Урок Окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Леонова Ольга Валерьевна

Урок-путешествие "Равнины и горы России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах. Познакомить с равнинами и горами на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. 
  • Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, цветные  карандаши, физическая карта, мультимедийная презентация “Равнины и горы России”.

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация

Слайд 1. “Природа России”

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны? ( Россия – это наша Родина, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить.)

II. Сообщение темы и целей урока

1. Прогнозирование темы урока по изображению на слайде.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд «Природа России». Как вы думаете с чего мы начнём изучение этого большого раздела? Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

2. Запись темы урока на доске «Равнины и горы России».

Слайд 2. “Равнины и горы России”

- Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашей стране.

3. Выявление и сообщение целей урока.

Слайд 3. “Давайте знакомиться”

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я – Серёжа. Учусь в 4 классе. Я люблю путешествовать. А я Надя, сестра Серёжи. Люблю ухаживать и наблюдать за растениями, разными птицами и зверьками.

Слайд 4. «Физическая карта России»

- Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по России, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

III. Работа над новой темой

- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

-Узнайте его.

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)

Слайд 5. “Солнце”

Слайд 6.

- Конечно, это солнышко. Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

- Где встает солнышко? ( Солнце встаёт на востоке.)

- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему? ( Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите? ( На карте России несколько цветов: зелёный, жёлтый и коричневый, а ещё синий цвет в виде ниточек.)

- Слайд 7. «Диаграмма»

- Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? ( Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные пунктирные.)

- Что находится ближе всего  к уровню моря? ( Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску.)

- Что находится выше? ( Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая.) 

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Слайд 8. «Полуостров Камчатка»

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. Найдём  полуостров Камчатка на нашей карте, а затем на ваших картах в учебнике. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

- Что вы скажите о поверхности полуострова? ( С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

Слайд 9 - 10. “Горы полуострова Камчатка”

Слайд 11 . “Ключевская Сопка”

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.

- Какую он имеет высоту?

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.

Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6- 7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана – 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.

Слайд 12 . “Средне-Сибирское плоскогорье”

- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко? (Над Средне – Сибирским плоскогорьем.) Переместите своё солнышко на карте учебника.

- что вы видите на карте? (На этом участке есть все три  цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

- А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думайте? (Плоскогорье – это плоская гора.)

- Более точное толкование найдите в словаре С. И. Ожегова.

Слайд 13.

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

Слайд 14. “Средне-Сибирское плоскогорье”

- Что вы можете сказать о поверхности? ( Здесь много возвышенностей, холмов.)

- В целом Средне – Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства и выглядит так:

Слайд 15. «Схема плоскогорья»

- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная. А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

- Где мы с вами находимся? Какая здесь земная поверхность?  (Это горы, потому что изображены тёмно – коричневым цветом.)

-А какие горы? ( Алтай и Саяны.)

- Найдите их на своих картах и переместите солнышко.

- Что вы можете сказать о высоте этих гор? ( Эти горы высокие, потому что на карте они изображены тёмно- коричневым цветом. ) 

Слайд 16. “Алтай и Саяны”

Слайд 17. “В горах Алтая”

-Какая гора есть на Алтае? Какова её высота? ( На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.)

- А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

Слайд 18. “Гора Белуха”

Слайд 19. “Саяны”

- Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно - Сибирской равниной.

Слайд 20. “Западно-Сибирская равнина”

- Где мы оказались? ( На Западно – Сибирской равнине.)

-Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.)

- Западно – Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол, крышка шкафа и т. д.)

- Проведём опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)

- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам о объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? ( Горы, т. к. окраска коричневая и жёлтая.)

- Какие? (Уральские.)

Слайд 21. “Уральские горы”

- Найдите их на своих картах и переместите солнышко.

- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная (гора Народа), её высота 1895 м. )

Слайд 22. “Гора Народная”

- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае. (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная).

- Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая , а Уральские горы – невысокие.)

- Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс России. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Уральские горы называют “старые горы”, потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите на эту схему:

Слайд 23. «Схема старых невысоких гор»

- Здесь изображены старые горы.

- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)

Слайд 24. “Привал”

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

IV. Физкульминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
В право, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

V. Продолжение темы урока.

Слайд 25.

- И опять нас дорога зовёт. Мы движемся на запад, так солнышко ведёт .

Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучая карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зелёным цветом. И на ней заплатки, пятна светло-зелёного цвета.)

-Найдите эту равнину на своих картах и переместите солнышко.

Слайд 26. “Восточно–Европейская равнина”

- Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен.

Слайд 27. “Восточно–Европейская равнина”

- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)

- Так в чём же тайна жёлтых пятен? (Это возвышенности.)

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина».

- Прочитайте материал о равнине в учебнике. Как ещё называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину ещё называют Русской равниной.)

Слайд 28.Кавказские горы”

- А сейчас держим путь на юго-запад в горы.

Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

- Что рассказывает нам карта?  (Это  Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом.)

Слайд 29. “Кавказские горы”

- Какая самая высокая гора? (Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае. )

Слайд 30. “Гора Эльбрус”

- Что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом.)

Слайд31 . “Схема молодых гор”

- Рассмотрите схему, на ней изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор? (Вершины острые.)

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? ( На территории России встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности и плоскогорья.)

Слайд 32.

- Наше солнце закатилось за горизонт, мы с вами прошли огромный путь от восточных границ до западных.

VI. Закрепление.

Вопросы “Почемучки”:

Слайд 33-34.

- Что такое равнина? (Равнина – это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

Слайд 35-36.

- Какая равнина изображена на данной схеме?  (Холмистая равнина.)

Слайд 37-38.

- Как схематично вы изобразили Западно-Сибирскую равнину?

- Почему? (У этой равнины плоская поверхность.)

Слайд 39-40.

- Попробуйте изобразить Средне-Сибирское плоскогорье.

- А сейчас все объединим в одну схему “Равнины на территории России”

- Начертите линию уровня моря. Какую из равнин вы изобразите первой? (Плоскую равнину.

- А затем? (Холмистую.)

- Что будет выше? ( Плоскогорье.)

Слайд 41. «Равнины на территории России»

Слайд 41-42.

- Что вы можете сказать о горах? (Горы – высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые – высокие, и старые – невысокие.)

Слайд 43.

- На какой схеме изображены молодые горы?  (На первой. Это горы с острыми вершинами.)

VII. Игра «Штурманы и географы»

Слайд 43-44.

- Задача штурманов – проложить короткий маршрут из Казани до Петропавловска- Камчатского, а задача географов – описать рельеф увиденной земной поверхности, указывая названия равнин и гор.

- Найдите город Казань. Где он находится? (На Восточно- Европейской равнине.)

Работа проводится в парах, затем организуется коллективная проверка.

Пример ответа:

Летим к Уральским горам. Пролетаем над ними, летим над Западно-Сибирской равниной, над Средне-сибирским плоскогорьем, над Охотским морем, прилетаем в Петропавловск-Камчатский.

- Куда мы с вами вернулись? (На полуостров Камчатка, откуда начинали путь.)

VIII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Прочитать текст учебника, найти на карте равнины и горы России. Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание «Проверь себя». Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде и по суше.

     АЛТАЙ, горная страна на территории Российской Федерации. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина св. 2000 км.  Наиболее высокие хребты собственно Алтая — Катунский, Сев.- и  Юж. - Чуйские достигают высоты 3000-4000 м (наибольший 4506 м — г. Белуха) и несут современные ледники (о Для собственно Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2500 м со слабо расчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими название степей — Чуйская степь, Курайская и др. В Алтае распространены горностепные, горнолесные и высокогорные ландшафты. В северо-восточной части — Алтайский заповедник.

       ЗАПАДНЫЙ САЯН, горная система на юге Сибири. Ок. 600 км. Состоит из выровненных и островерхих хребтов, разделенных межгорными котловинами. Высотой до 3121 м (г. Кызыл-Тайга). На северных склонах — сосново-лиственничные таежные леса, на южных — горные лесостепи и лиственничные леса.

