Конспект "Размножение и развитие животных"
материал (окружающий мир, 3 класс) по теме

Степанова Мария Евгеньевна

Конспект открытого урока по программе ШКОЛА РОССИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  34 Невского  района Санкт-Петербурга


КОНСПЕКТ

 ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Оружающий мир»

ТЕМА: «Размножение и развитие животных»

Составитель:

Степанова Мария Евгеньевна

учитель начальных классов

г. Санкт-Петербург

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ :  3»А» класс V вида.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с различными способами размножения и развития некоторых видов животных.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Расширить знания детей о разнообразии животного мира;
  • Закрепить знания детей о группах животных по видам и способам питания;

Развивающие:

  • Развитие речи, расширение словарного запаса;
  • Развитие мышления, памяти, внимания, слухового восприятия;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать бережное отношение к животным;
  • воспитывать интерес к окружающему миру ;
  • воспитывать уважение к товарищам;

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. сенсорная доска;
  2. изображения этапов развития животных в электронном виде.
  3. карточки – названия станций, изображение паровозика;
  4. ноутбук;
  5. презентация с кроссвордом, темой урока и фотографиями животных;
  6. модели двух икринок внутри с мальком, головастиком;
  7. книга Эрика Карла «Очень голодная гусеница»;
  8. аквариум,  наполненный макаронами со спрятанными внутри игрушками;
  9. пластилин;
  10. раздаточный материал для составления страниц книги «Мир животных»»
  11. клей;
  12. бабочки на стене  для зрительной физминутки;
  13. аудиозапись со звуками животных;

Ход урока

Ответы детей

Примечания

I ОРГ, МОМЕНТ,

Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. У нас  гости. Вместе с гостями мы продолжим путешествие по миру животных. Сегодня мы будем путешествовать на вот этом поезде.

- А на станциях нас будут ждать различные задания, за правильное исполнение которых вы будете получать жетоны с изображением различных необычных животных мира.

- Как поезд отправляется в путь?

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Наш поезд прибывает на  первую СТАНЦИЮ  «Всезнайкино»

- Вот задание. Это кроссворд. Блиц-опрос: я быстро задаю вопрос, вы быстро говорите односложный ответ. В результате правильного ответа, будет появляться часть надписи – темы урока.  

  1. Как называются животные, которые питаются и животными и растениями?
  2. Как называется животных, которые едят других животных?
  3. Как называется группа животных, у которых 8 ног?
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью?
  5. Как называются черви, которые живут в воде?
  6. Как называется группа животных, тело которых покрыто сухими чешуйками, и они всю жизнь ползают?
  7. Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, и дышат они растворенным в воде кислородом, с помощью жабр.
  8. К какой группе животных относятся пиявки?
  9. Как называются животные, которые питаются только растениями?

-Молодцы! Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

III.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

-И мы отправляемся на следующую станцию

СТАНЦИЯ «Молочкино»

- Сначала давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Закройте глазки. Послушайте звуки природы.

- Голоса каких животных вы узнали?

- К какой группе животных они относятся?

- А почему эта группа так называется?

- Правильно. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Некоторые из них рождаются слепыми и беспомощными. Например, лисята и бельчата.Другие зрячими. Например, бобрята. Родители охраняют своих детей, приучают их к взрослой жизни.

- Но вы слышали такое выражение: «В каждом правиле бывают исключения». Среди зверей так же есть исключения. Что бы вы ответили, если бы вам загадали такую загадку: «Не птица, а с клювом, несёт яйца, а детей выкармливает молоком»? Такое животное есть. Это утконос. Он, как и птица, откладывает яйца, а не рождает живых детёнышей.

        

- А в Австралии живёт ещё одно такое животное исключение. Это ехидна. Она откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке — глубокой кожистой складке — она первое время носит и детёныша, когда он появляется из яйца. Ехидна выкармливает детёнышей молоком.

- А теперь давайте вспомним: как называются члены семьи некоторых млекопитающих. Подойдите ко мне. Перед вами волшебный ящик. Ваша задача достать какое-нибудь животное из него и назвать папу, маму и детеныша.

- Молодцы. Садитесь.

- Кто был  лишний?

- Почему?

- Правильно! И мы с вами отправляемся на следующую СТАНЦИЮ « Летайкино»

- Откройте, пожалуйста, учебники на странице 106.

- Итак. Скажите, пожалуйста, как размножаются птицы.

- Молодцы ребята! И мы отправляемся на следующую станцию:

СТАНЦИЯ «Превращалкино».

