"Основной закон России и права человека"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цели:

 *    Дать представление о том, насколько  велика наша страна

 *    Познакомить детей с народами, населяющими Россию                                               

  *   Формировать представление об основном законе-Конституции

*  Воспитывать в детях чувство любви и уважения к родной стране

 

 

            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ
Office presentation icon rossiya.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

 

         

                                                             

                                         

                                             

   

     Цели:

            *    Дать представление о том, насколько      

                  велика наша страна

            *    Познакомить детей с народами,

                   населяющими Россию                                                

    *   Формировать представление об

         основном законе-Конституции  

*  Воспитывать в детях чувство любви и

                  уважения к родной стране

             

           

            Ход урока:

  1. Орг. Момент

Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. Итак начнем

2. Актуализация знаний

Посмотрите на экран

Слайд №1

Что вы видите?

(                                                            )

-Кто догадался, чему будет посвящен наш сегодняшний урок

( ответы детей)

Постановка целей урока

Знаете ли вы,  какие народы проживают в России? Кто руководит Россией?

По каким законам живет Россия? Какие права имеют люди, которые живут в России?

Давайте назовем цели нашего урока ……

Слайд №2

Работа по теме

Слайд №3

Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю.

Слайд №

Назовите столицу России

Слайд №

Москва-столица России. Там живет президент страны. Он является главой государства и избирается гражданами страны

Слайд №

Россия ( другое название страны - Российская Федерация)

Слово федерация обозначает союз, объединение. Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.

Слайд №

Россия –многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. Русский язык- государственный язык РФ на всей ее территории.

В нашей стране проживают разные народы:  русские, татары, якуты,  буряты и др.

(………………………..)

Слайд

А сейчас послушайте легенду:

Знакомство с легендой

«Давным  – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять- оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно  враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению -объединиться и  создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»

-Как вы думаете , почему страна стала процветающей, счастливы стали все ее жители, почему они чувствовали себя в безопасности?

(жители стали жить по законам)

-Основным законом нашей страны является Конституция России.

Слайд №

-Что такое конституция?

(Конституция- основной закон по которому живет государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей конституции)

-А как вы понимаете  «Права»

(права- это то, что ты можешь делать, а можешь не делать)

Работа с конституцией

Давайте ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.

(у детей на партах распечатаны «Права гражданина России»

-Право на жизнь

-Право на свободу

-Право на личную неприкосновенность

-Право на труд

-Право на отдых

-Право на свободу слова

-Право на свободу совести

-Право на образование

-Право на медицинское обслуживании

Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)

Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. (учитель зачитывает статью) Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)

Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41

Без кого человек не может быть по настоящему счастлив? (без семьи, без детей) статья38

Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может  схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.

Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)

Право на защиту чести и  достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность)

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует.

Стол, за котором ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все , что создано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И мы трудиться будем. (С. Михалков) - право на труд и отдых

Сейчас вы пока - школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие  крепкие знания.

Как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?

(право на образование)

Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.

Давайте еще раз  прочитаем основные права человека они у вас распечатаны на листах

-Право на жизнь

-Право на свободу

-Право на личную неприкосновенность

-Право на труд

-Право на отдых

Право на свободу слова

-Право на свободу совести

-Право на образование

-Право на медицинское обслуживание

Работа в группах

Я вам раздам картинки к очень известным сказкам-  ваша задача: определить, какое право было нарушено в той или иной сказке. Посовещайтесь, решите, кто из вас будет отвечать?

1 группа «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища)

«Колобок» (право на жизнь)

2 группа «За двумя зайцами» (право на свободу и личную неприкосновенность)

«Путешествие в сказку»

Герои сказок могли бы также воспользоваться своим правом, если бы знали конституцию

Ситуация1.

Лиса Алиса:  «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино:    «Не имеешь права лишать меня имущества ст. 17.»

Ситуация 2.

Волк:        «Козлятушки,  ребятушки, отворитесь, отопритесь.

Козлята:   «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно ст. 12»

Ситуация 3

Медведь:    «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить.

Машенька:    «Не имеешь права посягать на мою свободу ст 4.»