ВОСТОЧНЫЙ САЯН, горная система на юге Сибири. Длина ок. 1000 км (от левобережья Енисея на юго-востоке почти до берегов оз. Байкал). Преобладает среднегорный рельеф с высотой до 2000 м; наибольшая высота 3491 м (в массиве Мунку-Сардык). По правобережью р. Иркут — межгорные котловины. На склонах тайга, выше — редколесье и горная тундра. Заповедник «Столбы».

       ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.

   

          УРАЛ, территория между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В составе Урала: Уральская горная система, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского м. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Сев. Урал, Ср. Урал и Юж. Урал. Наиболее высокая точка — г. Народная. На большей части Урала преобладают лесные ландшафты; на западном склоне главным образом темнохвойные елово-пихтовые леса (на Юж. Урале местами смешанные и широколиственные), на восточном склоне — светлохвойные сосново-лиственничные. На Юж. Урале — лесостепь и степь (большая часть распахана). В пределах Урала — Печоро- Илычский, Висимский, Ильменский, Башкирский заповедники. Месторождения железных, медных, хромовых, никелевых руд, калийных солей, асбеста, драгоценных камней, угля, нефти. 

        ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, на юге — Черного, Азовского и Каспийского морей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге — Кавказом, на востоке — Уралом и Мугоджарами. В геологическом отношении соответствует Восточно-Европейской платформе. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровня моря). На Русской равнине — Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западе преобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральной части и на юге — овражно-балочный рельеф. Большая часть территории расположена в лесной зоне, центральная и южная части — в зонах лесостепи и степи, крайний юго-восток — в зонах полупустыни и пустыни (Прикаспийская низм.).

       ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА, между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности — Сибирские Увалы. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. На севере — тундра и лесотундра, южнее — тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части — лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа.

Окружающий мир
Конспект урока для 3 класса
Тема: «Формы поверхности Земли»

Цель:
Продолжить работу над формированием практических умений по использованию глобуса как источника информации.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с формами поверхности - равнинами и горами.
2. Развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
3. Воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные
карандаши, школьные глобусы, карта полушарий, физическая карта, мультимедийная презентация.

Ход урока.
1. Организационный момент
(Вначале учебного года дети разделились на группы. Перед началом урока они сели в свои группы).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5»!
У вас все получится!
2. Актуализация знаний
Перед фронтальным опросом предлагаю детям карточки с заданиями разного уровня /приложение 3/
Учитель: Что такое глобус?
Ученики: Модель земного шара.
Учитель: Что можно увидеть на глобусе?
Ученики: Моря, реки, океаны, горы, материки, города.
Учитель: Чем покрыта большая часть поверхности Земли?
Ученики: Водой.
Учитель: Что на глобусе изображено голубым цветом?
Ученики: Океаны, моря, озера, реки.
Учитель: Каким цветом на глобусе показаны участки суши? Ученики: Коричневым, зеленым, желтым.
Учитель: Как называются участки суши?
Ученики: Материки.
Учитель: Сколько материков на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Северная Америка Евразия

Южная Америка Африка

Австралия
Антарктида

Учитель: На каком материке находится Россия?
Ученики: Евразия.
Учитель: Назовите самый маленький по величине материк. Ученики: Австралия.
Учитель: Сколько океанов на Земле? Назовите их. Покажите на карте.

Западное полушарие Восточное полушарие
Северный Ледовитый океан
Т
И
Тихий Ат Х
океан ла И
н Индийский океан Й
ти
чес
кий
Южный океан
Учитель: Какие океаны омывают материк Евразию?
Ученики: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.

3.Работа в группах.
Скорей за работу! Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт групповая работа!
И группы уже распределены.
Познакомьтесь, вот они!
(Вначале учебного года дети разделились на группы. У каждой группы своё названии).
Ученики: «Природа», «Умники», «Серебристый дракон», «Звезда», «Земля».

