Урок по окружающему миру "Культурные и дикорастущие растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Гаврилина Оксана

Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_2kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 

  • изучить особенности культурных и  дикорастущих растений,
  • научить детей распознавать их;
  • учить работать с гербарием—внимательно рассматривать растение;
  • воспитывать интерес к полевым растениям.

Оборудование:

  1. Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька, гречихи.
  2. Декорации к инсценированию легенды о васильке.
  3. Запись украинской песни.
  4. Ноутбук, телевизор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Вспомните, на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы.)

― Распределите растения по группам.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

― А на какие группы делятся растения по виду листвы? (Лиственные, хвойные.)

― Распределите эти растения в две группы.

(Записать на доске в схему.)

  1. Введение в тему.

― Сегодня мы продолжим говорить о растениях. Мы уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А на этом уроке посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

― Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека—яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека—лен, хлопок. Растения лечат человека—мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей—мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

― Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

― Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

― Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

(Общее—деревья, различие—ель растет в лесу, яблоня—в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

― Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(Общее—кустарники, различие—крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник—растение леса.)

― Чем похожи и чем отличаются помидор и можжевельник?

(Общее—травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор—в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

― На какие группы можно поделить все растения?

(Первая группа—растения, которые выращивает специально человек; вторая группа—растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

― Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую—дикорастущими растениями.

(на доску вывешиваются две карточки)

― Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек.

  1. Знакомство с дикорастущими растениями.

(на экран телевизора выводится рисунок василька)

― Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(василек)

― Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

                К красоте равнодушен он не был,

                Тот, кто легким движеньем руки,

                Как осколки бездонного неба,

                Бросил в спелую рожь васильки.

                В этом желто-зеленом море―

                Синие островки.

                Смотрит небо взглядом влюбленным

                На детей своих, на васильки.

                Синий цвет не полезный, не хлебный,

                Есть другие цветы и цвета,

                Но бывает порою целебной

                Бесполезная их красота.

                Понимаю, что хлебу мешают,

                Понимаю, что сорняки,

                Но как поле они украшают,

                Голубые глаза― васильки.

― Какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

― А почему Флор Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

― Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и все-таки васильки любимы в народе. Про василек придумано много песен и легенд. Сейчас мы вам покажем одну украинскую легенду.

Легенда о Васильке.

Звучит украинская песня; вздыхая, входит бабка.

Бабка: О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.

Входит дед.

Дед: Что стряслось-то? Что ты все вздыхаешь и охаешь?

Бабка: Как же мне не горевать-то? Ничего-то ты, старый, не видишь, не ведаешь! А у нас беда у порога!

Дед: Да что за беда такая, не томи!

Бабка: Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил!

Дед: Ну и что с того? Какая в том беда?

Бабка: А вот какая… Сказывают люди—русалка там живет! Не дай бог заманит в сети свои колдовские!

Дед: Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе! Ему ли за русалкой идти.

Бабка: И вправду! Хорош наш сынок! Сильный, крепкий, а глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он невесел. Все думает о чем-то.

(Уходят, появляется Василий.)

Василий: Как же мне теперь быть? Что теперь делать? Увидел я Русалочку и сразу полюбилась она мне. Как смотрит мне в глаза, да как зовет нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней!

(Смена декораций. Берег пруда.)

Василий:  Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?

Русалочка: Здесь, давно жду, когда ты придешь.

Василий: Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем, как все люди жить, свадьбу сыграем.

Русалочка: Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном царстве.

Василий: Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля золотого своего. Земля родная, пашня крепко держат меня.

Русалочка (гневно): Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь.

(Василий исчезает, вместо него появляется цветок василек.)

Русалочка: Ах! Что же я наделала! Погубила своего Василия! Буду теперь молить небо, чтобы вернуло оно мне моего Василия, может, придет он ко мне ручейками с неба.

(Плачет и уплывает. Смена декораций. Опять дед и баба.

Бабка: Не уберегли мы своего сыночка!

Дед: Да, не уберегли. Пропал наш Васенька, как в воду канул!

Бабка: А я вот цветов собрала. Они в поле появились сразу как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.

Дед: И вправду, синие как его глаза.

Бабка: Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.

(Звучит украинская песня.)

Учитель: Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василек корнями за пашню. В народе говорили, что благодарное поле подарило небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

― А сейчас мы вам расскажем о мать-и-мачехе. 

Мать-и-мачеха.

Это небольшое травянистое растение высотой 10-25 см. Название получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых теплая, бархатистая и ее сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, ее сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, еще до появления листьев.

  1. Физкультминутка.

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

        (копают грядки)

Он принес чемодан,

        (показывают, как он нес чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена―

        (дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

        (восхищаются)

Утром их поливал,

        (поливают)

На ночь их укрывал

        (укрывают)

И берёг от холодной погоды.

        (дети садятся, а учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули все закричали:

― Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

  1. Работа по учебнику.

― А теперь мы узнаем, какие еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

― А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе:

1.Яблоня                     1.Крыжовник                1.Помидор

2.___________            2.___________              2.___________

3.___________            3.___________              3.___________

4.___________            4.___________              4.___________

  1. Игра «Найди пару».

― Кроме этого, культурные растения можно разделить и на другие группы. А сделать это нам поможет игра найди пару.

(На доске карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.)

Учитель берет одну карточку, а дети подбирают пару, и объясняют почему.

Рожь и пшеница—растут на полях, из них делают муку и крупу. (Ставится общее слово—зерновые.)

Груша и слива—это фрукты, они растут в садах. (плодовые)

Лук и картофель—это овощи, они растут на полях и в огороде. (овощные)

Лён и хлопок—из них делают ткань. (прядильные)

Пион и нарцисс—это цветы, их выращивают на клумбах для красоты. (декоративные)

А сейчас мы вам расскажем о гречихе.

Гречиха.

Гречневая каша—богатырская каша. Она вкусная и питательная. Поел немного—и уже сыт. Гречневая каша дает силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением.

        Из чего получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу выращивают гречиху. Гречихой ее назвали потому, что привезли на Русь из Греции.

        Когда цветет гречиха, не видно ни зелени, ни земли—сплошной бело-розовый ковер цветков. У этого ковра удивительный медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчелы—собирают нектар и опыляют цветки. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

  1. Закрепление изученного.

―Отгадайте загадки. О каких культурных растениях в них говорится? К какой группе они относятся?

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове?

(редис)

Летом—в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою—в бочке,

Крепкие, соленые.

(огурцы)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда―

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(горох)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(тыква)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

― Это овощные растения.

  1. Итог.

― О каких группах культурных растений мы сегодня говорили? Приведите примеры растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполнить схему, вписав 3-4 растения каждой группы.

  1. Прочитать «Легенды о растениях» в учебнике на стр. 64-65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс ФГОС УМК Школа России

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Какие бывают растения", изучается на примере растений школьного двора.Оборудование:  гербарий растений с электронным приложением, лупы у...

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые и растения луга»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении насекомых и растений луга в жизни человека Задачи:  формировать представления о насекомых и растениях луга как ценностных объектах природы, ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Дикорастущие и культурные растения»...