Групповой исследовательский проект "Государственный природный заповедник Тигирекский". 2 класс.
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Писарева Татьяна Максимовна

Тема данного проекта актуальна - проект посвящён году охраны окружающей среды. На районной научно-практической конференции мои ученики заняли второе место (из четырнадцати).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ролевая игра – представление проекта «Государственный природный заповедник»

Действующие лица:

 Махмадиев Кирилл – директор заповедника,

Миронова Ксения – корреспондент газеты «Алтайская правда»,

Ткаченко Дарина – корреспондент газеты «Рудный Алтай»

(Восточно-Казахстанская область),

Татаринцева Яна – второклассница,

Кавардакова Елена – ведущая.

Кавардакова Елена.   Зачитывает вступительную часть проекта.

   Природа… Её называем матерью, матушкой. Может, потому, что терпелива, мудра, всё сносит. Но разве можно молчать бесконечно? Как долог и тернист путь к пониманию простой истины: ничего не проходит бесследно.   Леса и водоёмы, горы и степи… Алтай – жемчужина Сибири, уникальное место. Но это отнюдь не образец доброго отношения к природе.

   Чтобы уберечь исчезающие виды флоры и фауны, сохранить созданные природой уголки, в 1998 году была создана Красная книга Алтайского края.

   Красная книга – это сигнал бедствия. Ведь в неё вносят редких представителей флоры и фауны. Сколько же их исчезло? Только за три столетия на земле полностью истреблено 280 видов птиц и млекопитающих, почти пятистам грозит уничтожение. Основные причины: неумеренный отстрел животных (браконьерство), вырубка лесов, сбор цветов на букеты, лесные пожары. Экологи также озабочены отрицательными последствиями падения на территорию Алтайского края  первых и вторых ступеней (топливных баков) ракет-носителей, выводящих на орбиту космические аппараты.

   Не случайно 2013 год объявлен годом Охраны окружающей среды. Поэтому тема нашего проекта очень актуальна.

   Основной предмет исследования нам помогут назвать ребята, присутствующие в зале. (Заранее раздаётся кроссворд, ключевым словом которого является слово «заповедник»).

   Государственный природный заповедник «Тигирекский».

   Мы предположили, что в нашем крае проводится большая работа по охране природы  и что в Алтайском заповеднике созданы необходимые условия для сохранения редких растений и животных. Мы определили цели и задачи своего исследования:

- узнать дату создания заповедника;

- зачем был создан;

- расположение; территорию;

- изучить флору заповедника – растения Красной книги России и Алтайского края;

- изучить фауну заповедника – животные Красной книги России и Алтайского края.

   Для того чтобы выполнить работу, мы  изучали «Красную книгу России» и «Красную книгу Алтайского края»; обращались к толковому словарю;  использовали Интернет-ресурсы и другие книги-справочники. Составили кроссворд.

   Мы выполняли работу группой, поэтому хотим вместе представить её. Мы избрали форму представления проекта – ролевая игра и слайдовая презентация.

Выходят Дарина, Ксения и Яна.

Ксения. Да, Дарина, ты права: в нашем крае проводятся серьёзные мероприятия по охране природы. Алтайский край занимает пятое место среди регионов России по экологическому рейтингу, подготовленному Всероссийской общественной организацией "Зелёный патруль" (за летний период 2011 года).

Дарина. Ксения, скажи мне, пожалуйста, сколько видов растений в Красной книге Алтайского края?

Ксения.   В Красной книге Алтайского края 225 видов различных растений.

Дарина. А животных?

Ксения. В Красной книге Алтайского края 160 видов различных животных.

Дарина. А ты можешь назвать особо охраняемые территории вашего края?

Ксения. 

 Особо охраняемые территории Алтайского края:

* Государственный природный заповедник "Тигирекский".

* Природный парк "Ая".

* 35 государственных комплексных природных заказников.

* 51 памятник природы.  

Дарина. Да. У нас с вами много общих экологических проблем. Мне бы очень хотелось узнать об Алтайском  заповеднике.

