Урок окружающего мира. Культурные и дикорастущие растения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Холошенко Оксана Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira2kl.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Холошенко Оксана Андреевна

Урок окружающего мира

2 класс

Цель:

Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их, учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение.

Задачи:

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетические взгляды, вкусы, чувство прекрасного;
  • Воспитывать к интерес к полевым растениям.

Развивающая:

  • Развивать речь и навыки общения;
  • Развивать навык самостоятельной поисковой работы;
  • Развивать умение непринуждённо выступать перед аудиторией.

Обучающая:

  • Знать виды растений, а именно: чем они отличаются друг от друга, чем похожи, где произрастают.

Методы и формы обучения:

  1. Частично-поисковый
  2. Творческий
  3. Образец педагога
  4. Словесный
  5. Наглядно-зрительный

Тип урока: обобщающий

Вид урока: урок-выставка

Оборудование для учителя:

Компьютер

Оборудование для детей:

Карточки – схемы, гербарии

Дидактическое и методическое обеспечение:

Учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Мир вокруг нас»

Автор: А. А. Плешаков Москва, «Просвещение» 2005.

Методическое пособие к учебнику «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».

Авторы: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева

Презентация наглядного учебного материала

Ход занятия:

  1. Организационный момент (слайд 1, 2.) 
  2. Проверка домашнего задания (слайд 3)

- вспомните, на какие группы можно разделить растения?

(деревья, кустарники, травы)

- на какие группы делятся растения по виду листвы?

(хвойные, лиственные)

Учащиеся работают по карточкам (слайд 4, 5)

Карточка 1 (работа в парах)

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.

 Чем отличаются лиственные

- заполните схему растения от хвойных? (слайд 6)

растения

1……………………………..         1…………………………………

2……………………………..                          2………………………………….

3……………………………..                          3………………………………….

Карточка 2 (работа в группах)

- чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

группа

количество ног

покров тела

звери

птицы

рыбы

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

3.Изучение нового материала: (региональный компонент)

      Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать – и – мачеха и помидор?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

- Да. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.

- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти 2 группы, на которые можно поделить все растения.

- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (слайд 9)                   (работа в группах)

 (Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (слайд 10)

(Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник растение леса.)

- Чем похожи мать – и - мачеха и помидор? (слайд 11)

(Общее – травянистые растения, различие мать – и – мачеха растёт повсюду, а помидор в огороде и за ним ухаживает человек, собирает урожай.)

- На какие же группы можно поделить растения? (слайд 12)

(первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями. (слайд 12)

4.Физминутка: (слайд 13)

5.Знакомство с дикорастущими растениями.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь: (слайд 14)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?

(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)

- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

(когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)

- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки, в благодарность за дождевую воду, без которой не вызревают хлебные колосья.

Подготовленные дети рассказывают истории о дикорастущих травах.

(мать – и – мачеха, медуница, первоцвет)

Работа по учебнику.

- А теперь мы узнаем, какие же ещё бывают растения, кроме дикорастущих, откройте учебники. Рассмотрите рисунок, назовите изображённые растения.

- Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми - культурные растения. (дети выполняют задание)

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: (слайд 17) (работа в группах)

Игра «Найди пару»

Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». (слайд 15)

У вас карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Вы берете любую карточку, выбираете её пару. Например: пшеница – рожь.

Проверка.

6.Закрепление изученного (слайд 23, 24, 25)

Работа в рабочих тетрадях. Задания № 1, 2.

Загадки. О каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зелёным хохолком на голове? (редис)

Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимою – в бочке, крепкие, солёные? (огурцы)

Золотая голова велика, тяжела

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,                                               поскакал кто куда круглые ребятки. (горох)

Как надела 100 рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

- Правильно, всё это овощные растения.

Домашнее задание: заполните схему и впишите 3-4 вида растения каждой группы.

7. Итог урока: (слайд 26)

Что узнали?

Чему научились?

Что удивило?

Что буду применять на практике?

Какую оценку себе поставлю.

(слайд 27)

 

Карточка 1

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.

Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.

Карточка 2

- чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

группа

количество ног

покров тела

звери

птицы

рыбы

насекомые

земноводные

пресмыкающиеся

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,                                                                        Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В жёлто-зелёном море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,                                                                                                     Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений" 3 класс...

Презентация к уроку окружающего мира на тему:"Разнообразие растений"

Презентация составлена к уроку окружающего мира для учащихся 1 класса...

урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"

Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края»                Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Растения зимой"

презентация к  уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растения зимой" УМК "Гармония"...

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"

урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"...

План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"

План-конспект урока окружающего мира  по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по окружающему миру "Культурные и дикорастущие растения"

Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику Плешакова....