Главные вкладки

    Как животные готовятся к зиме
    план-конспект занятия (окружающий мир, 4 класс) по теме

    познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью  в связи  с подготовкой к зимнему периоду;  обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах; развивать практические навыки, речевые умения;

        воспитывать любовь к животным, проявлять заботу в зимний период

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Как животные готовятся к зиме.

    Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в

                связи  с подготовкой к зимнему периоду;

                обобщить наблюдения детей о перелетных и зимующих птицах;

                развивать практические навыки, речевые умения;

                воспитывать любовь к животным, проявлять заботу в зимний период.

                                                 Ход урока

    I. Оргмомент

    Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

    А сейчас все улыбнулись, успокоились, подтянулись.

    Друг на друга посмотрели, подравнялись, тихо сели.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    - Какое сейчас время года? Докажите.

    - Какие изменения в неживой природе произошли с приходом зимы?

    - Как подготовились к зиме растения?

    - А как вы подготовились к зиме?

    - А кроме людей ещё кто-то готовится к зиме?

    III. Сообщение темы урока.

    - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Цель?

    - Откройте учебник на стр. 30 и найдите данную тему.

    III. Изучение нового материала.

    - Рассмотрите центральный рисунок в учебнике.

    - О каких животных Миша спрашивает свою сестру?

    - Ребята, а какое животное могло о себе сказать следующее:

      Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам надо накопить запас жира, а это делается летом и вначале осени. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму ( медведь)

    - Так как медведь готовится к зиме? (накапливает жир и впадает в спячку)

    - Какие ещё животные поступают также?

    - А впадают ли в спячку домашние животные? Почему?

    - А кто мог о себе сказать так:

    Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву – и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отдельно ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев(бобр)

    - А как это животное готовится к зиме?

    - Какие ещё животные делают запасы на зиму?

    - Как вы думаете, что запасают на зиму полёвка, поползень, белка?

    - Послушаем следующее животное:

    Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным – полно. И всё – таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши у меня тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно – белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей (заяц)

    - Так как же встречает зиму заяц?

    - Кто поступает так же?

    Сделаем вывод: Как звери готовятся к зиме?

    (делают запасы на зиму, впадают в спячку, не впадают в спячку и не делают запасы на зиму).

    (на столах изображение животных

    - Прикрепите рисунок животного в нужный домик

                                                                      ( животные: белка, медведь, ёж, заяц,

                                                                         лиса, бобр, лось, барсук, волк, хомяк,

                                                                         змея, лягушка, рыба, черепаха,

                                                                                                     летучая мышь, рысь, кабан, бурундук)

                  впадают               делают                 изменяют

                  в спячку               запасы                 цвет и

                                               на зиму                шерсть

    - Как помочь животным зимой, которые не делают запасы и не впадают в

      спячку?

    - Проверим что получилось?

    IV. Физминутка.

    Солнце землю греет слабо,                           

    По ногам трещит мороз,

    Во дворе у снежной бабы

    Побелел морковный нос.

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и тверда.

    Вьюга злится, снег кружится,

    Заметает всё кругом белоснежным серебром.

    V. Работа по учебнику.

    - Вернёмся на стр. 30 учебника.

    - Рассмотрите рисунок слева.

    - Кто изображен на данном рисунке?

    - Почему этих птиц разделили на две группы?

    - Назовите перелётных птиц. (Журавль, жаворонок, ласточка, скворец)

    - Назовите зимующих птиц. (Сорока, синица, воробей, ворона)

    - Почему некоторые птицы улетают на юг? (нет корма)

    - А как ведут себя птицы, оставшиеся на зиму? ( перебираются ближе к жилью

      человека)

    - Чем питаются зимующие птицы? (сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых)

    - А какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири, свиристели)

    VI. Физминутка

    Мы с вами входим в лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    (Посмотрели вправо, влево)

    Руки подняли и покачали –

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся, покажем –

    Крылья сложили назад.

    Наклонились и присели,

    Заниматься тихо сели.

    VII. Работа в печатной тетради.    № 21 стр. 20

    - Отметь V рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением       холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать      с нами?

    - Проверьте работу друг у друга.  (Если готово покажите домик)

    - Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

    - А что вы сами можете сделать, чтобы помочь птицам зимой? (сделать кормушки, подкармливать птиц)

    - Почему птицам надо помогать зимой?

    Покормите птиц зимой,

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их – не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    - Так что же мы должны были узнать на уроке?

    VIII. Итог урока.

    - Так как же животные готовятся к зиме?

       * улетают на юг.

       * делают запасы на зиму.

       * впадают в спячку.

       * сменяют цвет шерсти, зимой ищут корм в природе.

    - Кому из вас понятна данная тема, и он готов поделиться полученной информацией с другими, прикрепите зелёный кружок. А если кому- то ещё нужна помощь – красный.

    - Мне понравилось, как вы сегодня работали, понравилась ваша доброжела-тельность. И я хочу вам подарить свою улыбку. Улыбайтесь чаще и мир будет добрее и светлее.

       

    Resource id #3422

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

    Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

    Презентация "Как разные животные готовятся к зиме" 2 класс

    Презентация по окружающему миру "Как разные животные готовятся к зиме" по УМК "Перспектива" для 2 класса....

    Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива

    Презентация к уроку по теме Как различные животные готовятся к зиме УМК Перспектива...

    Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"

    План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...

    Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"

    Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....

    Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

    Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...