Равнины и горы России 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Сомова Оксана Ивановна

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

            ТЕМА: «РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ»

                        4  класс «Школа России»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 48» г. Саратова
                  Сомова Оксана Ивановна


Цели: 

- Формировать у учащихся представление о равнинах и горах;
-Познакомить с равнинами и горами России;
-Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, умение обобщать, делать выводы.



Оборудование:

Физическая карта России;

Слайды с изучаемыми объектами;

Проектор.

Ход урока:


Организационный момент.

Блиц-опрос.

  1. На эмблеме Всемирного наследия круг символизирует:

-солнце;

-природу;

-культуру.

2.   К природному наследию не относится:

-Большой каньон;

-озеро Байкал;

-Тадж-Махал.

3. Какой водопад не относятся к Всемирному природному населению:

-Ниагарский водопад;

-водопад Виктория;

-водопад Игуасу.

4. Большой Барьерный риф состоит из:

- скелетов коралловых полипов;

-скелетов морских крабов;

-скелетов морских рыб.

5. Какое название является лишним для обитателя горных лесов Китая:

-панда;

-ленивец;

-бамбуковый медведь.

 Сообщение целей и темы урока.


Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

- Почему в целом свете нет страны роднее России?

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с юга на север. Вы узнаете как выглядит земная поверхность нашей страны.

^ Работа над темой урока.


Ребята, отгадайте загадку:

Доброе, хорошее,

На всех глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

- Правильно, это Солнце. Оно и будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнышко? С востока страны мы и начнем путешествие.
Мы с вами на полуострове Камчатка. (показ слайда). Солнышко закрепляется над п-ом Камчатка.

- Что вы можете рассказать о поверхности п-ова?


(Сообщение ребенка)

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.

- Продолжаем путешествие и наше солнышко останавливается над Средне-Сибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово плоскогорье? Более точное толкование можно найти в словаре Ожегова.

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря. (слайды с изображениями Средне-Сибирского плоскогорья). 

- А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтай и Саяны.

- Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? (просмотр слайдов с фотографиями Алтайских и Саянских гор). 

(сообщение ученика)

Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.

- Продолжаем наше путешествие. Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной. Что вам рассказывает об этой равнине карта?

Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.

Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».

 Продолжаем путешествие и солнышко закрепляется над Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах?

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – народная, ее высота1895 метров. Уральские горы сравнительно не высокие. Сравните 2 горы на Урале Народную и на Алтае Белуху. Что это доказывает?

Просмотр слайдов Уральские горы.

(сообщение ученика)

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.

Физминутка.

Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…


Солнышко закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

-Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен. (просмотр слайдов). Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? Так в чем же тайна желтых пятен? Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.

А сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше солнышко над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? 

Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора Эльбрус. Ее высота 5642 метра. Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. (просмотр слайдов с видом Кавказских гор). Наше солнышко закатилось на западе и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу.

Проверка индивидуального задания.

- Ребята, а знаете ли вы какие горы есть на территории Саратова  и области?

Алтынная гора – на юго-западной окраине Саратова. Почему дано такое название, точно неизвестно. Однако можно предположить, что оно происходит от тюркского слова «алдындаг» - золотая гора. 

Лысая гора – часть Приволжской возвышенности, опоясывающая Саратов с северо-западной стороны. Она почти лишена растительности, отсюда и название – Лысая. 

Соколовая гора – возвышается в северо-восточной части Саратова. По преданиям, здесь в 16-17 вв. вылавливали и доставляли для охоты белых соколов. Отсюда и название. Однако скорее всего, оно связано с фамилией Соколов. 

Увек – гора на правом берегу Волги близ Саратова. Помонгольски слово «увек» означает вал, плотина. Переводят его и как покатость. Действительно, пологие склоны горы спускаются к реке, где некогда существовал город Увек.

Практическая работа в парах

Перед вами пластилин, ваша задача изготовить модель гор и дать этим горам название.

Групповая работа. 

Тест «Равнины и горы России»

1.Какая из перечисленных территорий относится к плоским равнинам:

   - Восточно-Европейская равнина;

   - Западно-Сибирская равнина;

    - Среднесибирское плоскогорье.

2.Какие горы протянулись с севера на юг через всю страну:

   -Кавказ;

   -Саяны;

   -Урал.

       3. Какие горы России самые высокие:

   -Кавказ;

   -Урал;

   -Алтай.

       4.Какие горы называли « Каменным поясом Земли Русской»:

   -Алтай;

   -Саяны;

   -Урал.

    Закрепление.

        - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

        - Что такое равнина?

        - Что вы можете сказать о горах?

Рефлексия.

- Был ли этот урок интересным для вас?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания вызвали трудность?

Домашнее задание. (слайд)

 Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

презентация для 4 класса "Равнины и горы России"

Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира по теме "Равнины и горы России"....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...

2. Горы Европы. Равнины и горы России

Материал к уроку окружающего мира 4 класса "Равнины и горы России" УМК "Школа России"...