Учитель: Задание: прочитайте вопросы и найдите ответы. Рядом с верным ответом буква. Выписывая буквы по порядку, вы составите фразу. Какую? Узнаем позже. Желаю удачи.
Тест (приложение 1)
Тест

Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле? (Евразия)
2. Самый маленький материк на Земле? (Австралия)
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк? (Южное)
4. Материк, через который проходят все меридианы? (Антарктида)
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? (Южный)
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс? (Северное)
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли? (Северный Ледовитый)
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине? (Африка)
9. Самый большой океан? (Тихий)
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части? (Южная Америка)
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки? (Северная Америка)
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию? (Индийский)

Ответы
А Северный Ледовитый океан Н
И Тихий Океан Ш
П Южный океан О
Л Атлантический океан Ь
О Индийский океан А
В Африка И
У Евразия В
Ы Антарктида П
Н Северная Америка Р
Ь Южная Америка У
Х Австралия С
(Если учащиеся ответили верно, то получатся фразы:
«Ух ты, правильно!», «Всё помнишь, ура!»).

4. Изучение нового материала. Работа с учебниками.
Учитель: Посмотрите на поверхность материков. Какая она? Ученики: Разнообразная.
Учитель: Что означают зеленые и коричневые цвета?
Ученики: Горы и равнины.
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока?
Ученики: «Формы поверхности Земли».
Учитель: Да, верно! Основными формами поверхности Земли являются горы и равнины.
Учитель: Что вы знаете о равнинах? Что такое равнины?
Учитель: Прочитайте определение в словаре в конце учебника.
Учитель: Какие бывают равнины?
Ученики: Плоская и холмистая.
Учитель: Всем известно, что поверхность Земли неровная. Эти неровности различаются по высоте, по форме, размерам, возрасту и происхождению.
Учитель: Откройте учебник на стр.16-17.
По рисункам расскажите, какая местность там, где стоит Маша, Миша? У кого обзор лучше?
Ученики: Маша стоит на плоской равнине; эта равнина без возвышений и понижений. Поэтому у Маши большой обзор открытого пространства. Она видит далекий лес, село, просё-лочные дороги и тропинки. Миша стоит на холмистой равнине. Эта равнина, где небольшие возвышения округлой формы (холмы) чередуются с понижениями. Обзор пространства у Миши меньше. Он не видит села, его закрывают небольшие возвышенности, на которых растет кустарник. Таких равнин на Земле больше, чем плоских.
Учитель: По высоте равнины подразделяют на низменности, возвышенности, плато, плоскогорье. Низменности - участки суши, имеющие ровную поверхность впадин. Возвышенность - ровный приподнятый участок суши с высотой 200м. Плато - возвышенная равнина с волнистой поверхностью. Плоскогорье - обширный участок суши с высотой выше 500м.
(Различие равнин по высоте (слайд))
Учитель: Найдите на глобусе самые крупные равнины России и скажите, какие реки по ним протекают?
Ученик: Самые крупные равнины на территории России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. По слегка волнистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь.
Учитель: Покажите на карте равнины. (Дети работают с глобусами, показывают на карте).
(Равнины мира (слайд)) Самая Большая равнина - Амазонская низменность в Южной Америке. Ее площадь свыше 5млн км кв.
Физкультурная минутка.
К морю Чёрному спустились
Наклонились и умылись.
1,2,3,4
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брас.
Один, другой – это кроль.
Все как один – плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Изучение нового материала. Работа с учебниками.
(продолжение)
Учитель: Над поверхностью равнин возвышаются горы. Что такое горы? Прочитайте в словаре. Горы имеют разную высоту. Они разделяются на низкие, средние, высокие. (слайд)
Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крупные склоны и глубокие ущелья. Самые высокие горы на Земле - это Гималаи. (показ на карте, глобусе) В Гималаях самая высокая вершина мира - гора Джомолунгма. (Эверест) в Евразии. Ее высота 8848м. Самая протяженная горная система Анды (длина 900км) и Кордильеры в Южной и Северной Америке.
(Высочайшие вершины мира (слайд))
-Килиманджаро (Африка)
-Косцюшко (Австралия)
-Джомолунгма (Евразия, Гималаи)
-Аконгуа (Южная Америка, Анды)
-Мак - Кингли (Северная Америка, Кордильеры)

