Конспект урока по окружающему миру "Учимся читать карту", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.
Планируемые результаты
Предметные 
знать: понятие «карта», «меридиан», «экватор», «параллель»;
уметь:  находить и показывать на карте физические объекты; характеризовать глобус и карту, их условные обозначения;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать представления о ценности и уникальности природного мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:24.09.2019

Школа: 148

Класс: 3 «Г»

Кабинет: 204

Время занятия: 8.55-9.35 (2 урок)

ФИО учителя Мотовилова Людмила Викторовна

ФИ студента Комлева Анастасия, 46 гр.

ФИО методиста Боева Светлана Захаровна

                                                                                 

                                                                                                                                                                                     

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Учимся читать карту»

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о карте полушарий, физической карте России; дальнейшее формирование умения находить и показать на карте физические объекты.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: понятие «карта», «меридиан», «экватор», «параллель»;

уметь:  находить и показывать на карте физические объекты; характеризовать глобус и карту, их условные обозначения;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать представления о ценности и уникальности природного мира.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 1 часть; раздаточный материал; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

Практический: психологический настрой

1-2 мин

Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, беседа, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

4-5мин

Характеристика погоды

-Ребята, а какое у нас сегодня число?

-Какой день недели?

-Сегодня идя в школу, вы наблюдали за погодой, давай ее охарактеризуем.

-Какая у нас сегодня погода?

-Да ребята, верно!

-Сейчас проверим, кто выполнял домашнее задание:

-Ребята, на столе у меня лежат карточки с терминами. Вы должны дать определение этим терминам.

-На чем можно больше изобразить географических объектов на глобусе или географической карте?

-Если мы разделим глобус на две части по экватору, то какие два полушария мы получим?

-А если по меридиану?

-Молодцы!

-Сегодня 24 сентября.

-Вторник.

-Солнечно/пасмурно, нет дождя/ есть дождь, температура +12.

-Меридианы - линии, соединяющие Северный и Южный полюсы.

-Параллели - это воображаемые линии на поверхности Земли.

-Экватор - воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстояние от полюсов.

-Равнины - это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

-Горы - это неровные участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над местностью.

-На географической карте.

-Северное и Южное.

-Западное и восточное.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

-Ребята, отгадайте загадку:

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно-

На одном листе бумажном.

-Откройте оглавление учебника. Какую тему вы изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

-Определите цели урока, используя опорные слова…

-Географическая карта.

-Географическая карта.

-Учимся читать карту. Страница 25.

-Сегодня на уроке мы…расширим знания о карте полушарий;

научимся находить и показывать на карте физические объекты.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа со словарем

Словесный: беседа

-Давайте сравним глобус и карту полушарий. Что вы можете о них сказать?

-Ребята, заметили ли вы, как окрашены океаны на глобусе и на карте?

- Предположите, почему у нас горы и океаны изображены разными цветами?

-Какими цветами показаны океаны на карте?

-Какими цветами изображены горы по высоте?

-Переверните страницу. Прочитайте задание под картой. Кто уже увидел новый термин? Прочитайте данное определение в словарике в конце учебника.

-Кто прочтет вслух?

-Теперь вы знаете, что шкала глубин и высот – цветная шкала на физических картах и глобусе, с помощью которой определяют высоты и глубины.

-Возвращаемся обратно к заданию и приступаем к его выполнению в парах.

-Итак, дак какую же глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет?

Хотелось бы рассказать вам один интересный факт.

-Вы знаете, где находится самое глубокое место в океанах?

Специальная экспедиция обнаружила в Тихом океане самое глубокое место в мире – Марианскую впадину. Давайте ее найдем на карте.

- Её глубина 11034 м. И если на дно впадины поместить самую высокую гору мира – Эверест высотой 8882 м., то корабли, проплывая над этой впадиной, не заметят, что под ними величайшая гора.

лобус – это уменьшенная модель Земли; карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

-Потому что у них разная высота и глубина.

-Некоторые места океанов показаны бледно-голубым цветом, другие – синим или темно-синим цветом.

