Как животные готовятся к зиме
план-конспект занятия (окружающий мир, 4 класс) по теме

познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью  в связи  с подготовкой к зимнему периоду;  обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; развивать практические навыки, речевые умения;

    воспитывать любовь к животным, проявлять заботу в зимний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как животные готовятся к зиме.

Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в

            связи  с подготовкой к зимнему периоду;

            обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах;

            развивать практические навыки, речевые умения;

            воспитывать любовь к животным, проявлять заботу в зимний период.

                                             Ход урока

I. Оргмомент

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

А сейчас все улыбнулись, успокоились, подтянулись.

Друг на друга посмотрели, подравнялись, тихо сели.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Какое сейчас время года? Докажите.

- Какие изменения в неживой природе произошли с приходом зимы?

- Как подготовились к зиме растения?

- А как вы подготовились к зиме?

- А кроме людей ещё кто-то готовится к зиме?

III. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Цель?

- Откройте учебник на стр. 30 и найдите данную тему.

III. Изучение нового материала.

- Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.

- О каких животных Миша спрашивает свою сестру?

- Ребята, а какое животное могло о себе сказать следующее:

  Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам надо накопить запас жира, а это делается летом и вначале осени. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму ( медведь)

- Так как медведь готовится к зиме? (накапливает жир и впадает в спячку)

- Какие ещё животные поступают также?

- А впадают ли в спячку домашние животные? Почему?

- А кто мог о себе сказать так:

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву – и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отдельно ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев(бобр)

- А как это животное готовится к зиме?

- Какие ещё животные делают запасы на зиму?

- Как вы думаете, что запасают на зиму полёвка, поползень, белка?

- Послушаем следующее животное:

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным – полно. И всё – таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши у меня тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно – белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей (заяц)

- Так как же встречает зиму заяц?

- Кто поступает так же?

Сделаем вывод: Как звери готовятся к зиме?

(делают запасы на зиму, впадают в спячку, не впадают в спячку и не делают запасы на зиму).

(на столах изображение животных

- Прикрепите рисунок животного в нужный домик

                                                                  ( животные: белка, медведь, ёж, заяц,

                                                                     лиса, бобр, лось, барсук, волк, хомяк,

                                                                     змея, лягушка, рыба, черепаха,

                                                                                                 летучая мышь, рысь, кабан, бурундук)

              впадают               делают                 изменяют

              в спячку               запасы                 цвет и

                                           на зиму                шерсть

- Как помочь животным зимой, которые не делают запасы и не впадают в

  спячку?

- Проверим что получилось?

IV. Физминутка.

Солнце землю греет слабо,                           

По ногам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

V. Работа по учебнику.

- Вернёмся на стр. 30 учебника.

- Рассмотрите рисунок слева.

- Кто изображен на данном рисунке?

- Почему этих птиц разделили на две группы?

- Назовите перелётных птиц. (Журавль, жаворонок, ласточка, скворец)

- Назовите зимующих птиц. (Сорока, синица, воробей, ворона)

- Почему некоторые птицы улетают на юг? (нет корма)

- А как ведут себя птицы, оставшиеся на зиму? ( перебираются ближе к жилью

  человека)

- Чем питаются зимующие птицы? (сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых)

- А какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири, свиристели)

VI. Физминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VII. Работа в печатной тетради.    № 21 стр. 20

- Отметь V рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением       холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать      с нами?

- Проверьте работу друг у друга.  (Если готово покажите домик)

- Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь птицам зимой? (сделать кормушки, подкармливать птиц)

- Почему птицам надо помогать зимой?

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Так что же мы должны были узнать на уроке?

VIII. Итог урока.

- Так как же животные готовятся к зиме?

   * улетают на юг.

   * делают запасы на зиму.

   * впадают в спячку.

   * сменяют цвет шерсти, зимой ищут корм в природе.

- Кому из вас понятна данная тема, и он готов поделиться полученной информацией с другими, прикрепите зелёный кружок. А если кому- то ещё нужна помощь – красный.

- Мне понравилось, как вы сегодня работали, понравилась ваша доброжела-тельность. И я хочу вам подарить свою улыбку. Улыбайтесь чаще и мир будет добрее и светлее.

   

Resource id #3422

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....

Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива

Презентация к уроку по теме Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива...

Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"

План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...

Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....

Конспект и презентация урока по окружающему миру: "Как разные животные животные готовятся к зиме" (2 класс)

В конспекте урока представлен перечень вопросов о животных, распространенных в нашем окружающем мире....