Учитель: Какая из форм земной поверхности преобладает в Краснодарском крае? У нас в Сочи?
(Рассказ о Кавказских горах учеником (приложение 2),
показ слайдов).
5.Закрепление.
Чтение рассказов из хрестоматии по группам с.25; с.27;
Работа в тетради для самостоятельных работ с.5, № 7

По горизонтали:
2. Большое пространство ровной поверхности. (Равнина)
4. Самая низкая часть холма. (Подошва)
По вертикали:
1. Возвышение, высотой более 200 метров над окружающей местностью. (Гора)
3. Самое высокое место холма (Вершина)
5. Извилистое резкое понижение местности (Овраг)
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Мария Климук – 5, Данелян Диана – 4, Петренко Евгений – 4, Демирчян Анна – 5, Мурадян Виктория – 5 (отметки комментируются).
6. Д/з.
Учитель: Найдите, пожалуйста, материал о равнинах и горах, используйте Интернет, энциклопедии, дополнительную литературу; текст в учебнике пересказать.

Приложение 1
Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?
4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы?
6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
А Северный Ледовитый океан
И Тихий Океан
П Южный океан
Л Атлантический океан
О Индийский океан
В Африка
У Евразия
Ы Антарктида
Н Северная Америка
Ь Южная Америка
Х Австралия

Тест
Вопросы.
1. Самый большой материк на Земле?
2. Самый маленький материк на Земле?
3. Полушарие, в котором находится самый маленький материк?
4. Материк, через который проходят все меридианы?
5. Океан в южном полушарии, через который проходят все меридианы? 6.Полушарие, в котором находится Северный полюс?
7. Океан, в котором находится самая северная точка земли?
8. Материк, который пересекается экватором почти посередине?
9. Самый большой океан?
10. Второй по величине океан Земли?
11. Материк, пересекаемый экватором в Северной части?
12. Материк, который расположен севернее Южной Америки?
13. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
Ответы
Н Северный Ледовитый океан
Ш Тихий Океан
О Южный океан
Ь Атлантический океан
А Индийский океан
И Африка
В Евразия
П Антарктида
Р Северная Америка
У Южная Америка
С Австралия

Приложение 2
(Материал для рассказа о Кавказских горах.)

Через всю территорию Краснодарского края протянулись Кавказс-
кие горы. Они начинаются у берегов Черного моря, недалеко от Анапы, а заканчиваются возле Каспийского моря. Кавказские горы учёные считают молодыми. Им около 70 миллионов лет. По сравнению с Уральскими горами – это горы дошколята. Кавказские горы и сегодня продолжают расти. За 1год они вырастают на 1 см. Самая высокая гора – это Эльбрус. Её высота 5 642 метра. Самая высокая гора Краснодарского края – это гора Цахвоа. Её высота – 3345м. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снега-ми и ледниками. Самые высокие из них – это Агепста (3256 м), Чугуш (3238м) и Южный Псеашхо (3251 м). В горах высокие хреб-ты и глубокие ущелья. Высоко в горах рождаются горные реки, быстрые и стремительные, несущие свои воды в Чёрное море. Кавказские горы знамениты своими пещерами. Они очень красивы и таинственны. Город Сочи расположен на Западном Кавказе.

