Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Иванова Елена Дмитриевна

 

  • Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
  • Обобщить знания;
  • Проверить сформированность умения  делать выводы;
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких  учёных, каким был  М.В.Ломоносов;
  • Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov_konspekt_uroka.docx26.28 КБ
Файл lomonosov.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Мбоу «Гимназия №7»

г.Торжка Тверской области

Тема: Великий гражданин нашего Отечества

Михаил Васильевич  Ломоносов  (1711-1765)

учитель начальных классов:

Иванова Е.Д.

2011

Урок защита проектов:

Великий гражданин нашего Отечества

Михаил Васильевич  Ломоносов  (1711-1765)

Цели и задачи:

  • Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
  • Обобщить знания;
  • Проверить сформированность умения  делать выводы;
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких  учёных, каким был  М.В.Ломоносов;
  • Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

Оборудование: подготовленные проекты учеников, тест, проектор, компьютер учителя, индивидуальные словари устаревших слов (см.приложение).

Форма проведения: защита проектов.

Ход урока:

I.Орг.момент

Приветствие

Мотивация

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

1. Беседа

- О каком великом человеке говорили на прошлом уроке?

- Какие преобразования в России произошли за время правления  Петра  I?

- Кем он был провозглашён?

2. Тест.                Проверка.                 Оценивание.

 III. Совместное открытие новых знаний.

- Мы уж начали урок –

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь многое понять

Об учёном всё узнать.

-  Посмотреть на доску. По какому принципу зашифровано слово?

Л М Н С В

- О каком учёном будем говорить?

- Какие  задачи поставим?

(учитель комментирует тему, цели, план и др.)

- В  течение  2-х недель мы с вами вели исследовательскую  работу о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. И сегодня на уроке подводим итог. Каждая группа представит подготовленный материал.

Учитель:

Петр I дал сильный толчок развитию русого  народа. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее. Образованные учёны е стали выходить не только из богатых слоёв общества, но и  из бедных. Ярким примером  является появление М.В.Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным, поэтом.

Читаю  эпиграф на доске.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отросли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страсти все души: историк, риторик, механик, химик, металлург, художник и стихотворец – он все испытал и все проник…»

А.С. Пушкин

IV. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова.

1 группа.

А) Детство М.В.Ломоносова

Б)  Годы учёбы

Открытия в области наук

2 группа

М.В. ломоносов основоположник русской поэзии. Он написал более 20 торжественных од (работа со словариком). В них он вкладывал пламенную любовь к науке и Отечеству.

А) Открытия в области литературы

Б) Выпустил учебник «Риторика»

В) Разработал правила грамматики русского языка

Г) Составил книгу «Российская грамматика»

Д) В 1751г. Вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе»  М.В. Ломоносова  (чтение стихотворения)

3.Учитель

М.В.Ломоносов был величайшим новатором в химии. Он требовал объединения  химии, физики, математики для совместного изучения химических явлений. Химия и физика, по его мнению, составляют неразрывное целое. Он провёл свыше четырёх тысяч опытов, открыл смальту - цветное непрозрачное стекло, стал мастером  мозаичного искусства.

2 группа - Открытие в области химии.

(презентация открытие в области химии)

4.Учитель

 Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. Он писал:

- «Пойдём  ныне по своему Отечеству… Станем добираться отличных камней, мраморов и даже изумрудов, яхонтов и алмазов. Дорога будет не скучна, в которую хотя и не везде сокровища нас  встречать станут, однако везде увидим минералы, в обществе  потребные»

Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам  и разработке полезных ископаемых.

(Презентация разработка земных недр)

5.Учитель.

Ломоносов не щадил сил чтобы  обеспечить развитие науки и культуры в России. Он  стремился сделать науку – всеобщим достоянием, привлечь к ней ,как можно больше одарённых людей из самых глубин русского народа.

3 группа – презентация о МГУ

Открытие в области: астрономии, истории, географии.

Мы обобщили работу, у нас получился проект. Тем. Кто работал оценка «5»

V. Обобщение:

Учитель.

- Великий сын русского народа М.В. Ломоносов вошел в нашу эпоху как почетный гражданин Отечества.

- Что позволило М.В. Ломоносову так много величайших открытий?

Учитель.

Обращаясь к российскому народу, к вам, ребята, Ломоносов призывает показать способность к учебе и наукам, считал, что ставить свое Отечество надо знаниями.

Работа в группах

Подведение итогов:

Восстановите план рассказа о Ломоносове

1.Возвращение в Россию.

2.Учеба за границей.

3.Детские и юношеские годы.

4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

5.Работа в Петербургской  академии наук.

6.Учёба  в  Петербургской  академии.

3.Детские и юношеские годы.

4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

6.Учёба  в  Петербургской  академии.

2.Учеба за границей.

1.Возвращение в Россию.

5.Работа в Петербургской  академии наук.

Проверка

Этот план вам поможет приготовить домашнее

Домашнее задание: пересказ по плану, тетрадь к.1, учебник

Приложение

ТЕСТ

1.В какой стране Петр I учился плотницкому делу:

  1. Голландии
  2. Швеции
  3. Франции

2.Как называлось судно, на котором царь учился навигации:

  1. Ладья
  2. Фрегат
  3. Бот

3.В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

  1. Черное
  2. Балтийское
  3. Баренцево

4.Первая русская газета называлась:

  1. «Новости»
  2. «Ведомости»
  3. «Россия»

5.В каком городе был открыт первый  русский музей:

  1. Москве
  2. Петрозаводске
  3. Санкт-Петербурге

Словарь

Ода - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

Смальта -  цветное, непрозрачное  стекло, применяемое для изготовления мозаик

Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.

Восстановите план рассказа о Ломоносове

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской  академии наук.

Учёба  в  Петербургской  академии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий гражданин нашего Отечества МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

Слайд 2

Цели : Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова; Обобщить знания; Проверить сформированность умения делать выводы; Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов; Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

Слайд 3

Деревня Мишанинская Архангельской губернии

Слайд 4

Галиот Модель

Слайд 5

Книги в доме Ломоносовых «Грамматика» Мелетия Смотрицкого «Арифметика» Леонтия Магницкого

Слайд 6

Получив паспорт, заняв у соседа три рубля, прихватив с собой «Арифметику» и «Грамматику», 9 декабря 1730 года он с молчаливого согласия отца покинул родительский дом

Слайд 7

Здание церкви бывшей Славяно-греко-латинской академии 3 коп. в день 1 коп. – на хлеб 1 коп. – на квас 1 коп. – на обувь

Слайд 8

Петербургская академия Университет в г. Марбурге

Слайд 9

Титульный лист «Краткого летописца с родословием» М. В. Ломоносова. 1760. Титульный лист «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. 1755. Титульный лист «Риторика» М. В. Ломоносова. 1748.

Слайд 10

Смальта – цветное непрозрачное стекло. Мозаика

Слайд 11

Открытия в области химии

Слайд 12

Разработка земных недр

Слайд 13

Московский государственный университет

Слайд 14

Детские и юношеские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Петербургской академии. Учеба за границей. Возвращение в Россию. Работа в Петербургской академии наук. Восстановите план рассказа о Ломоносове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Великая Отечественная война"

Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...

Урок немецкого языка в 4 классе "Защита проекта по теме "Наша квартира"

Идея создания данного проекта: Сделай игрушки для себя и других своими руками....

Защита Родины-долг гражданина

материал к уроку 22 ОРКСЭ...

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края».

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края»....

ПРОЕКТ "ВЕЛИКАЯ ВОЙНА, ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: ПОКЛОНИМСЯ ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ "

Воспитание патриотизма младших школьников  - неотъемлемая часть работы современной школы.  Данный проект поможет подрастающему поколению расширить знания о Великой Отечественной войне  ...