Урок по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

·        Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,

     правилами безопасного поведения  у водоёмов;

·        Способствовать развитию речевых умений, внимания, мышления,

     формированию навыка чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №1

П. Весёлый Ростовской обл.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ПО ТЕМЕ « Есть ли жизнь в воде подо льдом.»

( 1 КЛАСС )

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:  Кореневская С.В.

  • Класс: 1
  • УМК: Перспективная начальная школа.
  • Учебный предмет: Окружающий мир
  • Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

О.Н.Федотова,Г. Ф.Трафимова С.А.Трафимов  Окружающий мир- учебник для 1 класса начальной школы. Окружающий мир-тетрадь для самостоятельной работы Стандарты второго поколения.

  • Тема урока: Есть ли жизнь в воде подо льдом.»
  • Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью некоторых животных в воде подо льдом,

     правилами безопасного поведения у водоёмов;

  • Способствовать развитию речевых умений, внимания, мышления,

     формированию навыка чтения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные  :научатся выделять существенные признаки рыб, приводить примеры обитателей водоёмов(рыб)своего края;

Получат возможность научиться называть и характеризовать условия, необходимые для жизни рыб в воде подо льдом.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий ,ориентируясь на показ движений учителя ,а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса -одноклассников, учителя, партнёра по общению.

Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения. овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

  • Тип урока: Изучение нового материала.
  • Оборудование урока: модели для изображения чешуи ( по одной на парте ) изображения рыб,картонные рыбки разных размеров для игры, зелёные и синие кружки (у детей ), цветные карандаши.
  • Структура ( план ) урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Освоение нового содержания и его применение.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с разнообразием рыб.

7. Работа в тетради.

8.Работа по хрестоматии.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Ход урока:

І. Организационный момент.

    Придумано кем-то, просто и мудро,
   
При встрече здороваться:  «Доброе утро!»
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро улыбчивым лицам!
   
И каждый становится добрым, доверчивым,
   
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

ІІ. Актуализация знаний.

 ( отгадывание кроссворда на тему «Насекомые» )

- А вот и наши друзья Маша и Миша ( слайд 1 )

- Миша просит вас назвать главное слово. А для этого нужно отгадать кроссворд.

1. В воде родится,

    А воды боится. ( стрекоза )

2. Не моторы, а шумят,

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а жалят. ( осы )

3. Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

   Я сорвать его хотел,

   А он вспорхнул и улетел. ( бабочка )

4. На поляне возле ёлок

    Дом построен из иголок.

    За травой не виден он,

    А жильцов в нём миллион. (муравьи )

                                       

                         1 

                    2  

                   3

            4

- Как назвать их одним словом?

- Правильно, это насекомые.

- Кто такие насекомые?

- Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?, Кто такие рыбы. Объясните  Маще и Мише.

( слайд 2 )

- Где живут? Чем дышат? Как плавают? Чем покрыто их тело?

2. Постановка учебной проблемы.

- При ответах на вопросы, у вас возникли затруднения.

- Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах.

- Нам надо понять: кто же такие рыбы? Есть ли жизнь в воде и подо льдом?

ІІІ. Сообщение темы  урока.

Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по родному краю .Отгадав загадки ,вы узнали ,о ком пойдёт наш разговор.

ІV. Освоение нового содержания и его применение.

1. Знакомство со строением рыбы.

- А теперь познакомимся со строением рыбы. ( слайд 3 )

- Давайте вместе «подпишем» её части.

- Чем покрыто тело рыбы? ( слайд 4 )

- Чешуйки лежат определённым образом. Кто понял закономерность расположения чешуек?

- А сейчас дорисуйте чешуйки самостоятельно на модели ( Дети работают в парах.)

2. Чтение сообщения в учебнике на стр.40-41

-Назовите изображённых в учебнике рыб.

-Налим .окунь, щука, карп, карась различаются по форме и размерам. Но что их объединяет?

