разработка урока по окружающему миру 2 класс. Неживая природа весной.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Велижанина Татьяна Григорьевна

 

Выявить признаки весны в неживой природе.  Помогать будут стихи известных авторов, которые читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов будем учиться выражать свои чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezhivaya_priroda.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                Тема: Неживая природа весной.

Цели:

  • Формировать понятия о неживой природе  весной.
  • Развивать образное мышление и поэтический вкус.
  • Прививать любовь к родной природе.

Оборудование:  схемы,  картинки  для  раскраски,  картина  Левитана «Большая вода»,  карточки,  пословицы,  слова,  народные приметы.

                                       Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, 2 урока в одном - природоведение и чтение.

Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей

Пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Да, сегодня мы будем говорить о весне.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Какие задачи можем поставить?  (после ответов открывается 1слайд)

Наша задача – выявить признаки весны в неживой природе. А помогать нам будут стихи известных авторов, которые мы читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов мы будем учиться выражать свои чувства. А сейчас послушайте, сосредоточьтесь и постарайтесь выполнить правильно задание.

  1. Повторение   пройденного.  (2 слайд).  

 Дан ряд слов, которые обозначают предметы живой  и неживой природы. Ваша задача правильно расположить в колонки. (Работают 2 ученика с интерактивной доской)

   Класс работает по индивидуальным карточкам. (Подчеркнуть предметы неживой и живой  природы)  

Проверка.

- Что можно сказать о ребятах, которые  работали  у доски?

-  Кто такой же молодец?

(3 слайд картинки)

   Много чудес приготовила Природа - волшебница. Одно из них - смена времен года. Вы спросите: почему это чудо?  А разве нет? Каждый год, один сезон сменяет другой.  Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки.

А самые волшебные сказки бывают весной.

Закройте глаза и послушайте (звучит запись голосов птиц, шум деревьев).

Чем не сказка. Приятно было бы сейчас оказаться в этом месте и посмотреть на эти чудеса.

  1. Новый  материал.

Давайте мысленно побываем на улице и посмотрим - что там?

- Что мы услышим и увидим?

- Давайте послушаем, что там за окном?

Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего дня.

Фономинутка (прогноз погоды)

А сейчас воспользуемся тем, что сказали и попробуем выразить свои  чувства.

Закройте глаза и шепотом произнесите  слово «Весна».

- Какое  чувство возникло у вас?

- А настроение у вас поменялось?  (4слайд) (появляются слова – настроения)

(5 слайд портреты  поэтов)

Многие известные поэты посвятили свои прекрасные произведения этой прекрасной поре. Обратите внимание, как поэты создают яркие, зримые образы с помощью слов, как передают настроение. Сегодня мы их услышим.

Стихи  Ф. Тютчев «Еще природа не проснулась»

         В. Маяковский «Несется клич во все концы»

- Какие картины вы представлялись?

- С каким чувством поэты описывают приход весны?

- Какое настроение передают авторы своими стихами?

- Созвучны ли стихи авторов с нашими настроениями и чувствами?

Словарная работа.

«Все нудит зиму вон….»- как понимаете это выражение?

IV.Составление устного журнала «Весна»

    Весна - самое светлое время года. Также как осень и зима, весна делится на несколько периодов. Сейчас мы будем составлять устный журнал, который называется «Весна». Наш журнал расскажет о приметах весны в неживой природе. А выявлять эти приметы мы будем из стихов известных нам авторов и наша задача их услышать, выделить. И к концу урока у нас должна получиться таблица с признаками весны в неживой природе.

   Итак, открываем первую страничку нашего журнала, которая  расскажет нам о самых интересных приметах ранней весны.

  Стихотворение «Зима сменяется весною»

- С каким чувством передано это стихотворение?

- Какое чувство вы испытывали. Когда слушали эти строки?

- Какие приметы неживой природы вам запомнились из этого стихотворения?

- Почему солнышко стало ясней?

Обобщение:  какие признаки прихода ранней весны необходимо открыть в таблице?

Если дни стали длиннее, ночи короче, солнце стало яснее, так начинается первый этап приход весны.

Первая страница. Весна света.

А еще в народе говорят «предвесенье»  (6 слайд)

Физминутка

  Послушайте следующее стихотворение  С. Я. Маршак «Март».

- О каком признаке весны в неживой природе, рассказывает нам С.Я. Маршак? (…Рыхлый снег темнее в марте…)

- Какой вывод можно сделать? (открыть в таблице признак)  (7слайд).