Ксения. А вот и Кирилл, директор заповедника. Он как раз и ответит на все твои вопросы.

Выходит Кирилл. Читает стих. В. Орлова (замечая гостей).

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой.

С птицей возле тополька

Воду пью из родника...

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

   Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

  Здравствуй, Ксения! Кто же на этот раз с тобою пожаловал к нам в гости?

Ксения. Это Дарина - корреспондент газеты «Рудный Алтай». У неё к тебе много вопросов.

Кирилл. Хорошо! Я готов ответить.

Дарина. Восточно-Казахстанская область и Алтайский край – большие и давние друзья. Мне бы хотелось  рассказать в своей газете о вашем заповеднике. Когда создан? Зачем? Расположение? Территория? Познакомиться с обитателями флоры и фауны. Какие из них особо охраняемые.

Кирилл. Хорошо. Я готов провести для вас фото экскурсию. Но кто эта девочка?

Ксения. Это Яна, второклассница. Мы подружились с нею по дороге.

Яна. А что такое «заповедник»? Мне не совсем понятно.

Кирилл открывает презентацию и начинает свой рассказ  (с опорой на слайдовую презентацию).

   Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, участки природы, культурные ценности. 

   В нашем заповеднике много животных и растений, которые занесены в Красную книгу края. Мы делаем всё необходимое для того, чтобы их численность с каждым годом увеличивалась. А Красная книга становилась всё тоньше и тоньше. Недавно вышел уже третий том Красной книги, куда внесены особо охраняемые территории, в том числе и наш заповедник.

   Заповедник образован 5 декабря 1999 года. Цель создания: охранять территорию заповедника с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов; вести экологическое просвещение.  Расположен в юго-западной части Алтайского края, включая приграничные с Казахстаном участки Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов. Площадь более 40 тысяч га.

Флора заповедника. Растения Красной книги России и Алтайского края.     

В заповеднике на сегодняшний день выявлено 766 видов сосудистых растений, 71 вид мхов, 209 видов водорослей, 311 видов лишайников.

   В Красные книги России и Алтайского края включены: щитовник мужской, стеллеропсис алтайский, лук алтайский, венерин башмачок, касатик Блудова, колокольчик широколистный, пион марьин корень,  кандык сибирский, ковыль красивейший, ковыль перистый, пальцекорник балтийский, лишайник лобария лёгочная и другие.  Все эти растения относятся к наиболее охраняемым видам. Гриб ежевик коралловидный также внесён в эти книги.

Фауна заповедника. Животные Красной книги России и Алтайского края.

   Для заповедника достоверно отмечено присутствие 62 видов млекопитающих, 151 вида птиц, 10 видов рыб, 1272 видов насекомых, 115 видов пауков.

   Животный мир Тигирекского заповедника представлен видами, достаточно типичными для гор Западного Алтая. В то же время список видов, известных для территории заповедника, в дальнейшем будет пополняться за счет более редких представителей фауны.

   Из редких птиц, внесенных в Красные книги России и Алтайского края на территории заповедника встречены: черный аист, хохлатый осоед, курганник, большой подорлик, беркут, черный гриф, балобан, белая куропатка, воробьиный сыч, гималайская завирушка, пестрый каменный дрозд, синий соловей. Из млекопитающих это: сибирская белозубка, выдра и рукокрылые: ночницы остроухая, водяная, прудовая, Брандта, Иконникова, длиннохвостая, северный кожанок, двухцветный кожан, рыжая вечерница, малый ушан, большой трубконос.  Из рыб к числу редких относится таймень. Из числа насекомых: аполлон обыкновенный, бархатница африканка, ленточник Гельмана, хвостатка Фривальдского.

Кирилл. Яна, ты о чём-то хочешь спросить?

Яна. Почему вы считаете, что животным живётся лучше в вашем заповеднике, чем в дикой природе?

Кирилл.  Наши условия очень близки к диким, но здесь животные под охраной, поэтому защищены от браконьеров.