Вывод:

- Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.

V. Физкультминутка. ( слайд 5 )

     Рыбки плавали, плескались

     В тёплой чистенькой воде.

     То сожмутся, разожмутся,

     То зароются в песке.

VI. Знакомство с разнообразием рыб.

1.  Беседа

      - Как вы думаете, где могут жить рыбы? ( В реке, озере и море )

( слайд 6 )

      - Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? ( Речными )

      - А в море? ( Морскими )

2. Игра «Найди дом для рыбки»

    Дети должны догадаться, о какой рыбе идёт речь, и положить кружок

( построить дом ) около соответствующей рыбы. Если  рыба речная – зелёный кружок, если морская – синий.

    Учитель читает загадки. ( слайд 7 )

                                     Он в самом омуте живёт,

                                     Хозяин глубины.

                                     Имеет он огромный рот,

                                     А глазки чуть видны. ( сом )

- Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

                                     Хвостом виляет,

                                     Зубастая, а не лает. ( щука )

- Щука – одна из крупных речных рыб.

                                Живу глубоко, плыву легко.

                                Зубастая, большая,

                                 Я рыба морская. ( акула )

- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи.

                                        На дне один

                                        Лежит плоский блин. ( камбала )

- Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавниками.

( слайд 8 )

                                        Драчун и забияка

                                        Живёт в воде,

                                        Кости на спине,

                                        И щука не проглотит. ( ёрш )

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда его называют морским ежом.

                                        Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

                                        Полосатый пиджачок,

                                        Ярко-красный плавничок. ( окунь )

Вывод: - По какому ещё признаку определяем, что это рыба? ( по месту обитания ).

VII. Работа в тетради.

    - Узнайте рыб по силуэтам.

    - Какие из рыб речные? Напиши в кружках нужные номера . ( слайд 9 )

   - Я предлагаю послушать вам сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живётся морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Они заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

   -  Ребята, как вы думаете, почему?

   - Кто виноват в бедах морских жителей?

   - Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах.

VIII.Работа по хрестоматии   с.36,39

-Как живут рыбы в воде и подо льдом?

Учитель читает рассказ «Есть ли Жизнь в воде  подо льдом.»

-Что нового узнали из рассказа?

-Какие рыбы зимуют подо льдом в наших водоёмах.

-Какая беда может произойти подо льдом в зимнее время? ( рассказ «Зимняя засуха.»,  « Жизнь рыб подо льдом.»

-Что нового узнали из рассказов?

 )

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности. ( слайд 10 )

- Давайте расскажем Маше и Мише, как отличить рыб от других животных. Что нового и интересного вы узнали?

- Молодцы! Спасибо вам за урок!

  • Список использованной литературы:

     О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова , С.А.Трафимов Система уроков по учебнику Окружающий мир 1 класс Волгоград 2012г.,

    Окружающий мир  Хрестоматия О.Н. Федотова .

Окружающий мир Тетрадь для самостоятельной работы.

     Жирков И.: 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших.

Грамотей, 2008.

  • Приложения к уроку: мультимедийная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Что такое погода?" 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта по окружающему миру по теме " Что такое погода?" по УМК "Перспективная школа". К данному уроку прилагается Презентация.  ...

Презентация к уроку по окружающему миру Тема : Есть ли жизнь в воде подо льдом . УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку  по теме" Есть ли жизнь в воде подо льдом."                                    ...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц" по программе Начальная школа 21 века

Открытый урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц зимой" по программе Начальная школа 21 века (общие признаки, виды, охрана)...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия и её соседи. Япония" 4 класс "Начальная школа 21 века"

В основе урока окружающего мира по теме "Россия и её соседи. Япония" для 4 класса лежит функциональное чтение. Ребята читают "с пометами", соотносят высказывания с текстом о ...

Конспект урока по окружающему миру "Учимся читать карту", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.Планируемые результат...