-Невысокие– светло-коричневый цвет, самые высокие – тёмно-коричневый.

-Шкала глубин и высот.

Работа в парах

-Темно- синий- 6000 метров, светло-синий 4000 метров, еще светлее 2000 метров, потом-200 и самое светлое 0 метров.

-Нет.

Слушают рассказ учителя

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение информации

Динамическая пауза

Практический: выполняют движения

2 м

-Ребята, а сейчас мы проведём динамическую паузу.

Выполняют движения

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

-Посмотрите на физическую карту России, давайте найдем Уральские горы. Каким цветом они изображены на карте?

-Теперь давайте найдем Гималаи, каким цветом они окрашены?

-Ребята, сделайте вывод, что по цвету на карте можно определить?

-А высота их влияет на цвет?

-Для определения высоты любой точки суши необходимо воспользоваться шкалой высот. Но для этого надо знать, какую высоту обозначает тот или другой цвет.

- Ребята, как изображаются океаны, моря, реки, озера?

-Как обозначены горы? Каким цветом обозначены равнины?

-Светло-коричневым цветом.

-Гималаи окрашены в темно- коричневый цвет.

-По цвету на карте можно определить не только горы, но и их высоту.

-Да, чем выше горы, тем темнее их цвет на карте.

-Моря, океаны, озера изображаются голубым или синим цветом.

-Горы обозначаются коричневым цветом. Равнины - зеленым или желтым.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практическая: выполнение теста

7-9мин

-Сейчас мы с вами делимся на 2 варианта и выполняем тест.

Тест по теме: «Учимся читать карту»

1 вариант

1. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

а) горы б) моря в) равнины

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки б) государства в) острова

3. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

а) жёлтым б) зелёным в) синим

4. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

а) карта б) глобус в) план

5. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?

а) экватор б) земная ось в) меридиан

Тест по теме: «Учимся читать карту»

2 вариант

1. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария?

а) экватор б) земная ось в) меридиан

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки б) государства в) острова

3. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

а) карта б) глобус в) план

4. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

а) горы б) моря в) равнины

5. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

а) жёлтым б) зелёным в) синим

1 вариант

1-в

2-а

3-в

4-а

5-а

2 вариант

1-а

2-а

3-а

4-в

5-в

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний

 Практический: работа в паре

3мин

-Ребята рассмотрите физическую карту России. Обратите внимание: в нижней части карты есть условные обозначения. Найдите и покажите столицу Российской Федерации своему соседу по парте. Покажите, где находится государственная граница нашей Родины.

Запишите домашнее задание: читать страница 25-27.

Работа с картой

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

-Ребята, какая тема нашего урока?

-Как вы думаете, достигли мы цели урока? Какую цель мы ставили?

-Что нового вы узнали?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей. Поднимите зеленый карандаш, кому все удалось, и было интересно. Поднимите красный карандаш, кому грустно и не все удалось.

-Спасибо за урок, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

-Учимся читать карту.

- Расширить знания о карте полушарий; научиться находить и показывать на карте физические объекты.

-Что такое шкала глубин и высот.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Сегодня на уроке мы…

Слайд 7

Домашнее задание: читать страницу 25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики «Миллиметр и сантиметр» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа», А.Л. Чекин

Конспект урока математики «Миллиметр и сантиметр» 3 класс разработан в соответствии с ФГОС начального образования и УМК «Перспективная начальная школа», математика, А.Л. Чекин, целью урока является - ...

Урок по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Путешествие в осеннее царство"...

Конспект урока "Деление суммы на число" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Деление суммы на число". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока "Почва и её состав" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Почва и её состав". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые", 2 класс УМК ‘Перспективная начальная школа’

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Насекомые»Цель деятельности учителя: формирование представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; повторение отличительных при...

Конспект урока по окружающему миру: «Холмы и овраги», УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с понятиями “холмы”, “овраги”, “части холма”, “части оврага”; формирование умений определения видов склоно...