Яна. А можно мне посетить заповедник?

Кирилл.  В заповедник нет доступа всем желающим. Мы пропускаем только организованные экскурсии. А я хочу спросить тебя, знаешь ли ты другие растения, охраняемые?

Яна. Да, знаю. Я готовила проект к уроку.  Это подснежники, медуница, кувшинка, да и вообще каждое растение надо охранять, иначе оно может стать редким.

Кирилл. Молодец! А все ребята в вашем классе знают правила поведения в природе?

Яна. Мы изучали их на уроке и стараемся соблюдать.

Кирилл. Я думаю, вы станете хорошими посетителями нашего заповедника.

Дарина. Спасибо, Кирилл! Ксения, а какие мероприятия по охране природы проводятся у вас в крае с детьми?

Ксения.

* создание краевой экологической газеты "Природа Алтая";

* проведение краевых экологических мероприятий с детьми (олимпиады, конкурсы, выставки и др.).

*проведение акций по очистке родников, экологических субботников.

   С 2007 года наш край принимает участие во всероссийской экологической акции "Дни защиты от экологической опасности". По итогам акции в 2010 году Алтайский край занял 2-е место среди регионов России.

Яна. Извините меня, пожалуйста, можно я скажу, что мы с ребятами нашего класса приняли участие в краевом экологическом марафоне «Сохраним биосферу» и ещё будем принимать.

Дарина. Спасибо всем! Теперь я знаю, о чём рассказать в своей газете.

Кирилл. Ксения и Дарина! Я желаю вам творческих успехов, а тебе, Яна, я хочу дать наказ.

Ты, дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся

Родиной твоей!

Заключение. Кавардакова Елена.

   В результате работы над данным проектом мы пришли к выводу: в Алтайском заповеднике созданы необходимые условия для жизни редких растений и животных. Убедились в том, что в нашем крае проводится большая работа по охране природы. Ещё мы поняли, что многое зависит от каждого из нас: взрослых и детей. Поэтому будем стараться расти внимательными и чуткими ко всему, что нас окружает, соблюдать правила экологической этики.

   Работу свою продолжим. Хотим более подробно изучить другие особо охраняемые территории нашего родного края.



Предварительный просмотр:

Отгадайте ключевое слово нашего проекта.

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Надели коняшки

Морские тельняшки.

2. Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

3. Что за дом, странный дом,

Нет ни стен, ни окон в нём.

Только пол да потолок

Да ещё две пары ног.

4. Чёрный он, чернее ночи,

Под землёй жить любит очень,

В огороде роет норы,

Длинные, как коридоры.

5. На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

6. Кто зимой всё время спит,

А летом ульи ворошит?

7. Ёжик вырос в десять раз,

Получился ... .

8. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

9. Позапасливее всех я:

У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов

Или, скажем, вещмешка.

10. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами.

И с лепёшкой на носу.

Роет землю он в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая исследовательская работа "В тех именах истории шаги"

Всегда ли мы знаем, в честь кого или какого события названа та или иная улица?...

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Проект "Нижнесвирский природный заповедник"

Материал был представлен учащимися на школьной конференции по теме "Заповедники России"....

Конспект урока с поисково - исследовательской деятельностью и проблемными ситуациями. "Природные зоны" 4 класс

Предмет: Окружающий мир.Тема: «Природные зоны». 1-ый урок по теме.Цель: научить способам получения информации и анализа природных объектов.Задачи:формировать и развивать универсальные учебные действия...

Презентация к открытому занятию "Мордовский природный заповедник им. П.Г.Смидовича

Предмет: клубный час Тип занятия: знакомство с новым материалом Тема: Охрана природы Цель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологическ...

Окружающий мир. Природные заповедники Крыма.

Презентация исследовательского проекта по окружающему миру (3 класс) на тему:Природные заповедники Крыма....

Проект. Государственный природный заповедник "Олёкминский" в математических задачах.

Проектная  работа «Государственный природный заповедник «Олёкминский» в математических задачах»...