)

12 конкурс «Лесная аптека»

Запишите рядом с названием растения болезни, от которых оно может вылечить:

Подорожник -      (мозоль, ссадины, ожоги, укусы насекомых)

Торфяной мох -    (при ранах, в том числе гнойных)

Клюква -                (простуда, грипп – много витамина С)

Мать-и-мачеха -   (отвар из сухих цветков и листьев – от кашля)

Валериана -           (нервные расстройства, бессонница)

13 конкурс «Кроссворд: Природные зоны»

А сейчас  конкурс, в нем мы определим, как хорошо вы знаете названия  природных зон, по которым сегодня путешествовали. (Каждая команда получает кроссворд)

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

(1Тундра,  2.Тайга, 3.Степь, 4.Пустыня)

14 конкурс «Наборщики»

Из букв слова «естествознание» составьте как можно больше слов.

15 конкурс «Подскажи, в кого превращались….»

А. 1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

Б. - Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                      3. Медведь... ( Балу).

2. Уточка...( Серая Шейка)              4. Черепаха.. .(Тортилла)

16 конкурс «Знакомые незнакомцы»

Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                         33-я

Задание 1 команде:   19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)

Задание 2 команде:   13     33     4     21     26      12      1         (лягушка)

Задание 3 команде:  33     27     6      18       10     24     1          (ящерица)

Задание 4 команде:  3         6           18        2             13         32        5              (верблюд)

17 конкурс «Спой песенку»

Ведущий: - Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?

-   О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют. -   А теперь представьте, что вы - животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.

- Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например " В
лесу родилась ёлочка" и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а...

1.  прокрякать                                          3. Промычать

2.  пролаять                                             4. промяукать

18 конкурс «Выбери верный ответ» 

1. Какое самое большое животное, обитающее в море?

1) Акула

2) Кит

3) Дельфин

 

2.Какая самая длинная змея в мире?

1)Удав

2)Питон

3)Анаконда

 

3.Какая самая большая обезьяна?

1)Мартышка

2)Горилла

3)Шимпанзе

 

4.Какое животное самое быстрое?

1)Лось

2)Гепард (До 100 км/ч)

3)Заяц

5.Какая нить самая тонкая?

1)Шёлковая

2)Паутина

3)Волос

 6. Какая птица может нырять под воду?

 1)Воробей

 2)Сорока

 3)Оляпка 

Исполнение песни «Моя Россия».
- Россия – наша большая Родина. Но для каждого из нас есть место, где мы родились и выросли. Нам нужно научиться любить, беречь и охранять родные места. В заключение нашего праздника я приглашаю всех полюбоваться красотами родного края.  Презентация «Кемеровская область»

Ж а л о б а  1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

Ж а л о б а   2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Ж а л о б а  3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Подорожник –

Торфяной мох –

Клюква –

Мать-и-мачеха –

Валериана –

Подорожник –

Торфяной мох –

Клюква –

Мать-и-мачеха –

Валериана –

Подорожник –

Торфяной мох –

Клюква –

Мать-и-мачеха –

Валериана –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край.

Игра-путешествие для младших школьников....

Люби и знай родной язык.

21 февраля день русского языка...

Путешествие по городу Омску. Краеведческая экспедиция «Люби и знай родной край».

Классный час, посвященный 300-летнему юбилею города Омска.  Путешествуя по станциям "Омск- исторический", "Омск - литературный", "Омск - театральный", "Омск - спортивный" юные краеведы расширят з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" для 1 - 4 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай родной край" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование для 1 - 4 классов....

Викторина "Люби и знай родной Алтай!"

Викторина предназначена для учащихся начальных классов....

Викторина "Люби и знай родной язык"

Викторина "Люби и знай родной язык"...

презентация "Люби и знай родной свой край!"

        Интерес к своей малой Родине начинаем прививать с 1 класса.  Вначале внешние атрибуты – красивые наряды, яркие ленты, символы страны, Республики и го...