урок окружающего мира 2 класс, А,А, Плешаков "Про воду..."
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Cабирова Светлана Рейнгольдовна

Урок изучения новой темы. Дети узнают

о  богатстве природы – воде,  и познакомятся с ее некоторыми свойствами;

 со значением воды в жизни человека;и 

расширят знания o формах существования воды в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (Школа России), 2 класс

Тема урока:  Про воду…

Цели урока:

познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

познакомить со значением воды в жизни человека;

расширять знания o формах существования воды в природе.

Задачи урока.

  1. Образовательные:
  • знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

     2. Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

   3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник “Окружающий мир”

2 кл; электронный тест; презентация “Про воду…”, ноутбуки; наушники,  колбы, тряпочка , пластмассовые  пластинки, глобус.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент        

У. – Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

II. Тема и цель урока.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, отгадав ребус и загадку (групповая, по рядам)

Дети отгадывают (Вода)

У. Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно.

У. А цель нашего урока узнать, какой бывает вода, и ее значение в жизни  нашей планеты.

III. Мотивация учебной деятельности

У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

На столе стоит глобус.

Это ребята наша испытательная площадка.  Что за предмет вы видите на испытательой площадке?

  • Что такое глобус? – Д. это модель Земли
  • Раскрути глобус.
  • Какого цветом кажется глобус?

Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

Слайд

А какое значение имеет вода?

У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.

Значит вода – это здоровье.

(Слайд  “здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.

(Слайд  “помощник”)

У. Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека

У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!

(подготовленные дети разыгрывают сказку)

 Рыбак:

Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Салым  я  поспешил

Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?

Соберу-ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.

Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Откройте учебник на стр.53. Рассмотрите фотографии на с. 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

У. Как еще человек загрязняет воду?

Д. Бросает мусор, моет машины.

У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашем Вандрасе, Салыме или Ай - еге?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)

  • Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
  • По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
  • Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
  • Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
  • Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

4. Физминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег,

Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой

И отправились домой.

5. Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик) в  сопровождении слайдов

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли,

что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

без воды нам не прожить!

6.Знакомство с понятием “исследователь”

У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями?

Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

Слайд №4

У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

Д. Вода.

У. Работать вы будете в парах. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша пара  сделает правильный точный вывод. (По каждому дети работают сигнальными карточками желтый, красный)

7. Практическая работа.

Опыт №1

У. Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?

 Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)

У. Почему?

 Д. Она текуча.

У. Какой сделаем вывод?

Д. Вода-жидкость.

Слайд

Опыт №2

У. Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

У. Какой сделаем вывод?

Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Слайд

Опыт №3

У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.

У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.

У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

 Слайд

Слайд№6

Сейчас вы наденете наушники, посмотрите мультфильм и ответите на вопросы, которые задала вам Капелька. Они перед вами.  Работать будете в парах.

Мультфильм

Вопросы по рядам (учитель раздает листы с вопросами)

1ряд.

  • Что происходит с водой, когда она нагревается?
  • Почему намокли бабушкины очки?

2 ряд.

  • Почему по утрам  трава мокрая?
  • Что происходит с водой при сильном охлаждении?

3ряд.

  • Из чего состоит туман?
  • Почему туман рассеивается?

Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?

(После работы в парах каждая пара отвечает, и делают свой вывод. Ребята слушают и сигналят сигнальными карточками (по рядам).  Потом  делается общий вывод.)

 Вывод:  Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

8. Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

 Тест.

VII. Итоговое обобщение.

У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.

Слайд

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

М ы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

И какие выводы сделали для себя?

9. Домашнее задание

Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1

Resource id #5690

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Вода - растворитель"

На уроке учащиеся проводят опыты. В ходе опытов открывают свойство воды - растворять вещества. К уроку прилагается авторская презентация...

Урок окружающего мира для уч-ся 3класса "Вода и ее свойства"

Основная цель урока - становить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность ее использования....

Урок окружающего мира по теме "Поговорим о воде"

Интегрированный урок 2 класс УМК"Начальная нкола 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Почему морская вода соленая"

Материал презентации поможет учащимся расширить кругозор,пополнить знания о морской воде....

Конспект урока окружающего мира «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Что мы знаем о воде? Вода и водные жители» Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов. Планируемые результаты Пред...

Урок окружающего мира "Что мы знаем о воде?" 2 класс, УМК "Школа XXI века"

Урок открытия новых знаний. Создание условий для открытия и ситематизации знаний о воде и ее своёствах. На уроке используется ется презентация "Вода и ее свойства"....