Рабочая программа по окружающему миру(2класс)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Шнуркова Людмила Николаевна

Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaja_programma_po_okr_miru_na_2012_3_a.docx90.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру  на 2013/14 уч.год

2 «Б» класс  шнуркова Л.Н.

Методическое обеспечение.

Обучение окружающему миру  обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса (часть 1)
  • Данилов Д. Д., Тырин С. В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса (часть2).
  • Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3 класс.
  • Вахрушев А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели Земли». 3 класс.
  • «Тетрадь для проверочных и контрольных работ по окружающему миру»  для 3 класса.
  • Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс», авторы А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина.
  • Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир. Моё Отечество. 3 класс», авторы Данилов Д. Д.,Е.В.Сизова.

Количество часов на изучение программы:  68ч

Количество часов в неделю:  

Рабочая программа создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта НОО;
  • Учебного плана ГБОУ СОШ №996 на 2012-13 учебный год;
  • В соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

  1. Пояснительная записка.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Цели и задачи курса

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

  1. Содержание учебной программы

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч).

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Практическая часть

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год

Контрольная работа

1

1

2

4

Проверочная работа

8

7

4

19

Экскурсии

2

2

Практическая работа

1

1

1

3

  1. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

в  теме

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

УУД

Оборудование по ФГОС

ЭККО

Контроль за ЗУН

Часть  1: «Обитатели Земли» (34 ч).

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

1

1

Тела и вещества §1

ОБЖ 1: Природа и человек в городе. Условия и пути обеспечения гармонии

Комбинир.

Тело, искусств. и естеств. тела, живые и неживые, органич.вещ-ва

Приводить примеры веществ (Н). Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Лаборатория «Тела, вещества, частицы»

Не беречь поросли, не видать и дерева.

2

2

Из чего состоит вещество §2

Проверочная работа №1

Комбинир.

Частицы,три состояния вещ-ва,чистые вещ-ва, смеси, строение молекул из атомов

Лаборатория «Тела, вещества, частицы»

Был бы лес, соловьи прилетят.

Проверочная работа №1

3

3

Что такое энергия   §3

ОБЖ 2: Что такое "Экстремальная ситуация". Условия и причины возникновения

Комбинир.

Энергия, источники энергии

Приведение примеров движения под действием энергии (П).

Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.

4

4

Превращение энергии §4

Проверочная работа №2

Комбинир.

Энергия, закон сохр.энергии

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Проверочная работа №2

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

5

1

Где обитают живые организмы

§5

ОБЖ 3: Опасности в различных условиях. Сохранение здоровья и зашита жизни.                                                                                                          

Комбинир.

Биосфера, взаимосвязь живой и неживой природы

 Характеризовать место обитания живых организмов (П).

Осенью и воробей богат.

6

2

Большой круговорот веществ §6

ОБЖ 4: Опасности в различных условиях. Сохранение здоровья и зашита жизни.                                                                                                          

Комбинир.

Круговорот веществ, биосфера

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

Осенью скот жиреет, человек добреет.

7

3

Живые участники круговорота веществ  §7

Проверочная работа №3

Комбинир.

Производители, потребители, разрушители, минеральное вещество, органическое вещество, фотосинтез.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

«Круговорот веществ в природе» - плакат

Октябрь ни колеса ни полоза не любит.

Проверочная работа №3

8

4

Обмен веществ в организме §8

ОБЖ 5: Опасности и экстремальные ситуации в городе. Где опасна встреча с хулиганом или преступником.                                                        

Комбинир.

Обмен веществ, энергия,

вещество.

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

9

5

Как живые организмы запасают энергию Солнца §9

Проверочная работа №4

Комбинир.

Энергия, производители, потребители,

фотосинтез

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

Проверочная работа №4

10

6

Контрольная работа №1

К темам 1-9.

ОБЖ 6: Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Проверка знаний

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа №1

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

11

1

Жизнь экосистемы §10

ОБЖ 7: Экстремальные и чрезвычайные ситуации в городе. Чем опасен газ.

Комбинир.

