Урок по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Путешествие в осеннее царство"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Окружающий мир в 1 классе


Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННЕЕ ЦАРСТВО
(праздник)

Задачи деятельности учителя: создать комфортные условия учебной деятельности, позволяющие учащимся закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе; способствовать развитию речевых умений, коммуникативных действий; воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки на основе наблюдений в природе, условия, необходимые для жизни растений и животных, осенние месяцы года; описывать сезонные изменения в природе.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план, способ действия, сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике.

Познавательные: наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления; подбирать в языках народов своего края названия времен года и соответствующие им явления природы.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: делятся эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы, осознают красоту деревьев в осеннем наряде.

Оборудование: аудиозапись музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского; костюмы Осени, братьев-месяцев; карточки с обозначениями станций; кроссворд «С какого дерева лист?».

Ход урока

I. Сообщение темы урока-праздника.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня». Праздник начинается. В класс входят Осенние Месяцы со своей свитой: мальчики в красивых костюмах с аппликацией из осенних листьев, рябиновыми бусами, венком из цветов; у свиты на головах короны с изображением овощей.

Учитель. Отгадайте загадку:

Хожу я по равнинам

Тихой светлой сказкой,

Расписываю рощи

Солнечною краской.

                               (Осень.)

– Сегодня мы отправляемся на праздник к Осени. Осенние братцы-месяцы помогут нам дойти до замка Осени. Назовите имена осенних месяцев. (Учащиеся называют.)

– А путешествовать мы будем по станциям «Народная», «Овощная», «Лесная» и «Игровая».

– Ребята, а чем знамениты осенние месяцы? Сейчас они сами расскажут о себе.

Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил. Смотрите, сколько красок!

Октябрь. У меня тоже найдется чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье! Жаль только, что сегодня истекает мой срок. Мне еще так много всего хотелось сделать.

Ноябрь. Не грусти. Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.

II. Основная часть мероприятия.

Станция «Народная».

– Вот мы прибыли на станцию «Народная», где объявляем осенний конкурс народных примет и названий.

1) Какой месяц называли листопадником, грязником, свадебником, позимником? (Октябрь.)

2) Почему сентябрь называли заревником? (За яркость красок.)

3) Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?

 Холоден сентябрь, да сыт.

 В сентябре и лист на дереве не держится.

 Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.

 Октябрь-капустник пропах капустой.

 Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

 Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

 В октябрьское ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

 Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.

 Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка.

 Ноябрь – ворота зимы.

 В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

4) Назовите осенние приметы.

 Лягушки квакают – к дождю.

 Бабье лето ненастно – осень сухая.

 Комары в ноябре – быть легкой зиме.

 Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

 Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Молодцы, ребята! А сейчас вас ждет награда.

Братья-месяцы награждают победителей жетонами-бубенцами.

Станция «Овощная».

– Хорошо ли вы знаете овощи? Ну-ка ответьте на мои вопросы:

– Какие овощи солят и маринуют?

– Какие овощи жарят, сушат?

– А без чего не сварить щей и борща?

– Раскрасьте овощи.

Группам дают цветные карандаши и изображения помидора, моркови, огурца, тыквы, баклажана, репы, редиски. За 3 минуты нужно раскрасить все овощи.

– Следующее испытание. Отгадайте загадки Е. Благининой:

Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.

(Капуста.)

Говорят, я горький, говорят, я сладкий,

Стрелочкой зеленой я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю я слово,

Ешьте меня всяким – будете здоровы.

                        (Лук.)

Я на солнышко похожа, я росла на грядке тоже,

Сладкая да крепкая, называюсь... (репкою).

Растет на грядке зеленая ветка,

А на ней красные детки.

                        (Помидор.)

Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.

(Картофель.)

Я – красная девица, зеленая косица!

Собой горжусь, для всего гожусь!

И для сока, и для щей, для салатов и борщей,

В пироги и винегрет, и... зайчишкам на обед!

(Морковь.)

Я кругла и крепка, темно-красные бока,

Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет.

                                                        (Свекла.)

Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз.)

– Молодцы, ребята! А сейчас вы получите жетоны-овощи за победу.

ИГРА-ЭСТАФЕТА «УБОРКА УРОЖАЯ»

Учащиеся делятся на 3 команды. Перед каждой командой – кучка овощей. Их нужно перевезти на машинках к противоположной стороне класса. Если машинки большие, в них можно класть по 2–3 овоща, если маленькие – по одному (тогда и овощей должно быть немного). Побеждает команда, которая быстрее перевезет свои овощи.

Станция «Лесная».

1. Кроссворд «С какого дерева этот лист?».

1

2

3

 

 

4

 

Ответы: 1. Дуб. 2. Береза. 3. Ель. 4. Клен.

– Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Учащиеся называют ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)

2. Загадки о деревьях, лесе (автор В. Волина).

В шубе летом, а зимой – раздетый.

                                                (Лес.)

Что цветет без цвета?

                        (Сосна.)

Белый передник, зеленая коса.

                                        (Береза.)

Никто не пугает, а вся дрожит.

                                        (Осина.)

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы.

                                        (Рябина.)

В костяном горшочке каша сладенькая

На солнце варилась.

                        (Орех.)

Зелены кусточки, алые цветочки;

Когти-коготочки стерегут цветочки.

                                        (Шиповник.)

Весной – беленая, летом – зеленая,

Осенью – каленая, зимой – хваленая.

                                                (Калина.)

По округе славится зеленая красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком,

Шапочка – с опушечкой, с острою макушечкой.

                                                                (Ель.)

За работу на станции «Лесная» учащиеся получают жетоны-листья.

Станция «Игровая».

Игра «Белки, зайцы, мышки».

Все участники делятся на равные группы игроков. Ведущий дает группам названия: «Белки», «Зайцы», «Мышки». Выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: «Мышки-белки-зайцы!». Тогда все три команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.

III. Итог урока.

Осенний хоровод.

Учащиеся встают в круг. Заранее выбранная девочка выходит на середину, берет за руку «волнушку» (другую девочку), и они кружатся поскоком, а все ученики хлопают в ладоши.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла,

Вот и нет волнушки

На лесной опушке!

                        Я. Сатуновский

Осенние Месяцы. Спасибо, дорогие ребята. Мы видим, что вы любите осень и много о ней знаете. Мы прощаемся с вами до следующего года. С вами остается наша свита, которая дарит вам то, чем богаты осенью сады, виноградники, бахчи. Угощайтесь нашими дарами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Урок по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

                                              Самоанализоткрытого урока ...

конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Наши помощники – органы чувств"....

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

Урок по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Урок по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа 21 век" Н.Ф.ВиноградоваТема урока "Почвы России"Цель: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для...

Технологическая карта урока по окружающем миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Технологическая карта  урока по окружающем миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 век"...