«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, их учёт в индивидуальном развитии личности».
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Покатило Марина Геннадьевна

  «Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии,

                                           их учёт в индивидуальном развитии  личности».

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия  общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Последнее десятилетие характеризуется резким ухудшением демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых людей, а показатель  здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. На первом месте среди имеющейся патологии оказались заболевания костно – мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно – сосудистые заболевания. Специальные исследования доказали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов. Именно поэтому принятие неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, применение здоровье сберегающих технологий в школе стали очень актуальными в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx19.43 КБ
Файл konf._po_zdor.part1_.rar1.39 МБ
Файл konf._po_zdor.part2_.rar1.39 МБ
Файл konf._po_zdor.part3_.rar1.39 МБ
Файл konf._po_zdor.part4_.rar1.39 МБ
Файл konf._po_zdor.part5_.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

  «Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии,

                                           их учёт в индивидуальном развитии  личности».

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия  общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Последнее десятилетие характеризуется резким ухудшением демографической ситуации, увеличением заболеваемости и смертности. Ухудшается уровень как физического, так и психического здоровья молодых людей, а показатель  здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. На первом месте среди имеющейся патологии оказались заболевания костно – мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно – сосудистые заболевания. Специальные исследования доказали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома, и ряд других факторов. Именно поэтому принятие неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, применение здоровье сберегающих технологий в школе стали очень актуальными в наше время.

Можно выделить следующие основополагающие принципы здоровье сберегающих технологий.

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех

   стрессообразующих факторов учебно – воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса.

    Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

    Ребёнок – субъект образования и обучающего общения, он должен  быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно – воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.

5. Принцип целостности.

 Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение  «по единицам, а не по элементам».

6. Осознание ребёнка успешности в любых видах деятельности.

Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.

7. Рациональная организация двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: почти в 2 раза снижаются уровень общей заболеваемости, число случаев обострения хронических заболеваний, пропуски по болезни.

8. Обеспечение адекватного восстановления сил.

    Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.

9. Обеспечение прочного запоминания.

     Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

10. Комплексная система закаливания детей.

По оценкам различных специалистов у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление в развитии.  В результате этого число здоровых детей значительно уменьшается.

Поэтому наше МО работало над проблемой «Здоровый ребёнок – хороший ученик».

Хотелось рассказать, какая работа проводилась по этой теме.

  1. Ведётся мониторинг состояния здоровья уч-ся  в НШ  .
  2. По данным медосмотра проводились общешкольные родительские собрания.

Потому что главная ценность человека – здоровье. Здоровье – богатство на все времена. А закладывается оно в детстве. Темы  собраний «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», «О здоровье всерьёз». На которые приглашались врачи. Педиатр Жирнова И.Ю. рассказывала об эндокринной системе и врач стоматолог Степанова Н.Н. дала рекомендации родителям по уходу за зубами

и нацелили родителей на то, что большую роль в этой проблеме играет и  семья. Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным и систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи).

«Это должен знать каждый»  по правилам дорожного движения. На собрании были приглашены сотрудники милиции. Они рассказали, как обстоят дела по дорожно-транспортному травматизму в области так и в районе и отвечали на вопросы.

  1. В НШ уже три года перед уроками проводиться  зарядка под музыку, а на уроках учителя проводят оздоровительные минутки.
  2. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушения осанки. Поэтому бала проведена совместная работа МО учителей НШ и воспитателями д/с

Были даны  открытые занятия методистом д/с по физическому воспитанию Жаронкиной И.В. и преподавателем физического воспитания Захаровой Л.В. по теме «Профилактика плоскостопия и осанки».

  1. В течении учебного  года  проводятся классные часы на темы: «Курить – здоровью вредить», «Здоровье – бесценное богатство», выступление агидбригад: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Основные правила поведения на улицах и дорогах»,соревнования ,спортивные праздники, как в классах так и в школе «Неразлучные друзья спорт, родители и дети».
  2. Правильное дыхание позволяет управлять своим здоровьем, защищать себя от болезней, стресса, эмоционального напряжения. Дети очень любят посещать уроки здоровья. Они им интересны, уроки проходят на компьютерном тренажёре. В него включено обучение игрой. Выполнения условие игры – сделал шаг на пути восстановления здоровья, ты сегодня – победитель. Так, играя, ребята легко, быстро овладевают навыками управления здоровьем.
  3. Дважды в год  в школе проходят дни здоровья. На которых  дети учатся через соревнования преодолевать различные препятствия.

Мы должны помнить, что каждый ребёнок имеет индивидуальную формулу развития . Только система непрерывного образования и воспитания в области здоровья может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес у учащихся к той области знаний, которая связана со здоровьем. Такой подход способствует не только изменению и коррекции отношения учеников и учителей к здоровью, но и формированию учебного процесса, основанного на учёте индивидуальных особенностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Доклад "Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ в условиях ГПД"

Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит от программы по которой работают педагоги данных учереждений....

Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе

Статья "Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"...