Экосистема, сообщество, цепь питания

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Экосистема - плакат

Лето - припасиха, а зима - подбериха.

12

2

Почва – важнейшая часть экосистемы §11

Проверочная работа №5

Комбинир.

Почва, её плодородие, круговорот веществ.

Летняя неделя дороже зимней.

Проверочная работа №5

13

3

Экосистема озера §12

ОБЖ 8: Безопасность на водоемах.                                                    

Комбинир.

Экосистема озера, проточные и бессточные озёра, планктон

Плакат с магнитными карточками

Где в апреле река, там в июле лужица.

14

4

Экосистема болота §13

ОБЖ 9: От чего появляются болезни. Как самому защитить себя от болезней

Комбинир.

Экосистема болота,

образование торфа

Плакат с магнитными карточками

Всяк кулик своё болото хвалит.

15

5

Экосистема луга §14

Проверочная работа №6

Комбинир.

Экосистема луга, злаки

Плакат с магнитными карточками

Без корня и полынь не растет.

Проверочная работа №6

16

6

Лесные производители §15

ОБЖ 10: Что такое травма. Травма в школе, дома, во дворе, в быту. Как избежать возможных травм. Что делать, если из-за травмы течет кровь?

Комбинир.

Деревья, кустарники, травы, движение веществ по стеблю

Одно дерево еще не лес.

17

7

Потребители и разрушители экосистемы леса §16

Проверочная работа №7

Комбинир.

Экосистема леса, как животные регулируют круговорот веществ

Плакат с магнитными карточками

Под большим деревом и гриб вольготней живет.

Проверочная работа №7

18

8

Экосистема поля §17

ОБЖ 11: Чтобы не болеть - этому надо научиться. Как не болеть в любую погоду.

Комбинир.

Поле – искусственная экосистема

Плакат с магнитными карточками

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

19

9

Аквариум – маленькая искусственная экосистема §18

Проверочная работа №8

Комбинир.

Экосистема аквариума, искусственная экосистема, обитатели аквариума

Плакат с магнитными карточками

Ветра в рукавицу не поймаешь.

Проверочная работа №8

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

20

1

Растения  производители §19

Проверочная работа №9

ОБЖ 12: Патриотическое воспитание. Что такое оборона государства.

Комбинир.

Стебель, лист,корень,цветок, цветковые растения, хвойные растения; плод, способы распространения растений, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папортники.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Определять части цветкового растения (Н).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).

Плакат с магнитными карточками

Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.

Проверочная работа №9

21

2

Животные маленькие и большие §20

Комбинир.

Отличие растений от животных; простейшие, кишечно-полостные, черви, моллюски, многоклеточность, мышцы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П)

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).

Плакат с магнитными карточками

Пчела хоть и жалит, да мед дает.

22

3

Маленькие рыцари §21

Проверочная работа №10

ОБЖ 13: Какие они - защитники Отечества! Кто такие Герои России?

Комбинир.

Насекомые, пауки

Плакат с магнитными карточками

Для муравья и роса - наводнение.

Проверочная работа №10

23

4

Первый шаг из моря на сушу

§22

Комбинир.

Рыбы, земноводные, позвоночник, позвоночные

Не всегда молния ударяет там, где она сверкает.

24

5

На суше – как дома §23

Проверочная работа №11

Комбинир.

Пресмыкающиеся, их многообразие

Возле леса жить - голодному не быть.

Проверочная работа №11

25

6

Пернатые изобретатели §24

ОБЖ 14: Прикладная физическая подготовка.

Комбинир.

Птицы, перо, перелётные и осёдлые птицы. Теплокровные животные.

Плакат с магнитными карточками «Птицы зимой»

Воробьи гомонят - гнёзда завивают.

26

7

Наши братья §25

Проверочная работа №12

Комбинир.

Млекопитающие, шерсть, органы чувств.

Зайца ноги спасают.

Проверочная работа №12

27

8

Осторожно: животные §26

Проверочная работа №13

ОБЖ 15: Физическая культура и выработка воли, выдержки, хладнокровия.

Комбинир.

Правила безопасного поведения с домашними животными.