Ситуация 4

Шерхан:      «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его»

Волчица:   «Не имеешь права лишать его жизни ст3»

Как вы видите в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Нужно знать и отстаивать свои права. Но отстаивая свои права не забывай - у других они точно такие же.

Работа с учебником

-Откройте учебник на с.156 и рабочую тетрадь на с. 58, пользуясь учебником  выполните задание №2 с. 58

Вывод

Россия- это великая держава, самое большое государство в мире по занимаемой территории! Страна с великим духовным и культурным наследием. Основным законом России является –конституция.

Игра «Паутинка»

Тестирование

Во время тестирования каждый из вас проверит свои знания

Домашнее задание

Песня о России

Рефлексия

Встаньте, те кто сегодня на уроке пополнил багаж своих знаний.

Расскажите, какие знания вы унесете с собой домой

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РОДИНА- отечество, страна, в которой родился человек. Род; Родной; Народ; Родители; Родственники…

Слайд 3

Сегодня на уроке Вы узнаете почему наша страна называется –Россия, какие народы проживают в России? Вы познакомитесь с основным законом, по которому живет наше государство.

Слайд 4

Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока, нужно ехать на поезде целую неделю.

Слайд 5

Назовите столицу России

Слайд 6

Москва- столица России

Слайд 7

Кто является президентом нашей страны?

Слайд 8

Президент России Владимир Владимирович Путин

Слайд 9

Россия (Российская Федерация) объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.

Слайд 10

Россия - многонациональная страна. На её территории проживает более 100 народов. Русский язык – государственный язык РФ на всей её территории.

Слайд 11

Какие народы живут в нашем стране? Дети каких национальностей учатся в нашей школе, в нашем классе?

Слайд 12

Фамилии, оканчивающиеся на -ов, -ова, -ев, -ева. Например: Выборн ов , Егор ова , Роман ова . Эти фамилии имеют славянско - русское происхождение.

Слайд 13

Фамилии, оканчивающиеся на- о украинского происхождения. Например: Карпенк о , Головоченк о , Будьк о.

Слайд 14

Фамилии, оканчивающиеся на – берг, -штейн, -е, -ель европейского происхождения. Например: Эйн штейн , Гейб ель , Гопп е .

Слайд 15

Африканцы- темный цвет кожи, темные, обычно вьющиеся волосы, широкие ноздри.

Слайд 16

Грузины- светлый цвет кожи, удлиненный нос, с горбинкой, темные , густые волосы.

Слайд 17

Славяне- светлая кожа, цвет глаз от голубого до серого, цвет волос от светло-русого до рыжего.

Слайд 18

Китайцы- желтоватый цвет кожи, небольшой, узкий нос почти плоские раскосые глаза. Темные прямые волосы.

Слайд 19

В России проживает около 130народов. Каждый народ имеет свой язык, культуру, традиции. Масленица-праздник весны у русских.

Слайд 20

Красный день -весенний праздник в Дагестане.

Слайд 21

Вороний день- праздник весны у хантов.

Слайд 22

Живут в России разные Народы с давних пор. Одним- тайга по нраву, Другим- степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один- черкеску носит, Другой надел халат

Слайд 23

Один- рыбак с рожденья, Другой- оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним- милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех- одна.

Слайд 24

Внимание, игра!

Слайд 25

Игра «Паутинка» Дети, передавайте клубок, называя важные слова сегодняшнего урока. Так нить всех соединяет- символизируя единство.

Слайд 26

А что же нас всех объединяет? Единая Родина. А это общая земля, общая история, общие законы, общий язык. Но важнее всего общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботиться о близких ему людях, об интересах народа и Отечества.

Слайд 27

Конституция Российской Федерации- основной закон государства

Слайд 28

Россия - это великая держава, самое большое государство в мире по занимаемой территории! Страна с великим духовным и культурным наследием!

Слайд 29

Домашнее задание Прочитать текст в учебнике стр. 156- 159; Нарисовать рисунки на тему «Наша Родина- Россия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.Задачи урокаДидактические:1.  знать, что такое Конституция РФ, пр...