- К нам пришел еще один гость. Он прислал вам загадку о себе.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

- Кто это?

- Здравствуйте ребята. Я пришла рассказать вам историю своей жизни. Но сначала давайте отдохнем. Вместе.

IV. ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась.    
Потянулась, улыбнулась.      
Раз – росой она умылась.   
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.
А на пять – на место села.

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

 - А теперь история моей жизни.  О ней написана целая книга!!! Автор Эрик Карл. И называется она «Очень голодная гусеница».

- Вам понравилась моя история?

- А теперь давайте потренируем наши глазки. Встаньте, пожалуйста.  Посмотрите на верхнюю желтую бабочку  на стене, на красную бабочку, на синюю бабочку, на нижнюю желтую бабочку.

- Молодцы. Ну, мне пора. До свидания!

- Наша гостья, конечно, немного приукрасила свой рассказ. В чем там ошибка?

 - А чем питаются гусеницы?

 - К какой группе животных относится бабочка?

- Кто расскажет, как размножаются бабочки.

 - Правильно. Но не все насекомые развиваются так. Не у всех насекомых есть куколки. У кузнечика , например, из крошечного яйца появляется маленький кузнечик, но без крыльев,  который постепенно, сбрасывая шкурки, вырастает во взрослое животное.

- Ну а  нам пора отправляться дальше в путь.

Следующая СТАНЦИЯ «Икринкино».

-Посмотрите, пожалуйста,  что у меня в руках. На что похоже?

- А кто размножается с помощью икры?

 - Правильно! Из икры появляются мальки, которые похожи на взрослых рыбок, но очень - очень маленьких. Большинство рыб не заботится об икре. Икринки сами созревают на водорослях, корягах, камнях. Некоторые рыбы строят для икринок гнёзда. Лосось хвостом выметает ямку на дне, в неё откладывает икру и сторожит её. Колюшка строит для икры подводный шалашик. Морской конёк и морская игла носят свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе.

А рыбки апогоны прячут икру ... во рту! И пока из икры не выклюнутся рыбята, они ничего не едят, чтобы не проглотить икринки. Чем меньше икринок у рыбы, тем больше она о них заботится. Но есть живородящие рыбы: акулы, скаты. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.

- А кто еще вылупляется из икры?

- Это лягушки или жабы.  Из икры появляется головастики, который больше похож на маленькую рыбку, чем на лягушку. Потом у головастика отваливается хвостик, появляются лапки. Земноводное вырастает во взрослое животное.

- Ну что, поехали дальше?

- Возьмите в руки пластилин. Разомните. Скатайте колбаску. На какое животное похоже?

- Правильно. На червяка. Мы попали на СТАНЦИЮ «Червякино».

- Разорвите вашего «червячка» пополам.  Сколько получилось?

- Многие считают, что червяки именно так и размножаются. Но в основном это не так! Если червяку было достаточно еды, то разорванный пополам он  действительно выживет. Причем вполне и обе половинки. Но размножаются черви яйцами! Посмотрите на картинку! Вы, наверно, обращали внимание, что иногда у дождевых червей на переднем конце можно видеть утолщение – поясок. Этот поясок служит для вынашивания яиц.

- Дождевые черви откладывают их в землю в специальных коконах каждые 5-7 дней! В каждом коконе развивается от 2 до 20 яиц. Вылупившиеся червячки тоненькие, как ниточки, длиной 1 мм. Зато через неделю они подрастают до 4-7 мм. Вот так-то.

-А нам пора дальше. СТАНЦИЯ «Моделькино».

- Подойдите, пожалуйста, к доске. Перед вами схемы развития животных с пропущенными этапами. Ваша задача восстановить их.

- Молодцы, вы прекрасно справились.

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

- Наша следующая СТАНЦИЯ  «Закреплялкино»

- А вот и задание. Подойдите к общему столу. На столе лежат схемы развития и представители животных. Вам надо распределить все карточки в нужные группы.  

- Молодцы. У нас получилась книга «МИР ЖИВОТНЫХ»

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Поехали дальше. СТАНЦИЯ «Задавалкино».

-Послушайте ваше домашнее задание. В ваших тетрадях надо будет выполнить задания.

-Первое задание – соединить животных с их воспоминаниями о детстве. Второе задание – вписать пропущенные слова. Третье задание – восстановить схемы развития животных.

Дополнительное задание по желанию: подготовить сообщение по тем группам животных, которых не было сегодня на уроке.