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Проверочная работа №13

28

Прирождённые разрушители §27

Проверочная работа №14

Комбинир.

Грибы и их разнообразие.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Плакат с магнитными карточками

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Проверочная работа №14

29

Экскурсия в краеведческий музей

ОБЖ 16: Система ПЧелО. Нарушение гармонии и возникновение опасности.
Источники опасностей.

Комбинир.

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

30

Экскурсия в лес, луг, озеро

ОБЖ 17: Что такое опасная ситуация? Понятие экстремальной
ситуации.

Комбинир.

Гриб — чудо природы.

31

Как нам жить в дружбе с природой §28

Проверочная работа №15

Комбинир.

Правила бережного отношения к живым организмам и природе. Заповедник, национальный парк.

Срезанный под корешок — даст приплода мешок.

Проверочная работа №15

32

Контрольная работа №2

К темам 10-28

Проверка знаний

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Опытного грибника грибы на опушке леса встречают.

Контрольная работа №2

33,34

Часы по выбору

ОБЖ 18: Экстремальные ситуации в городе.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

1

1

Введение. Отправляемся в путешествие

Комбинир.

Модель «Река времени Российской истории»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА

2

1

Живая связь времён §1

ОБЖ 19: Будь осторожен с незнакомым человеком на улице. Как избежать встречи с хулиганом или преступником.

Комбинир.

Поколения, родословное древо, происхождение имён и фамилий

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

Семья — опора счастья.

Практическая работа

3

2

Как считать время §2

Комбинир.

Система исторического счёта времени


Не будет добра, коли в семье вражда.

4

3

С чего начинается Родина §3

ОБЖ 20: Зоны повышенной опасности. Действовать, какой бы безнадежной не оказалась ситуация!

Комбинир.

Родина, власть, правительство, армия, полиция

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

5

4

Память о прошлом §4

Проверочная работа №1 «Твои родные и твоя Родина»

Комбинир.

История, исторический источник.

Родина - мать, умей за неё постоять

Проверочная работа №1

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

6

1

Как на Руси появилось государство §5

ОБЖ 21: Движение транспорта и безопасность. Основные правила поведе-ния на улицах и дорогах.

Комбинир.

Территория страны, страна, государство, время образования Древнерусского государства

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга

Рыбам - море, птицам - воздух, а че-ловеку отчизна вселенный круг.

7

2

Как на Руси появилось государство §5

Комбинир.

8

3

«Золотые ворота» в Древнюю Русь §6

ОБЖ 22: Дорожные знаки и сигналы для регулирования движения. Классификация знаков по названию. Элементы улиц и дорог.

Комбинир.

Культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.

И дым Отечества нам сладок и приятен.

9

4

За землю Русскую! §7

Комбинир.

История Древнерусского государства.

На чужой сторонушке солнышко не греет.

10

5

«Слово о погибели Русской земли» §8

ОБЖ 23: Информационно-указательные знаки. О чем они "информируют" и какие "дают указания".

Комбинир.

Времена нашествия на Древнюю Русь монголов, Золотая Орда.

Жить – Родине служить.

11

6

От Древней Руси к единой России §9

Проверочная работа №2

«Времена Древней Руси»

Комбинир.

Московское княжество, формирование Московского государства.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Проверочная работа №2

12

7

Земля и люди Московского государства §10

ОБЖ 24: Знаки сервиса. О чем они говорят. Как они помогают безопас-
ности на улицах и дорогах.

Комбинир.

Жизнь и быт людей Московской Руси.

Русский солдат не знает преград.

13

8

Москва златоглавая§11

Комбинир.

Кремль, Красная площадь, Иван Грозный и его деятельность.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

14

9

«Хуже грозного царя только междуцарствие» §12

ОБЖ 25: Элементы улиц и дорог и безопасное поведение. Тротуар. Пешеходная дорожка, пешеходный переход, обочина дороги.

Комбинир.

Обстановка смуты в Московском государстве 17 века.

Напоролись враги на русские штыки.