Приложение 3
Разноуровневые карточки

/карточка для среднего ученика/
1. Линии, указывающие направление север-юг, называют…… (меридианами)
2. Самая большая параллель Земли…..(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют...... (параллелями)
4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют…...(материками)
5. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют ……(горизонтом)
6. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют …….(горами)
7. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют ……(океанами)
8. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности - …. (компас)

/карточка для сильного ученика/
1. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования - ..… (север)
2. Сколько основных сторон горизонта ты знаешь…...(4)
3. Какой материк имеет только северные берега? (Антарктида)
4.Какой океан омывает Африку с западной стороны?
(Атлантический)
5. Какой океан омывает только два материка? (Северный Ледовитый)
6. На каком материке находятся Уральские горы? (Евразия)
7.Глобус – это…………………………………………
8. Место, где как бы небо сходится с земной поверхностью … это (линия горизонта)

/карточка для сильного ученика/
1. Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках (полюса)
3. Вокруг неё Земля вращается, а утро с ночью не встречается (ось)
4. Он Земли изображение и не любит искажения (глобус)
5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу.
В лес со мной заберёшься - и с пути не собьёшься (компас)
6. Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

Тема: «Глобус – модель Земли»
Можно ли считать верным высказывание?
1. На глобусе можно увидеть тончайшие
линии, покрывающие поверхность глобуса
а) да; б) нет;
2. Эти линии воображаемые, на самом деле
на земной поверхности их нет
а) да; б) нет;
3.Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют параллелями
а) нет; б) да;
4. Линии, которые соединяют Северный полюс
и Южный полюс, называют меридианами.
а) да; б) нет; в) экватором;
5. Все меридианы пересекаются на Северном и
Южном полюсах
а) да; б) нет;
6. Самый длинный меридиан – это экватор
а) нет; б) да;
7. Экватор – это самая длинная параллель
а) да; б) нет;
8. Экватор делит земной шар на полушария
– Северное и Южное
а) да; б) нет;
9. Экватор – это линия, которая делит все
меридианы пополам
а) да; б) нет;
10. Самые маленькие параллели – это Северный
и Южный полюса Земли
а) да; б) нет;
11. Все меридианы Земли имеют разную длину
а) нет; б) да;
12. . Все меридианы Земли имеют одинаковую длину
а) да; б) нет.

Тема: «Материки и океаны на глобусе»
1. Самый большой материк на Земле?
а) Северная Америка;
б) Евразия;
в) Африка;
2. Самый маленький материк на Земле?
а) Австралия;
б) Антарктида;
в) Африка;
3. Полушарие, в котором находится маленький материк?
а) Западное полушарие;
б) Восточное полушарие;

4. Материк, через который проходят все меридианы?
а) Африка;
б) Антарктида;
в) Евразия;
5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?
а) Тихий океан;
б) Южный океан;
в) Атлантический океан:
6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?
а) Восточное полушарие;
б) Западное полушарие;
в) Южное полушарие;
7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?
а) Южный океан;
б) Индийский океан;
в) Северный Ледовитый океан;
8. Материк, который пересекается экватором почти
посередине
а) Австралия;
б) Северная Америка;
в) Африка;
9. Самый большой океан?
а) Атлантический океан;
б) Тихий океан;
в) Индийский океан
10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?
а) Индийский океан;
б) Южный океан;
в) Тихий океан;

Тема: «Материки, океаны»

/карточка для слабого ученика/
1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой?

/карточка для сильного ученика/
1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
2) Угадайте материки.
? Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.
? И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.
? А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
3) Продолжите вопросы. Можете составить кроссворд.

/карточка для среднего ученика/
Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя географические названия, названия сторон горизонта и транспортные средства.

/карточка для сильного ученика/
1) Что меняется от вращения Земли вокруг своей оси?
2) Что меняется от вращения Земли вокруг Солнца?
3) Как вращается Земля?

/карточка для слабого ученика/
1) Какую форму имеет Земля?
2) Как представляли Землю люди в древности?
3) Как называется модель Земли?

Resource id #4394

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Урок окружающего мира "По равнинам и горам"

 Цели: Сформировать представление о равнинах и горах.Познакомить с равнинами и горами на территории России.Развивать познавательную активность, умение работать по карте.Наблюдать, обобщать...

Технологическая карта урока окружающего мира - По равнинам и горам (4 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «По равнинам и горам.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления о равнинах и горах; знакомство с ...