VIII. ИТОГ УРОКА

- Поехали дальше. СТАНЦИЯ «Отражалкино».

- Чем мы с вами занимались сегодня на уроке.

-Что понравилось.

- Что не понравилось.

IX, ОРГ.КОНЕЦ

-Вы сегодня молодцы. Посчитайте ваши жетоны. У кого больше. Похлопаем самому знающему мир животных!!!! А вот вам награда за отличную работу.

- Урок закончен.

Ту-ту…

всеядные,

хищники,

паукообразные,  

звери,

пиявки,

рептилии,

рыбы,

черви,

растительноядные

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ

Корова, свинья, лошадь, кошка, собака.

Млекопитающие.

Потому что они выкармливают своих детенышей молоком.

Бык-корова-теленок

Хряк-свинья-поросенок

Баран-овца-ягненок

Козел-коза-козленок

Конь-лошадь-жеребенок

Селезень-утка-утенок

Ёж-ежиха-ежонок

Здесь лишняя утка.

Потому что утка это птица, а не млекопитающее.

Птицы весной строят гнезда, откладывают яйца. Насиживают их – согревая своим теплом. Из яйца появляются птенцы.

Это бабочка!

Да!!!

До свидания!

Ошибка в том, что гусеницы не едят мороженое, пироженое…

Гусеницы питаются листьями растений.

Бабочки относятся к группе насекомые.

У бабочки из яйца появляется личинка-гусеница, потом гусеница превращается в куколку, а из куколки появляется бабочка.

Похоже на икру.

С помощью икры размножаются рыбы!

Похоже на червяка.

Получилось два червячка!

Мы вспоминали группы животных. Знакомились с различными способами размножения  животных.

На доске «ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»

На доске

СЛАЙД 1

На доске

Аудиозапись.

Слайды 2,3,4,5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7,8

Аквариум, наполненный макароны, а внутри спрятаны игрушки.

На доске

Чтение текста учебники.

На доске

СЛАЙД 9

Входит подготовленный ребенок в роли бабочки.

Рассказ – демонстрация «Очень голодная гусеница»

Физминутка для глаз.

Бабочка уходит.

На доске

Демонстрация двух моделей икры.

Раскрываю одну икру и достаю рыбку.

СЛАЙД 10,11

СЛАЙД 12

Возможные ответы детей. Демонстрация: из икры достаю головастика, отрываю хвостик, приклеиваю лапки.

Выдаю пластилин.

На доске.

СЛАЙД 13

На доске.

Работа с сенсорной доской: дети передвигают картинки на нужное место.

На доске

На столе заготовки листов для «книги» «Мир животных», карточки различных животных, схемы развития разных групп животных.

На доске.

На доске.

Ответы детей.

Подсчет жетонов. Награждение «Сладким сундучком».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ФОТО ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ДОСКИ

     

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ В Д С Е Я Н Ы Е И Н Щ И Х И К З А Р Б О О К У А П Е Ы Н И Р Е В З Я И И Б К Ы В И И П Т П Е Р Л И Ч Е И Р В Д Р Е Н Ы А Ы Л Р Е С О Н И Т Ь Т Я

Слайд 7

Это ехидна. Она откладывает яйца в специальную сумку у себя на животе. В этой сумке — глубокой кожистой складке — она первое время носит и детёныша, когда он появляется из яйца. Ехидна выкармливает детёнышей молоком.

Слайд 10

Морской конёк и морская игла носят свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе.

Слайд 12

Апогоны держат икру ... во рту! И пока из икры не выклюнутся рыбята,они ничего не едят, чтобы не проглотить икринки. Чем меньше икринок у рыбы, тем больше она о них заботится.

Слайд 13

Дождевые черви откладывают яйца в землю в специальных коконах каждые 5-7 дней! В каждом коконе развивается от 2 до 20 яиц. Вылупившиеся червячки тоненькие, как ниточки, длиной 1 мм. Зато через неделю они подрастают до 4-7 мм. Вот так-то


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Урок-презентация по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" для дистанционного обучения.

Данный урок создан для дистанционного обучения, где рассматривается тема "Размножение и развитие животных"...

Урок "Развитие животных"

Конспект не мой. Я взяла его с диска "Поурочные планы 3 - 4 класс. Окружающий мир. Программа "Гармония". Издательство "Учитель". Я дополнила его презентацией....

Животный мир: Развитие животных, 3 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Животный мир: Развитие животных"....

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления и элементов здоровьесберегающей...