Практическая работа

15

10

Повторение

Комбинир.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

16

11

Контрольная работа №1 по темам 1-12.

Проверка знаний

Систематизация знаний по пройденному материалу.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Контрольная работа №1

17

12

Пётр Великий §13

ОБЖ 26: Движение пешеходов по улицам и дорогам. Общее правило
правостороннего движения и исключения из него.

Комбинир.

Образ Петра 1, преобразования на Руси.

Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.

18

13

Власть и народ в Российской империи  §14

Комбинир.

Устройство России 18 века

В каком народе живешь, того и обычья держись.

19

14

Как Россия у Европы «училась»

§15

ОБЖ 27: Световые сигналы на регулируемом и нерегулируемом переходе. Правила перехода улиц и дорог

Комбинир.

Культура России 18-19 веков, сравнение с Европой.

На чужбине родная землица во сне снится.

20

15

«Гроза двенадцатого года» §16

Комбинир.

Отечественная война 1812 года.

Родина - мать, умей за нее постоять.

21

16

Император-освободитель §17

ОБЖ 28: Безопасность пассажиров. Как найти остановку общественного
транспорта? Меры безопасности при ожидании.

Комбинир.

Отмена крепостного права.

Великое дело начать: смелое начало - та же победа.

22

17

Россия в огне §18

Комбинир.

Коренные изменения в стране в 1917 году, причины и последствия революций.

Врага щадить - себя губить.

23

18

Россия в огне§18

Проверочная работа №3

«Времена Российской империи»

Комбинир.

За свою Отчизну не жаль и жизни.

Проверочная работа №3

24

19

«К светлому будущему» §19

ОБЖ 29: . Меры предосторожности в метро.

Комбинир.

Довоенный период истории нашей страны.

Где родился - там и сгодился.

25

20

«Вставай, страна огромная» §20

2 урока

Комбинир.

Великая Отечественная война, последствия распространения фашизма в Германии.

Героем упадёшь - поднимут, трусом упадёшь - раздавят.

26

21

«Через тернии к звездам» §21

ОБЖ 30: Правила безопасного перехода ж/д переезда. Знаки и обозначения (зн. 1.1, 1.2). Световая и звуковая сигнализация.

Комбинир.

Послевоенная история нашей страны.

Что мир строит, то война разрушает.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

27

1

Я – гражданин России §22

Проверочная работа №4

«Времена Советской России и СССР

Комбинир.

Современный этап развития страны, символы, законы, права и обязанности гражданина.

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа:

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).

От Родины теплом веет.

Проверочная работа №4

28

2

Власть народа §23

ОБЖ 31: Что мешает вовремя увидеть опасность на улице?

Комбинир.

Демократия, референдум, выборы органов власти.

В своём доме и стены помогают.

29

3

Кто в государстве самый главный

§24

Комбинир.

Правительство, государственная дума.

Герой – за Родину горой.

30

4

Народы России §25

ОБЖ 32: Закрепление знаний. Игры. Викторины, ситуативные постановки вопросов.

Комбинир.

Народ, разнообразие культур и обычаев народов в России.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

31

5

Наш общий дом §26

ОБЖ 33: Экстремальные и чрезвычайные ситуации в городе и кто помогает  людям сохранять здоровье и защищать жизнь.

Комбинир.

Федерация.

Народы нашей страны дружбой сильны.

32

6

Как нам жить? §27

ОБЖ 34: Каким надо быть, что знать и уметь, чтобы быть способным  защититъ Отечество? Кто он такой - герой России?

Комбинир.

Государственные праздники, общегосударственные проблемы России и возможные пути их решения.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

33

7

Повторение

Проверка знаний

Систематизация знаний по курсу «Моё Отечество».

За морем теплее, а у нас светлее.

Практическая работа

34

8

Контрольная работа №2

Проверка знаний

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Дома и стены помогают.

Контрольная работа №2

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру  во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по окружающему миру, 2класс,А.А. Вахрушев,2100

Рабочая программа по окружающему  миру с тематическим планированием,2 класс,автор А.А.Вахрушев,программа 2100 в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру-2класс

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и д...