Снег становится рыхлым и начинает подтаивать. Значит, начинается 2 этап весны, и мы открываем  вторую страницу нашего журнала.

А сейчас нужно быть очень внимательными, чтобы выделить и запомнить все признаки неживой природы в произведении.  

- Какие картины вы увидите в следующих стихах.

Стихотворение «Уж тает снег, бегут ручьи».

- О каких изменениях в природе сообщил нам автор в своем стихотворении?

- Какое настроение он передал?

- Как вы понимаете строки:

Уж тает снег, бегут ручьи….

….Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало….

А сейчас посмотрим мини – сказку «Сосульки».

- Почему же заплакали сосульки?

Итак, появились сосульки, они словно плачут.

- Как по – другому,  можно назвать это явление?

 (7слайд следующий признак слово «капель»)

   Стихотворение          С.Я. Маршак «Апрель».

- В какое время начинается капель?

- А что еще бывает в это время на речках, вы узнаете из стихотворения «Ледоход» С.Я. Маршака.

 (7 слайд «ледоход»)

- Как вы понимаете выражение: Лед идет, лед идет! Вереницей длинной.

- Какие слова находит автор, чтобы изобразить разные цвета льдин, сменяющих друг друга?

- Что радует нас и автора?

- Можно ли в это время играть на реке?

- Какие слова помогают нам увидеть весенние воды?

Тает снег, лед, бегут ручьи  и наступил новый период весны.

- Какой?  

 (7 слайд «снеготай»)

Вторая страница. Весна воды.

Картина Левитана «Весна. Большая вода».

- Что вы видите на картине?

- Как это можно назвать?

(7 слайд «половодье»)

Обобщение: что происходит на втором этапе в неживой природе весной?

- Что еще происходит от весеннего тепла?

Сейчас мы откроем следующую страницу нашего журнала и узнаем это из стихотворения.

«Весна»

- Как весна шагает к нам?

- Что появляется на земле?

- Как понимаете это слово?

(7 слайд «проталинки»)

Появляются проталинки, и наступает следующий этап весны.

- Как вы думаете, как он будет называться и почему?

Третья страница. Пестрая весна.

- Где можно увидеть первые проталинки?

- Что происходит с почвой?

Это следующий признак наступления весны – оттаивание почвы.

Итак, освобождаются ото льда водоемы, прогревается почва. А за счет чего это происходит? ( прогревается  воздух)

Значит следующий признак весны в неживой природе – это повышение температуры воздуха.

Так как повышается температура, что наступает? – потепление.

И мы открываем четвертую страницу нашего журнала.

Четвертая страница. Серая весна. 

- Как вы понимаете это выражение?

Еще этот период называют «голая» весна  (7 слайд)

Задание: раскрасить рисунки так, чтобы было видно и понятно, что это голая весна.   Выставка рисунков.

- А какие осадки выпадают весной?  Это еще один признак наступления весны в неживой природе.

Какая еще бывает весна, и как называются ее периоды, мы узнаем на следующем уроке.

Обобщение:

Перед нами появилась таблица с признаками наступления весны в неживой природе. Посмотрите, какие признаки мы с вами выделили.

(7 слайд)                                       Солнце выше

                                                       Дни длиннее

Прогревается и оттаивает почва                  Темный, рыхлый снег; освобождается                                

                                                                                           ото льда водоемы

                                                     Прогревается почва

 Потепление                                                     Снег сменяется дождем

  1. Закрепление.

Работа в тетради № 38.

  1. Рефлексия.

- Какую цель вы ставили на уроке?

- Вам удалось достичь поставленной цели?

- Каким способом  вам  удалось достичь цели? (Наблюдением, рассуждением.)

- Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение?   Покажите (индивидуально каждый).

- Вы довольны своей работой?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, поставьте себя на лесенку успеха.

- Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

-Все вы на уроке очень хорошо потрудились. Я с вами согласна, ребята. Вы объективно оцениваете свою работу и работу друг друга.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Конспект урока по окружающему миру «В гости к весне. Весенние изменения в природе» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «В гости к весне. Весенние изменения в природе»Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе.Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиКак устроен мирТема: Природа. Разнообразие природы.Значение природы для людейЦели:Образовательные: создать ...

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....

Разработка урока по окружающему миру «В гости к весне»

Формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней....