Главные вкладки

    Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
    проект по окружающему миру (4 класс) по теме

    Иванова Елена Дмитриевна

     

    • Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
    • Обобщить знания;
    • Проверить сформированность умения  делать выводы;
    • Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких  учёных, каким был  М.В.Ломоносов;
    • Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lomonosov_konspekt_uroka.docx26.28 КБ
    Файл lomonosov.pptx2.38 МБ

    Предварительный просмотр:

    Мбоу «Гимназия №7»

    г.Торжка Тверской области

    Тема: Великий гражданин нашего Отечества

    Михаил Васильевич  Ломоносов  (1711-1765)

    учитель начальных классов:

    Иванова Е.Д.

    2011

    Урок защита проектов:

    Великий гражданин нашего Отечества

    Михаил Васильевич  Ломоносов  (1711-1765)

    Цели и задачи:

    • Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;
    • Обобщить знания;
    • Проверить сформированность умения  делать выводы;
    • Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких  учёных, каким был  М.В.Ломоносов;
    • Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

    Оборудование: подготовленные проекты учеников, тест, проектор, компьютер учителя, индивидуальные словари устаревших слов (см.приложение).

    Форма проведения: защита проектов.

    Ход урока:

    I.Орг.момент

    Приветствие

    Мотивация

    II. Актуализация знаний и постановка проблемы

    1. Беседа

    - О каком великом человеке говорили на прошлом уроке?

    - Какие преобразования в России произошли за время правления  Петра  I?

    - Кем он был провозглашён?

    2. Тест.                Проверка.                 Оценивание.

     III. Совместное открытие новых знаний.

    - Мы уж начали урок –

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь многое понять

    Об учёном всё узнать.

    -  Посмотреть на доску. По какому принципу зашифровано слово?

    Л М Н С В

    - О каком учёном будем говорить?

    - Какие  задачи поставим?

    (учитель комментирует тему, цели, план и др.)

    - В  течение  2-х недель мы с вами вели исследовательскую  работу о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. И сегодня на уроке подводим итог. Каждая группа представит подготовленный материал.

    Учитель:

    Петр I дал сильный толчок развитию русого  народа. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее. Образованные учёны е стали выходить не только из богатых слоёв общества, но и  из бедных. Ярким примером  является появление М.В.Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным, поэтом.

    Читаю  эпиграф на доске.

    «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отросли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страсти все души: историк, риторик, механик, химик, металлург, художник и стихотворец – он все испытал и все проник…»

    А.С. Пушкин

    IV. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова.

    1 группа.

    А) Детство М.В.Ломоносова

    Б)  Годы учёбы

    Открытия в области наук

    2 группа

    М.В. ломоносов основоположник русской поэзии. Он написал более 20 торжественных од (работа со словариком). В них он вкладывал пламенную любовь к науке и Отечеству.

    А) Открытия в области литературы

    Б) Выпустил учебник «Риторика»

    В) Разработал правила грамматики русского языка

    Г) Составил книгу «Российская грамматика»

    Д) В 1751г. Вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе»  М.В. Ломоносова  (чтение стихотворения)

    3.Учитель

    М.В.Ломоносов был величайшим новатором в химии. Он требовал объединения  химии, физики, математики для совместного изучения химических явлений. Химия и физика, по его мнению, составляют неразрывное целое. Он провёл свыше четырёх тысяч опытов, открыл смальту - цветное непрозрачное стекло, стал мастером  мозаичного искусства.

    2 группа - Открытие в области химии.

    (презентация открытие в области химии)

    4.Учитель

     Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. Он писал:

    - «Пойдём  ныне по своему Отечеству… Станем добираться отличных камней, мраморов и даже изумрудов, яхонтов и алмазов. Дорога будет не скучна, в которую хотя и не везде сокровища нас  встречать станут, однако везде увидим минералы, в обществе  потребные»

    Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам  и разработке полезных ископаемых.

    (Презентация разработка земных недр)

    5.Учитель.

    Ломоносов не щадил сил чтобы  обеспечить развитие науки и культуры в России. Он  стремился сделать науку – всеобщим достоянием, привлечь к ней ,как можно больше одарённых людей из самых глубин русского народа.

    3 группа – презентация о МГУ

    Открытие в области: астрономии, истории, географии.

    Мы обобщили работу, у нас получился проект. Тем. Кто работал оценка «5»

    V. Обобщение:

    Учитель.

    - Великий сын русского народа М.В. Ломоносов вошел в нашу эпоху как почетный гражданин Отечества.

    - Что позволило М.В. Ломоносову так много величайших открытий?

    Учитель.

    Обращаясь к российскому народу, к вам, ребята, Ломоносов призывает показать способность к учебе и наукам, считал, что ставить свое Отечество надо знаниями.

    Работа в группах

    Подведение итогов:

    Восстановите план рассказа о Ломоносове

    1.Возвращение в Россию.

    2.Учеба за границей.

    3.Детские и юношеские годы.

    4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

    5.Работа в Петербургской  академии наук.

    6.Учёба  в  Петербургской  академии.

    3.Детские и юношеские годы.

    4.Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

    6.Учёба  в  Петербургской  академии.

    2.Учеба за границей.

    1.Возвращение в Россию.

    5.Работа в Петербургской  академии наук.

    Проверка

    Этот план вам поможет приготовить домашнее

    Домашнее задание: пересказ по плану, тетрадь к.1, учебник

    Приложение

    ТЕСТ

    1.В какой стране Петр I учился плотницкому делу:

    1. Голландии
    2. Швеции
    3. Франции

    2.Как называлось судно, на котором царь учился навигации:

    1. Ладья
    2. Фрегат
    3. Бот

    3.В какое море Россия получила выход после победы над шведами:

    1. Черное
    2. Балтийское
    3. Баренцево

    4.Первая русская газета называлась:

    1. «Новости»
    2. «Ведомости»
    3. «Россия»

    5.В каком городе был открыт первый  русский музей:

    1. Москве
    2. Петрозаводске
    3. Санкт-Петербурге

    Словарь

    Ода - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

    Смальта -  цветное, непрозрачное  стекло, применяемое для изготовления мозаик

    Мозаика - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.

    Восстановите план рассказа о Ломоносове

    Возвращение в Россию.

    Учеба за границей.

    Детские и юношеские годы.

    Учёба в Славяно-греко-латинской академии.

    В Петербургской  академии наук.

    Учёба  в  Петербургской  академии.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Великий гражданин нашего Отечества МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ 1711-1765

    Слайд 2

    Цели : Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова; Обобщить знания; Проверить сформированность умения делать выводы; Воспитывать чувство гордости за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М.В.Ломоносов; Способствовать развитию познавательных интересов и желания учиться.

    Слайд 3

    Деревня Мишанинская Архангельской губернии

    Слайд 4

    Галиот Модель

    Слайд 5

    Книги в доме Ломоносовых «Грамматика» Мелетия Смотрицкого «Арифметика» Леонтия Магницкого

    Слайд 6

    Получив паспорт, заняв у соседа три рубля, прихватив с собой «Арифметику» и «Грамматику», 9 декабря 1730 года он с молчаливого согласия отца покинул родительский дом

    Слайд 7

    Здание церкви бывшей Славяно-греко-латинской академии 3 коп. в день 1 коп. – на хлеб 1 коп. – на квас 1 коп. – на обувь

    Слайд 8

    Петербургская академия Университет в г. Марбурге

    Слайд 9

    Титульный лист «Краткого летописца с родословием» М. В. Ломоносова. 1760. Титульный лист «Российской грамматики» М. В. Ломоносова. 1755. Титульный лист «Риторика» М. В. Ломоносова. 1748.

    Слайд 10

    Смальта – цветное непрозрачное стекло. Мозаика

    Слайд 11

    Открытия в области химии

    Слайд 12

    Разработка земных недр

    Слайд 13

    Московский государственный университет

    Слайд 14

    Детские и юношеские годы. Учёба в Славяно-греко-латинской академии. Учёба в Петербургской академии. Учеба за границей. Возвращение в Россию. Работа в Петербургской академии наук. Восстановите план рассказа о Ломоносове


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-проект "Великая Отечественная война"

    Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...

    Презентация проекта "Великий английский язык"

    Презентация проекта "Великий английский язык"...

    Урок немецкого языка в 4 классе "Защита проекта по теме "Наша квартира"

    Идея создания данного проекта: Сделай игрушки для себя и других своими руками....

    Защита Родины-долг гражданина

    материал к уроку 22 ОРКСЭ...

    Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края».

    Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края»....