Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья? Моя семья – моё богатство"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Чижаева Елена Владимировна

Данный урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivyot_semya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Как живёт семья? Моя семья – моё богатство.

Цель: формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия, сплочённости и защищённости.

Прогнозируемые результаты: первоклассники расширят представление о семье; научатся называть по имени, отчеству и фамилии членов своей семьи, рассказывать о своей семье.

Ход урока:

I. Организационный момент .

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке ?

- Какую форму имеет Земля ?

- Как люди доказали, что Земля имеет шарообразную форму?

- Как движется Земля?

- Что такое глобус?

- Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны?

- Каким цветом изображены леса? Горы?

III. Самоопределение к деятельности.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами начинаем изучение второго раздела нашего учебника. Прочитайте его название на стр. 55. С каких слов будут начинаться вопросы, на которые мы найдём ответы?

2. Чтение сказки о первой семье. (читает учитель)

- А сейчас, я  предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока. ( учитель читает сказку о первой семье)

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом. (Семья.)

_ Итак, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить? Прочитайте этот вопрос на стр. 56. (Как живёт семья?)

IV. Работа над новой темой.

1. Совместное целеполагание.

( Вступительное слово учителя.)

- Сегодня мы будем говорить о семье. Но вы сегодня не просто зрители. Все вы мои помощники. Вместе мы будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?

- Прежде, чем начать искать ответ на этот вопрос мне хотелось бы выяснить как вы понимаете значение слова «семья»? Что такое – «семья» ? (Дети высказывают своё мнение)

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. (Слайд №2-№3)

2. Работа с учебником стр. 56 – 57 (работа в группах по иллюстрациям учебника)

- Работать сегодня на уроке мы будем в группах. (Учащиеся класса делятся на две группы).         - Вспомните правила работы в группах. (Дети называют правила работы в группах).

- Выберите капитанов  в своих группах.

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши.

Задания группам: 1 группа – подготовить рассказ по первому рисунку о семье Даши, 2 группа – подготовить рассказ по второму рисунку о семье Алёши. (Даётся время для подготовки рассказов. Выслушиваются выступления представителей групп .)

- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга? (Ответы детей.)

3. Чтение стихотворения В. Степанова  «Наша дружная семья» учителем.

 - Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Степанова  «Наша дружная семья»

Маму очень я люблю.

Папу тоже я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

 Папа, мамочка и я –

 Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю,

Я и дедушку люблю,

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа, дед и я,

Да и бабушка моя –

Наша дружная семья.

И сестрёнку я люблю,

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа, дед и я,

Баба, брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

4. Рассказы учащихся о членах семьи (по желанию) по рисункам. (На доске оформлена выставка рисунков учащихся «Моя семья».)

- Ребята, а вашу семью можно назвать дружной? Почему ? Я думаю каждый из вас гордится своей семьёй и с удовольствием расскажет нам о ней. ( Учащиеся рассказывают о своей семье по рисунку.)

V. Физминутка

VI. Продолжение работы над новой темой.

1. Игра «Собери пословицу» (Работа в парах.)

- Очень много пословиц есть о семье. Пословица – это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу.» (Пословицы разделены на две части по цвету, учащиеся собирают пословицу, рассказывают, как понимают её смысл.)

Пословицы о семье:

1. Согласную семью и горе не берёт.

2. Вся семья вместе, и душа на месте.

3. Не будет добра, коли в семье вражда.

4. Семья в куче – не страшна и туча.

5. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

2. Обсуждение историй в группах. (На столе лежат конверты с историями, которые произошли с ребятами в разных семьях.)

- Ваши близкие очень любят вас, заботятся о вас, делают всё возможное, чтобы вам в семье было хорошо.

- Но все ли дети хорошо относятся к своим родным? Предлагаю группам обсудить поведение ребят в следующих ситуациях.

( По одному представителю из группы подходят к столу, и выбирают любой конверт. Учитель зачитывает сначала одну историю (для 1 группы), затем вторую историю (для 2 группы). Даётся время для обсуждения ситуаций. Дети высказывают своё мнение. По мере ответов вывешиваются таблички с правилами «дружной семьи».)

- Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас запомним правила поведения в семье. (Учащиеся зачитывают правила «дружной семьи»)

3. Семейный фотоальбом «Моя семья – моё богатство».

- Семья сильна не только любовью, уважением, традициями, но и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Каждая фотография в нём – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. И сейчас мы с вами перелистаем страницы нашего семейного альбома.

(Звучит песня Э. Пьехи «Семейный альбом», идут слайды с фотографиями семей учащихся.)  

4. Чтение учащимися стихов о членах семьи.

- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как ни в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что на земле есть место, где тебя ждут и любят. (Учащиеся читают стихи о членах семьи.)

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Можем ли мы в конце урока ответить на вопрос: «Как живёт семья?», «Что такое семья?», «Что объединяет членов семьи?», «Как должны относиться друг к другу члены семьи?»

(Учитель даёт задание на самопроверку «Кроссворд». Дети заполняют кроссворд и называют ключевое слово «семья».)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Дети показывают «Светофориками» оценку за урок)

VIII. Итог урока

- Урок я хочу закончить ещё одним стихотворением о семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Богатства пр роды"

Цели:Образовательные:1.показать, что человек зависит не только от людей многих профессий, но и от компонентов природы, используемых человеком, - природных богатств или природных ресурсов (1 – я линия ...

Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья"

Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья"...

План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»

Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...

Конспект урока по окружающему миру "Нет в России семьи такой", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;Уметь: находить аргументы и делать выводы.     Личностные:принимать и ос...

Конспект урока по Окружающему миру 2 класс тема : "Семья"

 Данный урок выполнен по направлению - «Начальная школа». Предмет – окружающий мир    по   теме «Семья. Родители и дети» УМК «Ш...